Шуклина Татьяна
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе «Слитное и раздельное написание НЕ с глаголами»
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта урока
Предмет, класс Русский язык, 5 класс
УМК, автор программы Русский язык, 5 класс. Т. А. Ладыженская, М. И. Баранова, Л. А. Тростенцова
Учитель Шуклина Татьяна Михайловна, учитель русского языка и литературы
Тема урока рабочей программе «Слитное и раздельное написание НЕ с глаголами»
Публикация «Технологическая карта урока русского языка в 5 классе „Слитное и раздельное написание НЕ с глаголами“» размещена в разделах
- Русский язык, 5 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Средняя школа, 5 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2023
Цель урока : углубить знания о правописании НЕ с глаголами
Задачи урока обучающие развивающие воспитательные
углубить знания учащихся о глаголе как части речи, о его лексическом значении
закрепить навыки правописаниия частицы НЕ с глаголами
развивать орфографическую зоркость при правописании НЕ с глаголами.
организовать осмысленную работу учащихся
развивать умение формулировать собственные выводы
развивать познавательные процессы у учащихся
развивать умение слушать и слышать
развивать умение оценивать свои достижения и результаты одноклассников повысить мотивацию и интерес к изучению русского языка, развитие коммуникативных способностей, взаимовыручки, сотрудничества.
Методическое обоснование урока Урок спроектирован с использованием технологии проблемного обучения, которая представляет собой современную образовательную технологию и позволяет реализовать требования ФГОС. Создавать условия для возникновения у школьников внутреннего желания быть активными на уроке, использовать оптимальное сочетание приёмов создания проблемной ситуации и выбор парных, индивидуальных заданий, ориентированных на формируемые умения: предметные, метапредметные и личностные.
На этапе рефлексии используется приём критического мышления «Бортовой журнал»
Учебно-методическое обеспечение урока и средств ИКТ, ресурсы сети Интернет, мультимедийный компьютер
Учебник – параграф 105 с. 115 Презентация Power Point Компьютер, проектор
Организационная структура урока
Название этапа Задачи этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Мотивационно-повторительный 3 мин.
Организационный момент (приветствие)
Мотивирующий настрой
Повторение изученного материала (словарная работа)
* индивидуальная работа с карточкой «Исправь ошибки»
*готовимся к ВПР (разборы)- индивидуальная работа у доски
Знакомит с правилами оценивания (КОНВЕРТ № 1)
Готовятся к уроку, приветствуют учителя, настраиваются на работу
Выполняют индивидуальные задания у доски
Знакомятся с оценочным листом
2. Создание проблемной ситуации 2 мин.
Создание для учеников проблемной ситуации – противоречия, порождающей познавательный интерес к новой теме и желания овладеть новыми знаниями.
В процессе диалога учащихся с учителем происходит открытие темы урока. Актуализация знаний (Восстановление текста с пропусками) (работа в группах)
Ребята, на столе у вас лежит текст, который вы должны восстановить.
___ – самостоятельная часть речи, обозначает действие предмета и отчечает на вопросы ЧТО делать? Что сделать?
Глагол бывает ___ вида
Глагол изменяется по ___
Глагол в прошедшем времени изменяется ___
Глагол имеет ___ и личные окончания
В предложении обычно глагол является ___
Про что текст? - про глагол. (КОНВЕРТ № 1) + (КОНВЕРТ № 2) составляют интеллект –карту (достают из второго конверта схемы-правила и приклеивают на
2.1. Создание проблемной ситуации, требующей применения имеющихся знаний:
Большую роль в жизни человека играют пословицы. Недаром говорят: «Без пословицы не проживёшь». Прочитайте пословицы вслух. (парная работа)
(Конверт № 3)
Без пословицы (не) проживёшь
В чужом доме (не) указывают.
(Не) хвали сам себя, есть лучше тебя.
Лодырю всегда (не) здоровится.
Не стыдно (не) знать, стыдно (не) учиться.
В них речь идёт о некоррктном поведении человека. Во всех пословицах есть правило на одну и ту же орфограмму, которую мы сегодня будем изучать. Какая? (назвать орфограмму)
Группы учащихся по три человека восстанавливают текст и работают с интеллект-картой (из конверта после восстановления текста достают карточки с признаками глагола и приклейвают на интеллект – карту, которая висит на доске (вид –совершенный и несовершенный; время –прошлое, настоящее, будущее; спряжение – 1 и 2; личные кончания – Е –И; одна стрелка остается свободной- НЕ С ГЛАГОЛАМИ
Заполняют лист самооценки
Читают пословицы и определяют тему урока
3. Формулирование проблемы 2 мин
Определение учебной цели и задач урока :
Озвучьте тему нашего урока. Озвучивают тему урока : «Слитное и раздельное правописание НЕ с глаголами» (тема появляется на доске).
Открываем тетради, записываем дату и тему урока.
Каковы же цели нашего урока сегодня?
На доске написаны опорные слова
-узнать (правило) –распечатать на доску
-научиться (применять правило) – распечатать на доску Работают в рабочих тетрадях, формулируют цели
4. Выдвижение версии решения проблемы 2 мин
предлагают версии решения проблемы: «Как же все-таки пишется частица НЕ с глаголом?»
Ребята, прослушайте грамматическую сказку «Сила любви» и попытайтесь сформулировать правило правописания НЕ с глаголами.
Гордую и упрямую частицу Не полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: «Люблю», а она ему: «Не люблю». Он признавался: «Верю», а она ему: «Не верю».
Частица Не никогда не подходила к глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды Не и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь».
Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям и учебникам. Когда же он возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу!» И вдруг замерла от неожиданности… Так Глагол доказал, что в некоторых случаях не только он, но и сама частица Не жить без глагола не может.
Итак, попытайтесь сформулировать правило написание частицы не с глаголами. Слушают сказку и анализируют текст.
Выдвигают версии правила на правописание НЕ с ГЛАГОЛОМ
5. Открытие нового знания 4 мин
Ученики рассказывают о результатах выполнения задания. (Упражнение на развитие монологической речи. Если обучающимся удалось сформулировать проавило, то оно появляется на закрытой половине доски: «Не пишется с глаголами раздельно. Исключения составляют те глаголы, которые не употребляются без НЕ. (если нет, обратиться к учебнику, стр. 99)
недоумевать, неволить, ненавидеть, негодовать, недомогать, нездоровится, неистовствовать (КОНВЕРТ №2) Формулируют правило
И дополняют интеллект-карту
Заполняют лист самооценки
6. Применение нового знания 4 мин.
Создание условий для применения полученных знаний
1. Работа в парах, по карточкам. (Конверт № 3)
Ребята, давайте вспомним, лексическое значение слов-глаголов, которые пишутся слитно с частицей не. Соедините стрелочками глагол и лексическое значение. (На карточках даны глаголы и их значения. Обучающиеся должны стрелочками правильно соединить глагол и лексическое значение).
Недоумевать – сомневаться, удивляться.
Негодовать –выражать неудовольствие.
Неистовствовать – злиться, беситься.
Недомогать - находиться в болезненном состоянии.
Неволить – заставлять, не считаясь с желанием другого.
Нездоровится – находиться в состоянии нездоровья.
Теперь выполним взаимопроверку по образцу. Правильный вариант на доске. Обменяйтесь карточками. Проверьте. Отметьте в оценочном листе
Физминутка
Как встаешь? – вот так.
Как идешь? – вот так
Как летишь? – вот так
Как сидишь? – вот так
2. Работа в группах (конверт № 3)
Теперь нам предстоит работа в группах. (объединяются в группы по 4 человека). Выберите капитана, который возьмет задания. Каждой команде я раздам карточки с пословицами, вы должны их закончить, используя глагол с частицей не. Критерии оценивания:
1. Скорость
2. Правильность выполнения
3. Дисциплина в команде
(выведены на экран)
1. Семеро одного (не ждут) 2. Каши маслом (не испортишь) 3. Кто не работает, тот (не ест). 4. За двумя зайцами погонишься, ни одного (не поймаешь). 5 После драки кулаками (не машут) 6. Без труда (не выловишь) и рыбку из пруда)7. Что написано пером (не вырубишь топором).8. Слезою моря (не наполнишь).
(Та команда, которая быстрее всех выполнила, поднимает руку и читает правильный вариант)
Конверт № 3
А сейчас я предлагаю вам заполнить таблицу, распределив слова на два столбика, записывайте только глаголы с частицей.
(Не) участвовал в игре, (не) находил ответа, (не) навидел предателей, больному (не) здоровится, (не) любил шумных компаний, враг (не) годовал, (не) приехал в гости, учитель (не) доумевал, (не) нуждался в помощи, ураган (не) истовствовал, (не) был в школе, (не) удивился происходящему.
Глаголы, в которых частица не пишется слитно Глаголы, в которых частица не пишется раздельно
Выполните взаимопроверку по эталону (правильный вариант появляется на экране).
Выполняют задание
Проверяют друг у друга по эталону - алгоритму. Заполняют лист ссамооценки
Работают по карточкам, сверяю по образцу, работают с листом самооценки
Выполняют упражнение
Работают в группах
Заполняют оценочный лист
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока). 4 мин
На данном этапе организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение, соотносятся цель и результаты учебной деятельности, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности.
1. Рефлексия (прием «Бортового журнала»)
Ребята, предлагаю вам заполнить наш бортовой журнал. Кто сегодня капитан? Не забываем, что мы с вами одна команда, поэтому мы помогает капитану заполнить новое путешествие и рассказать, где мы уже путешествовали.
Итак, о какой части речи мы сегодня вели речь? (глагол)
Как пишется частица не с глаголами? (раздельно, кроме слов исключений? Знали ли вы это раньше? (да, знали)
Что нового вы узнали на уроке? (слова исключения, перечислить их).
На доске появляется стихотворение:
Не с глаголом отдельно пиши :
Не сердись, не скучай, не спеши.
Не выучил - не делай,
Не знаешь - не спеши.
С глаголами отдельно частицу НЕ пиши. Капитан заполняет бортовой журнал.
9. Информация о домашнем задании Даются разноуровневые задания - Выполните задание:
1 уровень - выучить правило написания частицы не с глаголами упр. № 660
2 уровень - выполните наблюдение на материале любого рассказа (стихотворения, сказки) понаблюдайте, как пишутся глаголы с частицей не. Выпишите эти примеры (5-6 предложений)
3 уровень – творческий – напишите сказку-сочинение о правописании НЕ с ГЛАГОЛАМИ. Записывают информацию о домашнем задании