Папки-передвижки

Технологическая карта занятия по развитию речи «Животные и насекомые волшебного леса» для детей 5–6 лет

Кристина Аульбаева
Технологическая карта занятия по развитию речи «Животные и насекомые волшебного леса» для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Технологическая карта занятия по развитию речи

Образовательная область: речевое развитие, познавательное развитие

Тема занятия: «Животные и насекомые волшебного леса»

Возрастная группа: старшая группа 5–6 лет

Цель: развитие связной речи в процессе составления описательных загадок

Задачи:

Образовательные:

• Активизировать в речи прилагательные, характеризующие свойства и качества животных

• Активизировать в речи существительные, обозначающие жилища насекомых и птиц

Развивающие:

• Развивать связную устную речь;

• Развивать связную речь посредством умения отвечать на вопросы полным ответом;

• Развивать связную речь с помощью умения составлять предложения по образцу фетрового материала из развивающей среды «Фиолетовый лес»;

• Развивать связную речь посредством составления описательных загадок;

• Развивать умение использовать разные способы связи слов внутри предложения, соблюдая при этом структуру;

• Развивать память, мышление, воображение, мелкую моторику.

Воспитательные:

• Повторить правила безопасности в лесу

• Внимательно слушать воспитателя; грамотно отвечать на вопросы;

• Воспитывать интерес к занятиям, инициативность и самостоятельность участвовать в выполнении заданий;

Планируемые результаты занятия: дети активизировали в речи прилагательные, характеризующие свойства и качества животных; активизировали в речи существительные обозначающие жилища насекомых и птиц. У детей развита связная устная речь, связная речь посредством умения отвечать на вопросы полным ответом; развита связная речь с помощью умения составлять предложения по образцу фетрового материала из развивающей среды «Фиолетовый лес» и посредством составления описательных загадок; развито умение использовать разные способы связи слов внутри предложения, соблюдая при этом структуру, а также развита память, мышление, воображение и мелкая моторика. Дети повторили правила безопасности в лесу, во время занятия внимательно слушали воспитателя и грамотно отвечали на вопросы. У детей воспитан интерес к занятия, инициативность и самостоятельность.

Подготовительная работа: повторение названий лесных птиц, повторение правил безопасности в лесу и последствий несоблюдения этих правил

Словарная работа: лесные, описательные, березовая роща, лиственный лес, хвойный лес, хвоя, заросли, ельник, муравейник, бурундук, глухарь, тетерев, поползень, коряга

Материалы и оборудование: распечатанный рассказ «Животные леса», коврограф «Ларчик» Воскобовича, фетровые животные и насекомые из пособия «Фиолетовый лес» Воскобовича

Этапы, продолжительность.

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы и приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационно- мотивационный этап.

Настроить детей на предстоящее занятие, привлечь их внимание с помощью рассказа

Воспитатель настраивает детей на занятие, читает рассказ «Животные леса», задает вопросы по рассказу, разбирает незнакомые слова, повторяет с детьми правила безопасности в лесу и предлагает отправиться в путешествие в волшебный фиолетовый лес

Фронтальный, наглядный, словесный, практический

Дети настраиваются на занятие, слушают рассказ и отвечают на вопросы, повторяют незнакомые слова, повторяют правила безопасности в лесу

Дети настроились на занятие, послушали рассказ, ответили на вопросы, повторили незнакомые слова и правила безопасности в лесу

2.

Основной этап.

2.1.

Этап постановки проблемы

Задание №1 «Кто где живет»

Воспитатель проводит с детьми первое задание «Кто где живет»

Фронтальный, наглядный, словесный, практический

Дети слушают воспитателя и выполняют задание

Дети выполнили первое задание

2.2.

Этап восприятия материала.

Задание № 2: «Придумай предложение» и Задание № 3 «Придумай описательную загадку»

Педагог проводит с детьми второе и третье задание

Фронтальный, наглядный, словесный, практический

Дети слушают воспитателя и выполняют второе и третье задание

Дети выполнили второе и третье задание

2.3.

Этап практического решения проблемы.

Провести физкультминутку «Мышки»;

Воспитатель проводит с детьми физкультминутку «Мышки»;

Фронтальный, словесный, наглядный, практический

Дети выполняют физкультминутку и четвертое задание

Дети выполнили физкультминутку и четвертое задание

3.

Заключительный этап.

Подведение итогов; рефлексия занятия

Воспитатель подводит итоге с помощью задачи вопросов

Фронтальный, словесный

Дети активно отвечают на вопросы воспитателя, происходит рефлексия занятия

Дети ответили на вопросы и занятие подошло к концу

Ход:

1 этап

В: ребята, предлагаю вам внимательно послушать интересный рассказ, а потом ответить мне на вопросы по прочитанному.

Воспитатель читает детям рассказ «Животные леса»:

Леса — это живое чудо нашей планеты. Они не только украшают землю, но и очищают воздух, насыщая его кислородом. Леса поддерживают водный баланс, защищают землю от засухи. Их называют "легкими планеты".

Там, где шумят леса, текут полноводные реки, блестят воды озер. Трудно переоценить пользу, которую приносят нам леса.

Что может быть лучше прогулки по светлой, солнечной березовой роще или по таинственному, сказочному ельнику. Лес прекрасен в любое время года. Но лес — это еще и родной дом, убежище для его обитателей: насекомых, птиц, зверей. Волк, лиса, белка, заяц, медведь и многие другие животные – все они живут в лесу.

Трудолюбивые муравьи из хвои и веточек строят свои дома - муравейники. Урожаю орехов, шишек радуются белки и бурундуки, поползни, глухари и тетерева.

И список можно продолжать долго: вот в зарослях кустарника мелькнуло гибкое тело соболя или куницы, заяц со всех ног убегает от волка, а на опушке мелькнул рыжий хвост кумушки - лисы.

Встречаются олени и лоси. В укромном месте, под корягой, устраивается на зимнюю спячку бурый медведь. В лиственных лесах особенно красива осень. Деревья стоят в красных, золотых нарядах и многие птицы, собравшись в стаи, отправляются в теплые края. Но улетают не все пернатые. Звонко поет синица, прилетают с северных районов красногрудые снегири. Заяц переодевается в белую шубку. А хитрая лиса найдет мышей и под снегом.

Кормятся ветками лесные великаны - лоси. И серые разбойники - волки выходят ближе к деревням. Спят в своих убежищах ежи, а лягушки зарылись поглубже в речной ил.

Бобры с осени запасли веток. Зимний лес на первый взгляд кажется пустынным и уснувшим. Но и в нем продолжается жизнь, надо только получше ко всему присмотреться.

В: ребята, понравился вам рассказ? О чем в нем говорится? Каких животных в рассказе упоминает автор? Какие слова вам не понятны? (разбор слов березовая роща, лиственный лес, хвойный лес, хвоя, заросли, ельник, муравейник, бурундук, глухарь, тетерев, поползень, коряга)

В: все из вас любят гулять в лесах? А какие важные правила вы знаете, что нельзя делать в лесу?

Дети: не мусорить, не включать громко музыку, не оставлять спички, костры, стеклянные бутылки и так далее

В: замечательно, эти правила очень важно знать и соблюдать! Сейчас мы с вами тоже отправимся в гости к лесным обитателям в наш волшебный Фиолетовый лес

2 этап

В: я предлагаю вам выполнить задание, которое называется «Кто где живет»

Задание №1 «Кто где живет»

Цель: развитие связной речи посредством умения отвечать на вопросы полным ответом

Оборудование: фетровые животные на липучках

Ход: воспитатель прикрепляет на коврограф животное, дети называют это животное, например: мышь, и воспитатель задает вопрос: где живет мышь? На вопрос дети должны ответить полным предложением: Мышь живет в норке/норе.

Аналогичным образом дети выполняют это задание

В: отлично ребята, а сейчас я предлагаю вам придумать предложения.

Задание №2 «Придумай предложение»

Цель: развитие связной речи с помощью умения составлять предложения по образцу фетрового материала из развивающей среды «Фиолетовый лес»

Оборудование: фетровые животные и насекомые на липучках

Ход: воспитатель предлагает детям выбрать и взять с собой за стол животное или насекомое из «Фиолетового леса», дети должны придумать с этим животным или насекомым предложение из 3 слов.

В: вы должны посмотреть на Фиолетовый лес, выбрать и взять с собой лесное животное или насекомое, а затем придумать с ним предложение из 3 слов. После этого вы по очереди ответите мне свои предложения, давайте я начну: «Ласточка строит гнездо». Давайте с помощью пальчиков посчитаем, сколько слов в моем предложении? Ласточка-1, строит-2, гнездо-3. Аналогичным образов дети выполняют задание №2.

В: молодцы! У вас получились очень разные и интересные предложения! А сейчас я хочу, чтобы вы отгадали мои загадки: это животное длинное, розовое и мокрое, его можно увидеть на дороге сразу после дождя

Кто это?

Дети: червяк

В: это насекомое летает и собирает пыльцу с цветов, а потом делает мед. Если тронуть это насекомое, то оно может больно ужалить

Кто это?

Дети: пчела

В: это животное маленькое, но хищное, на его спине много колючих иголок.

Кто это?

Дети: ёж!

В: молодцы, сейчас я предлагаю вам придумать описательные загадки про любое животное, насекомое или птицу

Задание №3 «Придумай описательную загадку»

Цель: развитие связной речи посредством составления описательных загадок

Оборудование: не требуется

Ход: воспитатель предлагает детям придумать описательные загадки, перед этим демонстрируя пример: эта птица маленькая, коричневого цвета, ее часто можно увидеть в городе (воробей).

Аналогичным образом дети выполняют задание №3

В: что-то вы ребята засиделись, давайте-ка мы с вами немного разомнемся!

Воспитатель проводит с детьми физкультминутку «Мышки»:

Вышли мышки как-то раз (Ходьба на месте или продвигаясь вперед в колонне.)

Поглядеть, который час. (Повороты влево, вправо, пальцы «трубочкой» перед глазами.)

Раз, два, три, четыре (Хлопки над головой в ладоши.)

Мышки дернули за гири. (Руки вверх и приседание с опусканием рук "дернули за гири".)

Вдруг раздался страшный звон, (Хлопки перед собой.)

Убежали мышки вон. (Бег на месте или к своему месту.)

В: отлично ребята. Мы с вами читали много сказок и рассказов, какие сказки вы знаете?

Дети: отвечают

3 этап

В: какие вы молодцы ребята, мы с вами сегодня отлично поработали, скажите, что вам понравилось больше всего? Какое задание вам показалось самым сложным? Каких животных и насекомых мы сегодня повторили?

Публикации по теме:

Технологическая карта занятия по конструированию из природного бросового материалов «Кораблик»Технологическая карта занятия по конструированию из природного бросового материалов «Кораблик» Технологическая карта занятия по конструированию из природного бросового материалов «Кораблик» Тема занятия: Кораблик из бросового материала.

Конспект занятия по познавательному развитию «Дикие животные нашего леса» в подготовительной группе Конспект занятия по познавательному развитию. Тема: «Дикие животные нашего леса». В подготовительной группе. Цель: В игровой форме закрепить.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Насекомые»Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Насекомые» Коррекционно-образовательные цели. Формирование представлений о внешнем виде и образе жизни насекомых. Уточнение и расширение словаря.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Технологическая карта занятия по развитию речи «Животные и насекомые волшебного леса» для детей 5–6 лет
Опубликовано: 11 марта 2025 в 16:25
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Технологическая карта занятия по развитию речи «Животные и насекомые волшебного леса» для детей 5–6 лет» (включая файлы) размещена пользователем Кристина Аульбаева (УИ 2647747) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
13 марта 2025 четверг
Соленый праздник для детей!
Читаем стихи Сергея Михалкова!
14 марта 2025 пятница
Изучаем бабочек!
Международный день числа «Пи»!
Изучаем буквицы и славянскую азбуку!
Духовных книг божественная мудрость!
Празднуем день рек!
Мимоза — символ нежности, весны и красоты!
А не сделать ли нам бутерброды?
Праздник для маленьких Энштейнов!
(Отмечается в пятницу второй полной недели марта)



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД