Лучший педагог года Итоги 2024

Технологическая карта урока истории в 6 классе «Культурное пространство: повседневная жизнь, сельский и городской быт»

Надежда Николаевна Иванова
Технологическая карта урока истории в 6 классе «Культурное пространство: повседневная жизнь, сельский и городской быт»
▼ Скачать + Заказать документы

Технологическая карта урока истории в 6 классе

Тема урока :

Культурное пространство : повседневная жизнь, сельский и городской быт

Цели урока :

для учителя – создать условия для овладения знаниями и умениями по теме «Повседневная жизнь, сельский и городской быт»;

обучающие задачи – формирование представлений об историческом и культурном наследии Древней Руси;

Темочки:

развивающие задачи – развитие хронологических представлений, умения работать с историческими источниками (поиск информации в разных источниках : текст учебника, рассказ учителя, иллюстрации, информация из Интернет; умений производить описание (реконструкцию, характеризовать условия и образ жизни людей Древней Руси; проводить сравнение, определять в них общее и различия (образ жизни различных категорий населения);

воспитательные – воспитание уважения к культуре своего народа, осознания своей идентичности как гражданина страны, члена этнической группы; воспитание взаимоуважения к одноклассникам, пониманию возможности существования различных точек зрения;

для учащихся – знать и понимать, что такое «быт», «повседневная жизнь», понимать особенности и отличия быта разных слоёв населения Древнерусского государства; уметь составлять и заполнять сравнительную таблицу; уметь работать в группах; научиться публично выступать.

Планируемые результаты (УУД)

Предметные результаты - научатся понимать существенные различия в жизни разных слоев населения древних славян; получат возможность научиться давать краткую характеристику повседневной жизни древних славян;

Личностные – осознание своей идентичности как гражданина страны, воспитание уважения к культуре своего народа;

Регулятивные – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно;

Познавательные – самостоятельное создание алгоритма деятельности при решении проблемы; умение выделять главное, существенное; ориентация в возможностях информационного поиска; умение осознанно строить речевое высказывание;

Коммуникативные – готовность к сотрудничеству с одноклассниками, коллективной работе.

Тип и вид урока – урок открытия новых знаний

Формы работы:

- фронтальная

- групповая

Методы обучения:

- частично-поисковый (работа с текстом учебника, дополнительной информацией);

- творческий (составление рассказа о повседневной жизни древних славян);

- наглядный (мультимедийная презентация);

- практический (заполнение таблицы).

Основные термины и понятия – культура, быт, повседневная жизнь.

Перечень оборудования для учителя и учащихся:

- мультимедийная презентация «Культурное пространство : повседневная жизнь, сельский и городской быт»; рисунки одежды на Руси;

- раздаточный материал для учащихся: дополнительный материал с текстами и документами, карточка с пропусками «Один день из жизни жителя Древней Руси», конверты с терминами.

Учебник: История России. 6 класс. под редакцией А. В. Торкунова. – Москва: Просвещение,2021

Организационная структура урока

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формы организации взаимодействия на уроке

Мотивация на учебную деятельность Приветствие, проверка готовности к уроку.

Настроенье у нас отличное,

А улыбка - дело привычное.

Пожелаем друг другу добра,

Нам урок начинать пора! Настрой на начало урока, самоконтроль готовности к уроку

Актуализация знаний

Криптограмма (КУЛЬТУРА)

1. К- столица Древнерусского государства-1;

2. У - размер дани-1;

3. Л - при каком князе было принято

христианство на Руси-2;

4. Ь- военный вождь- последняя;

5. Т -место сбора дани- последняя;

6. У - княжеское войско - 3;

7. Р - начал княжить в Новгороде в 862г. -1

8. А - выплата определенной части

доходов или продуктов - 2.

1. Вспомните понятие «культура»

2. Послушайте стихотворение Льва Мея, посмотрите на слайд и скажите о чем говорится в этом стихотворении? (СЛАЙД1)

Новая светёлка чисто прибрана :

В темноте белеет занавес окна;

Пол отструган гладко; ровен потолок;

Печка развальная стала в уголок.

По стенам - укладки с дедовским добром,

Узкая скамейка, крытая ковром.

1. К - Киев (1)

2. У - урок (1)

3. Л - Владимир (2)

4. Ь - князь (последняя)

5. погост (последняя)

6. дружина (3)

7. Рюрик (1)

8. дань (2)

Культура — это всё, что создано человеческим трудом: совокупность материальных и духовных ценностей.

Осознание того, что материальная культура – это повседневная жизнь, быт. Фронтальная беседа, индивидуальная работа учащихся

Целеполагание, постановка проблемы

- Правильно, сегодня вы узнаете, как люди жили на Руси.

- Как вы думаете, кто здесь живет?

- А ещё какие были поселения?

- Как вы думаете, все ли жители Руси жили одинаково?

- На какие группы можно разбить население Древней Руси?

- Быт одинаковый?

- Существует ли различие в повседневной жизни разных групп населения?

Тема урока. Попробуйте определить

(СЛАЙД 2)

Цель урока? Что узнать?

Проблемный вопрос : Что было характерной чертой быта жителей Древнерусского государства?

- крестьянин, житель села, деревни

- города

- нет

- жители города и села

- нет

- да

– тема урока о повседневной жизни древних славян,

- узнаем как жили разные слои населения Фронтальная беседа с привлечение наглядности (слайды мультимедийной презентации)

Поиск путей решения проблемы

Объясняет ход работы и заполнения таблицы

Физминутка «Показ мод» Заполнение разделов таблицы:

-жилище

- питание

- одежда

- развлечение Фронтальная беседа

Коррекция Демонстрирует презентацию

(СЛАЙДЫ 3-12)

Проверяют правильность выполненного задания

Первичное осмысление и закрепление

Контроль правильности выполнения заданий

Составить рассказ «Один день из жизни (боярина, горожанина, крестьянина)

Организация выступления

Используя записи таблицы, составляют рассказ о жизни жителя Древней Руси

Определение выступающих

Выступление перед классом с рассказом об одном дне (боярина, горожанина, крестьянина). Прослушивание выступающих. Работа в группах, индивидуальное или групповое выступление (зависит от решения группы)

Итоги урока.

Проблемный вопрос :

Что было характерной чертой быта жителей Древнерусского государства? Ответ: существенная разница между образом жизни верхушки общества (знатными людьми) и основной массой населения. Фронтальная беседа

Домашнее задание

(СЛАЙД 15)

§11, с какими трудностями столкнулся бы современный человек, живя в Древней Руси? Запись домашнего задания в дневники

Рефлексия

1. Что нового узнал

2. Чего достиг

3. Что-то понял

4. Работал активно

5. Помог другим Оценивают своё эмоциональное состояние

Раздаточный материал

Сравнительная таблица «Повседневная жизнь на Руси»

Вопросы для сравнения

Крестьяне

Горожане Князья и бояре

Жилище полуземлянка, изба изба, двухэтажный сруб хоромы, терем

Питание щи, каша, пироги, уха, тюря щи, каша, пироги, уха, тюря дичь, каша, копчёности, блины, пирожки

Одежда рубаха, порты, зипун, кафтан, понёва, лапти, онучи рубаха, порты, сапоги епанча, плащ, сапоги, рубаха, сарафан, кокошник

Развлечения катание на санях, ярмарки, катание на качелях, посиделки, хороводы катание на санях, ярмарки, катание на качелях, посиделки пиры, охота

Материал для чтения каждой группе

Крестьяне

Жилище. (стр. 94 абзац 2)

Одежда. (стр. 94 абзац 3-4)

Пища. Привычным блюдом у крестьян на каждый день считались щи с капустой. Основным горячим блюдом в Древней Руси была каша, которую заправляли растительным маслом.

Ломтём круто посолённого ржаного хлеба подкреплялся крестьянин на работе в поле. Пшеница была редкостью для стола простого крестьянина.

К праздничному столу в Древней Руси подавали до 30-ти видов пирогов.

Наряду со щами популярной была и уха. Но не стоит думать, что это только рыбный суп. Ухой на Руси называли любой суп, не только с рыбой. В летнее время излюбленным блюдом была «тюря» — предок современной окрошки, квас с покрошенным в него луком и хлебом.

Развлечения. Главные развлечения были связаны с календарными праздниками. Самые длительные периоды народных гуляний приходились на зимнее время, когда прекращались полевые работы, а также на осень, когда урожай уже собран. Снег очень сильно способствовал появлению всевозможных забав, в которых участвовали не только дети, но и взрослые. Традиционными были катания на санях и санках, игра в снежки.

Независимо от сезона, в российских городах и крупных деревнях устраивались ярмарки. Помимо коммерческих сделок, они были центрами истинно народных развлечений. Здесь можно было прокатиться на всевозможных качелях, каруселях, горках; посмотреть выступления ярмарочных артистов. В качестве артистов часто выступали не только люди, но и дрессированные животные.

Кроме ярмарок, в каждом населенном пункте были свои развлечения, в которых участвовала в основном молодежь. Это были посиделки с танцами и песнями, хороводы на лесных полянах, кулачные бои. Горожане

Жилище. Горожане имели иные жилища. Почти не встречались полуземлянки. У горожан были избы, часто это были двухэтажные срубы, состоящие из нескольких комнат. Подворье включало жилой сруб и хозяйственные постройки – горницы, сени, клети, баню, конюшню, сараи.

Одежда горожан. В Древней Руси женщины как и мужчины носили рубаху, но длиннее, почти до ступней. На рубахе вышивались орнаменты, она могла присобираться у шеи и обшиваться каймой. Носили ее с поясом. У богатых женщин было две рубахи: нижняя и верхняя, из более дорогой ткани. Мужчины носили порты — длинные, неширокие, сужающиеся книзу штаны, которые подвязывались на талии шнурком — «гашником». Крестьяне носили холщовые порты, а знать — суконные или шелковые. Обувь у горожан, крестьян и знати отличалась. Горожане чаще носили сапоги или поршни (туфли, князья носили сапоги.

Пища горожан Состав продуктов, употребляемых для приготовления пищи у русских горожан, как и у крестьян практически не отличался. Привычным блюдом на каждый день считались щи с капустой. Основным горячим блюдом в Древней Руси была каша, которую заправляли растительным маслом.

К праздничному столу в Древней Руси подавали до 30-ти видов пирогов. Наряду со щами популярной была и уха. Но не стоит думать, что это только рыбный суп. Ухой на Руси называли любой суп, не только с рыбой. В летнее время излюбленным блюдом была «тюря» — предок современной окрошки, квас с покрошенным в него луком и хлебом.

Развлечения горожан. Независимо от сезона, в российских городах и крупных деревнях устраивались ярмарки. Здесь можно было прокатиться на всевозможных качелях, каруселях, зимой – на санях, санках, горках; посмотреть выступления ярмарочных артистов. Развлекали людей передвижные труппы артистов-скоморохов. Они устраивали сатирические спектакли, показывали фокусы, дрессированных животных, акробатические номера, играли на различных музыкальных инструментах.

Кроме ярмарок, в каждом городе были свои развлечения, в которых участвовала в основном молодежь. Это были посиделки с танцами и песнями, кулачные бои.

Один день из жизни боярина

День свой я начинаю с того, что обхожу свой дом -.

Мой родственник сегодня пригласил мою семью на большой пир, там и отобедаем, знаю, будут разные блюда: ___, гостей развлекать будут. Мои дочери на званый обед оденут.

Один день из жизни простого горожанина

Есть у меня небольшая гончарная мастерская, делаю на продажу кувшины, чаши, черпаки. Живу я в.

Завтра у нас праздник большой – масленица, всей семьей пойдем на городскую площадь смотреть.

Жена и дочери начнут наряжаться:. А уж придём домой, сядем за обед, и будет у нас на столе стоять.

Один день из жизни крестьянина

Утром вставать надо очень рано, ехать за дровами. Чтобы не замерзнуть одевать будем с сыном.

Жена с дочерями останутся дома. Они будут обед готовить.

Дом наш называется. Завтра воскресенье, будем отдыхать, пойдем на край села посмотреть. Князья и бояре.

Жилище. (стр. 95, абзац 2-3)

Одежда. (стр. 96, абзац 3-4)

Одежда знати по форме походила на крестьянскую, но качество, конечно, было иным: из дорогих тканей шилась одежда, плащи часто были из дорогих восточных материй, парчовые, вышивались золотом. Плащи застегивались на одном плече золотыми застежками. Зимние шубы шились из дорогих мехов. Обувь у горожан, крестьян и знати тоже отличалась. Крестьянские лапти дожили до 20 века, горожане чаще носили сапоги или поршни (туфли, князья носили сапоги.

Пища. (документ стр. 97)

Меню богачей отличалось от крестьянского. Князья и бояре обожали устраивать огромные пиры. В обязательном порядке на столах стояли блюда из дичи. Сначала приносили различные соления, икру и копчености. Гостям предлагали пирожки с мясом, иногда с творогом и ягодами. Запеченных кур, жареных петухов и других небольших животных приносили, как правило, на закуску. Также любили угощать блинами, творогом, грибами, красной икрой, рыбными лепёшками. Из самого необычного на столах князей можно выделить жареных лебедей, солёные сливы и печень медведя.

Развлечение князей и бояр

Отрывок из книги Г. П. Успенского

«Опыт повествования о древностях Российских».

«Самым благороднейшим увеселением не только простых дворян и бояр, но даже и наших Государей в древности была звериная и птичья охота, и первая особливо, как можно заключать из Духовной великого князя Владимира Мономаха, составляла главное или даже единственное упражнение наших князей и бояр».

Князья и бояре обожали устраивать огромные пиры, где собравшихся развлекали скоморохи.

Публикации по теме:

Технологическая карта урока английского языка в 4 классе «Профессии» Конспект урока 4 класс "Профессии" Технологическая карта урока английского языка по теме: «Professions» Класс: 4 Тема: Professions Тема.

Технологическая карта урока по математике во 2 классе «Квадрат» Технологическая карта урока по математике Учитель: Фефилова Е. С. Предмет: математика Класс: 2В Учебник: М. И. Моро Математика, 2 класс 2.

Технологическая карта урока обществознания в 11 классе Технологическая карта урока обществознания 11 класс. Учитель: Гавриленко Любовь Петровна Тема урока: Налоги Цель урока: Раскрытие сущности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Технологическая карта урока истории в 6 классе «Культурное пространство: повседневная жизнь, сельский и городской быт»
Опубликовано: 17 января 2025 в 20:24
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Технологическая карта урока истории в 6 классе «Культурное пространство: повседневная жизнь, сельский и городской быт»» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Николаевна Иванова (УИ 3495297) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
06 февраля 2025 четверг
Поздравляем солдат с Днем Защитника Отечества!
07 февраля 2025 пятница
Акция "Огнетушитель в каждый дом!"
Проведите противопожарную акцию

Олимпиада для детей по пожарной безопасности
Приглашаем поучаствовать в Олимпиаде!

Конкурс творческих работ по пожарной безопасности
Добавляйте поделки и рисунки на конкурс!
Официальная дата праздника - 7 февраля, но основные мероприятия обычно проводят в следующие за этим днем выходные.
Конкурс поделок на тему спорта



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД