Светлана Лутаева
Технологическая карта организованной учебной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: «Познание»
Раздел: Ознакомление с окружающим миром.
Тема: «Трудовой десант на участке зимой»
Цель: Исследовать состояние деревьев зимой через трудовую деятельность.
Задачи:
• Познакомить детей с характерным явлением природы зимой (снегопад, с последовательностью трудовых действий по уходу за деревьями в зимний период.
• Воспитывать желание проявлять заботу о зимующих деревьях.
• Развивать способность любоваться красотой зимнего пейзажа, эмпатические чувства по отношению к живой природе.
Публикация «Технологическая карта организованной учебной деятельности» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2017
Словарная работа: снегопад, «деревья спят», иней, «белое одеяло», снежинка, глубина снега.
Оборудование: ведерки, лопаточки на подгруппу детей в посылке (в ящике, карандаши, рейки, письмо от снеговика.
Билингвальный компонент: снег- ар, ааш -дерево,ыс- зима, аала- снеговик, бршік-снежинка.
Вид детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, трудовая.
Предвартельная работа: построить снеговика на участке,словарная игра «Хорошо-плохо», рассматривание сюжетных картинок и фотографий о зиме (ясный день, моозный день, снегопад, метель, рассматривание картины «Деревья зимой», наблюдение из окна за снегопадом.
Технологическая карта организованной учебной деятельности.
Этапы деятельности
Мотивационно – побудительный
І этап. Подготовительный.
Действия воспитателя
Утренний круг. Беседа.
- (Вспоминает, что недавно рассматривали с детьми картинки, когда падает снег).
Словесная игра: «Угадай- ка»
Цель:
Назвать явление, когда падает снег;
Сказать, что на нашем участке укрыто снегом, на что он падал;
Ставить проблемный вопрос: Это хорошо, что вчера был снегопад? Почему?
Деятельность детей
- Дети говорят: «. кругом белым-бело, морозно, небо серое, солнышко не греет, холодно, деревья голые стоят, не слышно пение птиц…»
-Делятся своими впечатлениями о просмотренных сюжетных картинках о зиме: «. деревья одеты в шубки, на ветках сверкает иней, сугробы похожи на горки…»
-Рассказывают о снегопаде: «. снег падал на землю, на крышу веранды, на песочницу, на деревья, на асфальт.»
- Дети говорят: «. хорошо что был снегопад, стало много снега, кругом очень красиво, из снега можно лепить снежные конструкции….»
ІІ этап. Дети совместно с воспитателем одеваются на прогулку (в приемной)
Действия воспитателя
Загадывает загадку о зиме-ыс
Заворошила дорожки
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила.
И на санках прокатила.
Организует выход на прогулку.
Деятельность детей
Дети, одеваясь на прогулку, слушают, осмысливают и отгадывают загадку.
С удовольствием выходят на прогулку.
Организационно - поисковый
ІІІ этап. Исследовательская деятельность детей на участке
Действия воспитателя
Психологический настрой.
Приглашает детей в круг радости вокруг снеговика-аала, рассказывая стихотворение И. Сурикова «Зима»- ыс
Читает письмо от снеговика: «Помогите деревьям пережить зиму, морозные дни».
Дидактическая игра «Виды деревьев».
Даёт дополнительную дидактическую информацию о тополе.
(смотреть сноску *1)
Предлагает погулять по участку и посмотреть внимательно, на каких деревьях, на нашем участке, лежит снег.
Создание проблемной ситуации.
-А что вас согревает в морозный день?
Игру «Ассоциации».
Цель: Ассоциировать, как лежит снег на деревьях и на ветках.
Словесная игра.
Просит детей загадать загадки о зиме-ыс, о снеге-ар, снежинке-аша ар. (можно придумать свои загадки)
Ролевая игра «Кружатся снежинки» -аша ар
Цель: Изобразить, как падает снег, кружатся снежинки.
Дает дополнительную дидактическую информацию о снежинке. (Смотреть *2)
1. Исследовательская деятельность.
Поисковый вопрос: Везде ли снег укрыл деревья? Одинаково ли глубина снега в разных местах?
Дифференциация.
Объясняет задание: Вы будете по группам ходить по участку и втыкать рейку в снег, в разные места (желательно до почвы) и рисовать карандашом черту, отмечающую уровень снега. (воспитатель показывает, как это сделать правильно)
Проблемный вопрос: Где лучше сохраняется деревья, где много снега, или там, где его мало.
2. Трудовая деятельность.
Предлагает детям помочь деревьям пережить зиму, морозные дни.
Объясняет задание: Снеговик прислал для вас ведерки и лопатки. Собирать снег надо в ведро с участка около веранды и высыпать около ствола определенного дерева.
Распределяет по 2-3 человека к каждому дереву.
Дает дополнительную информацию о вариантах трудовой деятельности детей на участке (смотреть сноску *3)
Деятельность детей
Взявшись за руки, в круг вместе с воспитателем рассказывают (наизусть) отрывок из стихотворения.
И. Сурикова «Зима».
(Смотреть сноску *).
Желают выполнить просьбу снеговика-помочь деревьям перезимовать.
Сравнивают состояние деревьев в разное время года.
-Осень - желтеют листья
-Зима - деревья без листвы
-Весна - распускаются почки, молодые листочки.
-Лето - зеленая листва.
-Прогуливаясь по участку, отвечают: «…снег лежит на тополе, клене, лиственнице, сосне, березе,но в корневой системе некоторых деревьев очень мало снега.»
Отвечают: «. человека согревают зимой варежки, шарф, штаны, теплые сапоги, валенки, шуба…»
Размышляют : «. снег, как одеяло лежит на земле, а на ветках как варежки. Он согревает все растения в морозные дни.
Загадывают воспитателю и друг другу загадку: «Белое одеяло всю землю укрыло» (снег).
Проговаривают слова вместе с воспитателем и выполняют движения по тексту:
Мы снежинки, мы пушинки.
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки – балеринки.
Мы танцуем день и ночь.
Запоминают дополнительную информацию о снежинке. (желают рассказать своим родителям).
Внимательно слушают вопрос. Замечают, что у некоторых деревьев (у ствола) мало снега. Значит, деревья замерзнут и погибнут. Одни сугробы высокие, другие низкие, есть места где мало снега намело.
Делятся по парам (у каждого ребенка карандаш, рейка). Один ребенок держит рейку, другой – чертит карандашом. Проверяют глубину снега в разных местах.
Делают вывод: Сохраняется деревья там, где снега много, потому что теплее, укрывает снег их корни, стволы, ветви.
Анализируют, что для этого задания необходимо инвентарь (лопатки, ведерки)
Повторяют задание: снег будем собирать у веранды, складывать в ведро, нести к стволам деревьев.
Самостоятельно выполняют исследовательскую деятельность.
Рефлексивно- корригирующий
Лесенка успеха:
Действия воспитателя
Анализирует: Какое полезное дело мы сейчас сделали для деревьев?
Что мы с вами сделали?
Обобщает: Как вы думаете, если бы деревья могли говорить, чтобы они сказали нам?
Заводит детей в группу.
Предлагает занести наблюдения детей в индивидуальных дневниках - наблюдений (в виде зарисовок)
Деятельность детей
Осматривают утепленные снегом деревья.
Смотрят на результаты своего труда. Делают вывод: мы спасали деревья от мороза, утепляли снегом стволы деревьев.
Собирают инвентарь (ведерки, лопатки, рейки, карандаши)
Размышляют: Деревья нам сказали бы: спасибо! Молодцы! Мы очень рады! Нам очень тепло!
Переодеваются в приемной для другого вида деятельности.
Зарисовывают свои исследования в дневниках наблюдений по плану:
1. Сравнение деревьев у ствола до утепления (без снега) и после утепления.
2. Оставить страничку в перспективе на другое исследование: Как будут благодарны утепленные деревья весной (ветвистые с зеленой листвой).
Ожидаемые результаты:
Воспроизводит: характерные явления природы зимой (снегопад, метель).
Понимает: значимость заботы человека о зимних деревьях.
Применяет: трудовые действия по уходу за деревьями в зимний период.
Сноски по дополнительному дидактическому материалу,
который прилагается к конспекту.
*Отрывок из стихотворения И. Сурикова «Зима»
Белый снег пушистый, И под утро снегом
В Воздухе кружится Поле забелело,
И на землю тихо Точно пеленою
Падает, ложится. Все его одело.
*1. Родовое название тополя «популюс». Когда-то, попав в наши края, «популюс», потерял в славянском языке окончание и отдельные звуки. Это дерево очищает. Воздух от городского дыма и пыли. Его используют для защиты почвы. Тополь выделяет кислород в 7 раз больше, чем еловые деревья.
*2. Водяные пары поднимаются очень высоко над землей, там царит вечный холод. Из водяных паров образуются шестиугольные кристаллики льда. Постепенно опускаясь на землю каждый кристаллик растет. Он превращается в снежинку. При сильном ветре у снежинок обламываются лучики и звезды обращаются в снежную пыль. Когда мороз несильный, снежинки лепятся друг к другу и образуют хлопья. Снег хрустит под ногами, потому что ломаются звездочки и лучи на снежинках.
*3. Варианты трудовой деятельности детей на участке:
- с одной подгруппой детей работает воспитатель, с другой – помощник воспитателя;
- одна подгруппа играет в самостоятельные игры, другая – работает, потом подгруппы меняют деятельность.
Примечание: Важно, чтобы дети не только усвоили трудовые действия, но и поняли значимость труда.