Получи документы

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе «Слитное и раздельное написание НЕ с глаголами»

Шуклина Татьяна
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе «Слитное и раздельное написание НЕ с глаголами»
▼ Скачать + Заказать документы

Технологическая карта урока

Предмет, класс Русский язык, 5 класс

УМК, автор программы Русский язык, 5 класс. Т. А. Ладыженская, М. И. Баранова, Л. А. Тростенцова

Учитель Шуклина Татьяна Михайловна, учитель русского языка и литературы

Тема урока рабочей программе «Слитное и раздельное написание НЕ с глаголами»

Темочки:

Цель урока : углубить знания о правописании НЕ с глаголами

Задачи урока обучающие развивающие воспитательные

углубить знания учащихся о глаголе как части речи, о его лексическом значении

закрепить навыки правописаниия частицы НЕ с глаголами

развивать орфографическую зоркость при правописании НЕ с глаголами.

организовать осмысленную работу учащихся

развивать умение формулировать собственные выводы

развивать познавательные процессы у учащихся

развивать умение слушать и слышать

развивать умение оценивать свои достижения и результаты одноклассников повысить мотивацию и интерес к изучению русского языка, развитие коммуникативных способностей, взаимовыручки, сотрудничества.

Методическое обоснование урока Урок спроектирован с использованием технологии проблемного обучения, которая представляет собой современную образовательную технологию и позволяет реализовать требования ФГОС. Создавать условия для возникновения у школьников внутреннего желания быть активными на уроке, использовать оптимальное сочетание приёмов создания проблемной ситуации и выбор парных, индивидуальных заданий, ориентированных на формируемые умения: предметные, метапредметные и личностные.

На этапе рефлексии используется приём критического мышления «Бортовой журнал»

Учебно-методическое обеспечение урока и средств ИКТ, ресурсы сети Интернет, мультимедийный компьютер

Учебник – параграф 105 с. 115 Презентация Power Point Компьютер, проектор

Организационная структура урока

Название этапа Задачи этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся

1. Мотивационно-повторительный 3 мин.

Организационный момент (приветствие)

Мотивирующий настрой

Повторение изученного материала (словарная работа)

* индивидуальная работа с карточкой «Исправь ошибки»

*готовимся к ВПР (разборы)- индивидуальная работа у доски

Знакомит с правилами оценивания (КОНВЕРТ № 1)

Готовятся к уроку, приветствуют учителя, настраиваются на работу

Выполняют индивидуальные задания у доски

Знакомятся с оценочным листом

2. Создание проблемной ситуации 2 мин.

Создание для учеников проблемной ситуации – противоречия, порождающей познавательный интерес к новой теме и желания овладеть новыми знаниями.

В процессе диалога учащихся с учителем происходит открытие темы урока. Актуализация знаний (Восстановление текста с пропусками) (работа в группах)

Ребята, на столе у вас лежит текст, который вы должны восстановить.

___ – самостоятельная часть речи, обозначает действие предмета и отчечает на вопросы ЧТО делать? Что сделать?

Глагол бывает ___ вида

Глагол изменяется по ___

Глагол в прошедшем времени изменяется ___

Глагол имеет ___ и личные окончания

В предложении обычно глагол является ___

Про что текст? - про глагол. (КОНВЕРТ № 1) + (КОНВЕРТ № 2) составляют интеллект –карту (достают из второго конверта схемы-правила и приклеивают на

2.1. Создание проблемной ситуации, требующей применения имеющихся знаний:

Большую роль в жизни человека играют пословицы. Недаром говорят: «Без пословицы не проживёшь». Прочитайте пословицы вслух. (парная работа)

(Конверт № 3)

Без пословицы (не) проживёшь

В чужом доме (не) указывают.

(Не) хвали сам себя, есть лучше тебя.

Лодырю всегда (не) здоровится.

Не стыдно (не) знать, стыдно (не) учиться.

В них речь идёт о некоррктном поведении человека. Во всех пословицах есть правило на одну и ту же орфограмму, которую мы сегодня будем изучать. Какая? (назвать орфограмму)

Группы учащихся по три человека восстанавливают текст и работают с интеллект-картой (из конверта после восстановления текста достают карточки с признаками глагола и приклейвают на интеллект – карту, которая висит на доске (вид –совершенный и несовершенный; время –прошлое, настоящее, будущее; спряжение – 1 и 2; личные кончания – Е –И; одна стрелка остается свободной- НЕ С ГЛАГОЛАМИ

Заполняют лист самооценки

Читают пословицы и определяют тему урока

3. Формулирование проблемы 2 мин

Определение учебной цели и задач урока :

Озвучьте тему нашего урока. Озвучивают тему урока : «Слитное и раздельное правописание НЕ с глаголами» (тема появляется на доске).

Открываем тетради, записываем дату и тему урока.

Каковы же цели нашего урока сегодня?

На доске написаны опорные слова

-узнать (правило) –распечатать на доску

-научиться (применять правило) – распечатать на доску Работают в рабочих тетрадях, формулируют цели

4. Выдвижение версии решения проблемы 2 мин

предлагают версии решения проблемы: «Как же все-таки пишется частица НЕ с глаголом

Ребята, прослушайте грамматическую сказку «Сила любви» и попытайтесь сформулировать правило правописания НЕ с глаголами.

Гордую и упрямую частицу Не полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: «Люблю», а она ему: «Не люблю». Он признавался: «Верю», а она ему: «Не верю».

Частица Не никогда не подходила к глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды Не и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь».

Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям и учебникам. Когда же он возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу!» И вдруг замерла от неожиданности… Так Глагол доказал, что в некоторых случаях не только он, но и сама частица Не жить без глагола не может.

Итак, попытайтесь сформулировать правило написание частицы не с глаголами. Слушают сказку и анализируют текст.

Выдвигают версии правила на правописание НЕ с ГЛАГОЛОМ

5. Открытие нового знания 4 мин

Ученики рассказывают о результатах выполнения задания. (Упражнение на развитие монологической речи. Если обучающимся удалось сформулировать проавило, то оно появляется на закрытой половине доски: «Не пишется с глаголами раздельно. Исключения составляют те глаголы, которые не употребляются без НЕ. (если нет, обратиться к учебнику, стр. 99)

недоумевать, неволить, ненавидеть, негодовать, недомогать, нездоровится, неистовствовать (КОНВЕРТ №2) Формулируют правило

И дополняют интеллект-карту

Заполняют лист самооценки

6. Применение нового знания 4 мин.

Создание условий для применения полученных знаний

1. Работа в парах, по карточкам. (Конверт № 3)

Ребята, давайте вспомним, лексическое значение слов-глаголов, которые пишутся слитно с частицей не. Соедините стрелочками глагол и лексическое значение. (На карточках даны глаголы и их значения. Обучающиеся должны стрелочками правильно соединить глагол и лексическое значение).

Недоумевать – сомневаться, удивляться.

Негодовать –выражать неудовольствие.

Неистовствовать – злиться, беситься.

Недомогать - находиться в болезненном состоянии.

Неволить – заставлять, не считаясь с желанием другого.

Нездоровится – находиться в состоянии нездоровья.

Теперь выполним взаимопроверку по образцу. Правильный вариант на доске. Обменяйтесь карточками. Проверьте. Отметьте в оценочном листе

Физминутка

Как встаешь? – вот так.

Как идешь? – вот так

Как летишь? – вот так

Как сидишь? – вот так

2. Работа в группах (конверт № 3)

Теперь нам предстоит работа в группах. (объединяются в группы по 4 человека). Выберите капитана, который возьмет задания. Каждой команде я раздам карточки с пословицами, вы должны их закончить, используя глагол с частицей не. Критерии оценивания:

1. Скорость

2. Правильность выполнения

3. Дисциплина в команде

(выведены на экран)

1. Семеро одного (не ждут) 2. Каши маслом (не испортишь) 3. Кто не работает, тот (не ест). 4. За двумя зайцами погонишься, ни одного (не поймаешь). 5 После драки кулаками (не машут) 6. Без труда (не выловишь) и рыбку из пруда)7. Что написано пером (не вырубишь топором).8. Слезою моря (не наполнишь).

(Та команда, которая быстрее всех выполнила, поднимает руку и читает правильный вариант)

Конверт № 3

А сейчас я предлагаю вам заполнить таблицу, распределив слова на два столбика, записывайте только глаголы с частицей.

(Не) участвовал в игре, (не) находил ответа, (не) навидел предателей, больному (не) здоровится, (не) любил шумных компаний, враг (не) годовал, (не) приехал в гости, учитель (не) доумевал, (не) нуждался в помощи, ураган (не) истовствовал, (не) был в школе, (не) удивился происходящему.

Глаголы, в которых частица не пишется слитно Глаголы, в которых частица не пишется раздельно

Выполните взаимопроверку по эталону (правильный вариант появляется на экране).

Выполняют задание

Проверяют друг у друга по эталону - алгоритму. Заполняют лист ссамооценки

Работают по карточкам, сверяю по образцу, работают с листом самооценки

Выполняют упражнение

Работают в группах

Заполняют оценочный лист

7. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока). 4 мин

На данном этапе организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение, соотносятся цель и результаты учебной деятельности, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности.

1. Рефлексия (прием «Бортового журнала»)

Ребята, предлагаю вам заполнить наш бортовой журнал. Кто сегодня капитан? Не забываем, что мы с вами одна команда, поэтому мы помогает капитану заполнить новое путешествие и рассказать, где мы уже путешествовали.

Итак, о какой части речи мы сегодня вели речь? (глагол)

Как пишется частица не с глаголами? (раздельно, кроме слов исключений? Знали ли вы это раньше? (да, знали)

Что нового вы узнали на уроке? (слова исключения, перечислить их).

На доске появляется стихотворение:

Не с глаголом отдельно пиши :

Не сердись, не скучай, не спеши.

Не выучил - не делай,

Не знаешь - не спеши.

С глаголами отдельно частицу НЕ пиши. Капитан заполняет бортовой журнал.

9. Информация о домашнем задании Даются разноуровневые задания - Выполните задание:

1 уровень - выучить правило написания частицы не с глаголами упр. № 660

2 уровень - выполните наблюдение на материале любого рассказа (стихотворения, сказки) понаблюдайте, как пишутся глаголы с частицей не. Выпишите эти примеры (5-6 предложений)

3 уровень – творческий – напишите сказку-сочинение о правописании НЕ с ГЛАГОЛАМИ. Записывают информацию о домашнем задании

Публикации по теме:

Конспект урока русского языка в 3 классе «Правописание частицы НЕ с глаголами.» Технологическая карта урока русского языка Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «24» апреля 2015 года. Тема. Правописание.

Технологическая карта урока английского языка в 4 классе «Профессии» Конспект урока 4 класс "Профессии" Технологическая карта урока английского языка по теме: «Professions» Класс: 4 Тема: Professions Тема.

Технологическая карта интегрированного урока русского языка и окружающего мира в 4 классе «Земля — планета Солнечной системы» Технологическая карта интегрированного урока русского языка и окружающего мира Учебный предмет: Интегрированный урок: русский язык, окружающий.

Технологическая карта урока по математике во 2 классе «Квадрат» Технологическая карта урока по математике Учитель: Фефилова Е. С. Предмет: математика Класс: 2В Учебник: М. И. Моро Математика, 2 класс 2.

Технологическая карта открытого интегрированного урока окружающего мира и английского языка во 2 классе Интегрированный урок окружающего мира и английского языка, проведенного в 2 «Ж» классе УМК «Начальная школа 21 века» под ред. Н. Ф. Виноградовой,.

Технологическая карта урока обществознания в 11 классе Технологическая карта урока обществознания 11 класс. Учитель: Гавриленко Любовь Петровна Тема урока: Налоги Цель урока: Раскрытие сущности.

Технологическая карта урока математики «Величины» во 2 классе Предмет: математика Класс: 2 Тема: Закрепление знаний по теме «Величины». Тип урока: Урок повторения, систематизации и обобщения знаний.

Технологическая карта урока обучения грамоте по теме «Правописание изученных буквосочетаний в словах русского родного языка» Ф. И. О. педагога: Кругликова Арина Павловна Предмет: русский язык Название: Правописание изученных буквосочетаний в словах русского родного.

Технологическая карта урока русского языка «Число имен существительных» в 3 классе 3 класс УМК «Школа России» Русский язык Технологическая карта Тема Число имён существительных Цели Сформировать понятие об изменении имён.

Технологическая карта урока русского языка «Звук и буква ы» Технологическая карта урока русского языка «Звук и буква ы» 1. Ф. И. О. учителя: Семенова Вера Александровна 2. Класс: 1 Предмет: русский.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе «Слитное и раздельное написание НЕ с глаголами»
Опубликовано: 18 апреля 2023 в 18:37
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Технологическая карта урока русского языка в 5 классе «Слитное и раздельное написание НЕ с глаголами»» (включая файлы) размещена пользователем Шуклина Татьяна (УИ 2022365) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД