Юлия Рытикова
Технология «Говорящие стены» как современный метод метод развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Современный этап развития дошкольного образования характеризуется быстрым темпом внедрения различных технологий в практику работы детских садов. Любое новшество представляет собой создание и последующее внедрение нового компонента, вследствие чего происходят качественные изменения среды. Дошкольное учреждение со своей образовательной средой является частью значимого жизненного пространства ребёнка и как социальный институт решает важную задачу воспитания, обучения и формирования всесторонне и гармонично развитой личности.
Темочки:
На сегодняшний день одним из требований ФГОС ДО является создание образовательного пространства в детском саду, способного обеспечить развитие самостоятельности ребенка, сделать его полноценным субъектом образовательных отношений. Для того чтобы организовать и обогащать самостоятельную детскую деятельность, нужно модернизировать образовательную среду. С этой целью в нашей группе была внедрена технология «Говорящая стена».
Актуальность технологии заключается в том, что она перекликается с ФГОС ДО, активизирует у детей познавательный интерес, социально- коммуникативные навыки, самостоятельность.
Цель технологии : создание условий для полноценного развития дошкольников по всем образовательным областям в соответствии с конкретными особенностями и требованиями образовательной программы.
Задачи:
1. Создать условия для игровой, познавательной, творческой активности детей; поддержки их самостоятельности, любознательности, креативности.
2. Изменять развивающую предметно-пространственную среду с учетом образовательной ситуации.
3. Выстраивать среду для организации ненавязчивого обучения (познакомить, изучить, закрепить и расширить полученный опыт) в самостоятельной и совместной деятельности взрослого и ребенка.
4. Сделать образовательную деятельность гибкой яркой и динамичной.
Образовательные возможности «Говорящей стены» :
1. Интерактивность.
2. Информационная доступность.
3. Возможность интеграции образовательных областей.
4. Облегченная трансформация учебного материала.
5. Способ организации самостоятельной деятельности детей.
6. Способ сенсорного развития.
7. Использование в режимных моментах в течение всего дня.
8. Более эффективное усвоение вариативных программ.
9. Успешное усвоение нового материала и закрепление пройденного.
Оформление «Говорящей стены»
Создать развивающую «Говорящую стену» не сложно и можно это сделать самостоятельно. Важно учесть интересы воспитанников, подобрать необходимый материал и рационально его разместить. Главная составляющая развивающей стены (основа) – доска с различными элементами или обычная стена с нарисованным сюжетом, на которые крепятся различные материалы (магнитная доска, наборное полотно, специальные кармашки, липучки для накладных элементов, лески с прищепками). Неотъемлемые части развивающей стены – игры и пособия – размещаются на основе. Они могут быть производственного и собственного изготовления, но их содержание определяется возрастными и индивидуальными возможностями детей, соответствует ООП ДО.
Требования и правила создания «Говорящей стены» :
• создание «Говорящей стены» должно проходить при сотрудничестве педагогов, родителей и детей;
• содержание экспозиций «Говорящей стены» должно систематически обновляться;
• место размещения «Говорящей стены» должно быть «закреплено», а элементы должны быть мобильны (смена должна быть определена потребностями участников образовательного процесса (в нашей группе, не чаще 1-2 раза в месяц);
• размещенный на развивающей стене материал должен соответствовать санитарным, эстетическим требованиям, а также требованиям ФГОС ДО;
• используемые материалы должны быть качественными, прочными, легко обрабатываться и не причинять вред здоровью и безопасности детей;
• учитывать освещение (достаточное для изучения «Говорящей стены»).
Представляю вниманию одну из разновидностей «Говорящей стены». Это своеобразный центр социально-коммуникативного развития (формирования основ безопасности дошкольников, изготовленный совместно с родителями в рамках реализации проекта «Внедрение технологии «Говорящая стена» в практику ДОУ».
Комплектация:
- основа развивающей стены – магнитная доска для размещения дидактического материала);
- дидактический материал: д/и «Домашние животные», д/и «Овощи и фрукты», дидактические коврики: «Большой город», «Транспорт», «Ферма», сказки: «Колобок», «Репка».
- Обеспечивается периодическая сменяемость игрового материала, появление новых карточек, схем, стимулирующих игровую, познавательную и исследовательскую активность. Это говорит о вариативности среды.
- Свободный доступ всех воспитанников к дидактическим составляющим
«Стены безопасности» удовлетворяет все основные виды детской активности, позволяет учитывать индивидуальные особенности развития ребёнка, интересы.
- Данная развивающая стена отвечает требованиям безопасности предметно - пространственной среды, предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.
Организация образовательного процесса с использованием технологии «Говорящая стена»
«Говорящая стена» используется в совместной деятельности взрослого и ребенка на организованной образовательной деятельности (как любой элемент занятия, в режимных моментах, самостоятельной деятельности детей.
На занятии использование развивающей стены помогает педагогу ненавязчиво познакомить, изучить, закрепить и расширить полученный детьми опыт, сделать занятие ярким и динамичным. Знакомя дошкольников с новой темой, размещаем наглядный материал, пособия, работу проводим
фронтально, применяя наглядные, словесные, проблемно-поисковые методы изучения программного содержания. В режимных моментах педагог может делить детей по подгруппам, также работа со стеной может проводиться индивидуально.
В самостоятельной деятельности дети имеют возможность действовать, играть, исследовать с оставшимися в свободном доступе дидактическими ресурсами.
Можно использовать «Говорящую стену» как выставку детских работ, которые регулярно сменяются, что является показателем вариативности среды.
Использование данной технологии приносит только положительные аспекты. У детей развивается игровая, познавательная, творческая активность, интерес к содержимому «Говорящей стены», выполнению заданий, самостоятельность, инициатива при выборе содержания деятельности, наглядных средств, коммуникативные навыки. Дошкольники учатся контролировать своё поведение, выполнять простые правила, следуют алгоритму при общении в группе.
Хотелось бы завершить словами одного из классиков отечественной педагогики Антона Семеновича Макаренко: «воспитывает всё : люди, вещи, явления…». А в дошкольных образовательных организациях могут воспитывать и стены.