Анна Александровна Калёнова
Технологическая карта урока по русскому языку «Слово как единица речи и языка» в 1 классе
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта урока по русскому языку на тему «Слово как единица речи и языка. Слово как единство значения и звучания. Роль слов в речи. Составление текста по опорным словам и рисунку» в 1 классе.
Тип урока: изучение нового материала.
Цель:
1. Дать представления о слове как единице речи и языка;
2. Дать представления о слове как единстве значения и звучания.
Задачи:
1. Учить различать предметы (действия, признаки) и слова, называющие предметы (действия, признаки);
Публикация «Технологическая карта урока по русскому языку „Слово как единица речи и языка“ в 1 классе» размещена в разделах
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Русский язык, 1 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2022
2. Учить ставить вопросы к словам, а также классифицировать слова по тематическим группам;
3. Учить составлять текст по опорным словам и рисунку, а далее рассказывать составленный текст.
Прогнозируемые результаты. Ученики получат:
- Первоначальное представление о слове как единстве значения и звучания;
- Представления о роли слов в нашей речи;
- Научатся различать предмет (признак, действие) и слово, называющее предмет (действие предмета, признак предмета);
- Будут упражняться в составлении устного текста по опорным словам и рисункам.
Универсальные учебные действия.
Личностные: мотивация учебной деятельности.
Регулятивные: самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, навыки сотрудничества в различных ситуациях.
Познавательные: самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.
Коммуникативные: обращаться за помощью, ставить вопросы.
Материал и оборудование. Учебники В. Г. Горецкого, В. П. Канакиной «Русский язык. 1 класс» и рабочие тетради на каждого ученика, ПК, экран, мультмедиа, электронное приложение к учебнику, карточки со словами «речи», «приятно», «и», «умные», «слушать».
Ход урока.
1. Организационный момент.
Вот и прозвенел звонок,
Нужно нам начать урок.
Встаньте прямо, подтянитесь
И друг другу улыбнитесь.
А теперь садитесь!
Проверим готовность к уроку.
2. Актуализация знаний. Работа в парах.
На каждой парте лежит конверт с карточками со словами «умные», «и», «приятно», «речи», «слушать».
- Ребята, достаньте из конверта карточки со словами и составьте из них пословицу. (Ученики выполняют задание в паре - 1 мин. )
- А теперь, ребята, постарайтесь объяснить, как вы понимаете смысл пословицы. (Заслушиваются ответы учащихся. )
- Можно ли, ребята, назвать пословицу предложением? Обоснуйте свой ответ. Рассмотрим схемы предложений и определим схему, соответствующую пословице.
1.|___ ___ ___ ___ ___?
2.|___ ___ ___ ___.
3.|___ ___ ___ ___ !
4.|___ ___ ___.
- Ребята, почему вы выбрали вторую схему. (Схема состоит из 5 слов, и пословица тоже состоит из 5 слов, и в конце предложения стоит точка. )
3. Целеполагание. Знакомство со шмуцтитулом (учебник, стр. 17).
- Ребята, прочитайте, название раздела. (Слова, слова, слова) Прочитайте, чему мы научимся и что узнаем, изучая первый раздел «Слова, слова, слова…». (Мы познакомимся со словами русского языка: словами-названиями явлений и предметов, действий предметов, признаков предметов; познакомимся с вежливыми словами, многозначными и однозначными словами, а также словами противоположными и близкими по значению.)
- А сейчас определим учебную познавательную задачу урока «Что такое слово?» (Узнаем, что такое слово, какие бывают слова.)
4. Работа по теме урока.
А).Организация осмысления и восприятия новой информации, т. е. усвоение исходных знаний. Работа с учебником (упр. 1, стр. 18)
- Ребята, прочитайте стихотворение.
- Значение, какого слова не понятно вам? (Слово «плим» не понятно. )
Предлагаю, порассуждайте, что обозначает слово «плим».
Заслушиваются ответы учеников.
- Прочитайте сведения о языке на 18 странице. (Сочетание букв только тогда является словом, когда оно имеет значение.)
- Что такое слово? (Сочетание букв, которое имеет значение.)
- Для чего они нужны нам?
Заслушиваются ответы учеников. Затем проходит комментированное письмо в тетради слов «стул», «воробей», «ворона».
- Ребята, подумайте, можно ли назвать словами то, что вы записали? (Да.)
- Скажите, что называет каждое слово? (Название мебели, название птиц. )
- Подумайте, какое слово является «лишним»? (Слово «стул»-это название мебели, а все другие слова-названия птиц.)
- Вспомните, названия, каких птиц вы знаете ещё?
- Назовите предметы мебели?
- Попробуйте сделать вывод: для чего нам нужны слова? (Слова нужны нам для того, чтобы называть предметы. Слова ещё служат для наименования, обозначения окружающих человека явлений и предметов, их действий и признаков.)
Б).Первичная проверка понимания. Работа с учебником (упр. 2, стр. 19).
- Ребята, прочитайте высказывания К. Г. Паустовского о слове. Какова главная мысль этого высказывания? (В русском языке много хороших названий и слов.) Посмотрите сейчас вокруг себя. Назовите предметы, которые вы видите вокруг себя в нашем классе.
В).Организация усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений в её применении по образцу. Работа в тетради.
- Ребята, прочитайте стихотворения А. А. Шибаева и К. Г. Паустовского. о чём хотел рассказать в своём стихотворении каждый поэт?
Работа с учебником (упр. 3, стр. 19)
- Прочитайте, ребята слова. Попробуйте соотнести слова и образы, названных слов.
- Прочитайте слова, к которым можно задать вопрос «что?» (Капель, мороз, радуга, смородина, солнце, снежинка, сосулька, сугроб, ручьи, ромашки, снегопад, ледоход, подснежник, мухомор.)
- Прочитайте слова, к которым можно задать вопрос «кто?» (Грачи, скворцы.)
Работа с ПК. Тема «Слово. Упражнение. Игра «Засели домик».
- Ребята, попробуйте из группы выбрать слова, которые можно объединить темой «Весна» и «Зима». («Весенние слова»: ручьи, капель, грачи, подснежник, ледоход, скворцы. «Зимние слова»: мороз, метель, снегопад, сугроб, снежинки.)
- Ребята, постарайтесь составить предложение со словом о зиме. (Заслушивание ответов учащихся.)
Г).Творческое добывание и применение знаний, освоение способов деятельности путём решения проблемных задач, построенных на основе ранее умений и знаний. Работа с учебником (упр. 4, стр. 20)
- Ребята, рассмотрите рисунок. Дайте название стеклянному сосуду, который вы видите на рисунке? (Аквариум. )
- Для чего нужен аквариум? (В аквариуме живут рыбки. )
- На какой вопрос отвечает слово «аквариум»? (Что?)
- Кто подкрался к аквариуму? (Кот. )
- А что делают рыбки? (Испугались, опустились на дно.)
- На какой вопрос отвечает слово «кот»? (Кто?)
- Что пытается сделать кот? (Достать рыбку.)
- Ребята, подумайте, а что может сделать с этим стеклянным аквариумом кот, чтобы достать рыбку? (Перевернуть, чтобы вылилась вода, нечаянно разбить, передвинуть с места на место.)
- Ребята, предлагаю вам проговорить название стеклянного сосуда по слогам. (Ак-ва-ри-ум.) Что можно сделать со словом «аквариум»? (Написать, произнести, составить с этим словом предложение, определить, на какой вопрос отвечает это слово.)
- Слово «аквариум» и предмет, который называется этим словом,- это одно и то же или нет? Почему?
Составление устно текста по опорным словам и рисунку (учебник упр. 5, стр. 20).
- Ребята, прочитайте опорные слова. Постарайтесь, составить устно текст по опорным словам и рисунку.
Примерные тексты:
«Вот аквариум. В голубой воде плавают очень красивые рыбки. Любопытный кот увидел рыбок. Он осторожно крадётся к аквариуму. Вот кот опустил лапу и хочет поймать маленьких рыбок. Ну и хитрый котик!»
«В аквариуме плавают маленькие красивые рыбки. За ними наблюдает любопытный кот. Хитрый плутишка хочет поймать красивую рыбку. Ну и котик!»
5. Самостоятельная работа. Работа в тетради (упр. 2, стр. 11)
- Ребята, рассмотрите рисунок и подберите название к нему. Допишите буквы в словах.
- Проверьте по учебнику правильное написание слов. (упр. 3, стр. 13)
- Ребята, попробуйте объяснить, почему словам даны такие названия, как «ледоход» и «подснежник». (Заслушивание ответов учащихся. )
6. Подведение итогов урока.
- Ребята, вспомните, когда слово является словом? Для чего нужны в речи слова? Что могут называть слова? Подумайте, слово-название предмета и предмет – это одно и то же?
7. Рефлексия.
- Ребята, постарайтесь закончить предложения:
Сегодня я узнал ….
Мне было трудно ….
У меня получилось ….
Я понял, что ….