Елена Тарасова
Технологическая карта организованной образовательной деятельности «Настроение в музыке»
▼ Скачать
Технологическая карта организованной образовательной деятельности
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Тема: «Настроение в музыке».
В группе общеразвивающей направленности
Возрастная группа: подготовительная группа
Музыкальый руководитель : Тарасова Елена Михайловна
Публикация «Технологическая карта организованной образовательной деятельности „Настроение в музыке“» размещена в разделах
Образовательная область : В ходе ООД дети закрепляют понятия «мажор и минор»; рассуждают и высказывают своё мнение в течение всей музыкальной деятельности; эмоционально отзываются, реагируют на музыкальное произведение; воспринимают и анализируют содержание музыки; находят проблему и поиск её решения; учатся различать настроение в музыке; продолжают расширять свой музыкальный словарный запас, развивая речь.
Интеграция образовательных областей : При организации совместной деятельности педагогов и детей используется принцип интеграции образовательных областей (ОО «Познавательное развитие», ОО «Социально – коммуникативное развитие», ОО «Речевое развитие», ОО «Художественно – эстетическое развитие»).
Тема ООД: «Настроение в музыке».
Цель: Научить детей самостоятельно определять характер музыкальных произведений, верно определять их настроение.
Задачи:
Обучающие:
• Сформировать устойчивые представления детей о настроении в музыке (мажор и минор, расширяя музыкальный словарный запас детей.
• Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость на музыку во время прослушивания произведения.
Развивающие:
• Развитие эмоциональной сферы дошкольников с использованием различных видов музыкальной деятельности, способность воспринимать и анализировать содержание музыки.
Воспитательные:
• Воспитывать у детей устойчивый интерес к музыкальным произведениям, песням, танцам разного характера, настроения, расширять музыкальные впечатления.
Планируемые результаты: формируется устойчивое представление детей различать характер и настроение музыкальных произведений, песни, танца, о понятиях «мажор» и «минор»; развиваются умения и навыки во всех видах музыкальной деятельности; развивается эмоциональная сфера дошкольников, своевременно начинать и заканчивать песню, петь точно под музыку, двигаться в соответствии с характером музыки.
Организация пространства : ТСО (мультимедиа - видеопроектор, ноутбук, презентация, музыкальное сопровождение, музыкальный центр); письмо от смайлика (1 шт.); карточки с картинками животных, игрушек, людей для музыкально дидактической игры «Весело грустно», жёлтые кружочки (по количеству детей) для рисования смайлика.
Предварительная работа: Знакомство с понятиями «мажор» и «минор»; разучивание распевки «Ёжик и бычок» и песни «Дождик обиделся», разучивание осеннего танца с листочками в парах, изготовление письма от смайлика, карточек для музыкально – дидактической игры «Весело – грустно», жёлтых кружочков – смайликов без лица из жёлтой бумаги (по количеству детей, приготовить фломастеры для изображения настроения смайлика.
Музыкальный репертуар : Танец (вначале занятия) – «Прыг-скок колобок!», Валеологическая песенка – распевка «Доброе утро!», распевка «Ёжик и бычок», песня «Дождик обиделся» муз. Д. Львова – Компанейца, игра - слушание фрагментов произведений: «Осенняя песнь» муз. П. И. Чайковского,«Вальс игрушек» муз. Ю. Ефимова, «Две плаксы» муз. Е. Гнесиной, «Марш гусей» муз. Бина Канэда.
Технология изучения указанной темы
1. Психологический настрой
Слайд № 1. Песенка «Прыг-скок колобок»
М. р. : Ребята заходим в музыкальный зал под весёлую песенку «Прыг – скок, колобок», подскоками, встаём в круг и повторяем за мной движения под музыку. Дети улыбаются, подскоком заходят в зал.
Слайд № 2. Слова и движения песенки-распевки «Доброе утро».
М. р. : Здравствуйте, ребята! Предлагаю вам сейчас поздороваться друг с другом и вспомнить весёлую песенку «Доброе утро!».
Воспитатель: Доброе утро лесам и полям,
«Доброе утро» скажу всем друзьям,
Доброе утро, родной детский сад,
Видеть друзей своих очень я рад.
Дети приветствуют друг друга, стоя в кругу, поют песенку-распевку. Улыбаются друг другу.
(затрачено 3 мин.)
2. Мотивационно – ориентировочный
Слайд № 3. Изображение грустного и веселого смайлика.
М. р. : Посмотрите, ребята на экран. Что вы видите? Дети смотрят на экран
Дети: «Колобочков».
М. р. : Молодцы! Колобочков! Давайте, сегодня мы их будем называть смайликами.
- Скажите, они одинаковые или чем - то отличаются?
Дети: «Один весёлый, а другой грустный.»
М. р. : Получается у одного весёлое настроение, а у другого грустное. Скажите, а у вас какое сегодня настроение? Дети отвечают свои варианты.
М. р. : Чтобы вам сегодня не было грустно, мы постараемся поднять вам настроение, с помощью музыки. Но и у музыки бывает настроение разное. Когда музыка весёлая, её называют как.?
Дети: «Мажор».
- А когда она грустная, плачущая?
Дети: «Минор».
М. р. : Давайте повторим ещё раз эти два слова: «мажор» и «минор».
Дети повторяют вместе с педагогом
(затрачено 3 мин.)
3. Поисковый
М. р. : Ребята, когда я пришла утром в музыкальный зал, то увидела, что на окне лежит смайлик, но у него не было совершенно никакого лица и настроения. (показывает просто пустой жёлтый круг).
- Но кроме этого, я нашла письмо от него, послушайте, о чём он нас просит.
Слайд № 4. Письмо смайлика м. р. читает письмо
«Уважаемые дети! Помогите. Я не могу разобраться какое у меня настроение и от этого я превратился в невидимку, помогите мне и моим друзьям снова стать видимыми, но для этого вы должны мне помочь и выполнить музыкальные задания, после каждого задания вы скажете, мажорное или минорное было настроение у музыки, а в конце, когда вы выполните всё, нарисуете настроение, которое стало у вас после заданий. Помогите, мне и моим друзьям отгадать моё настроение и стать снова для всех видимыми».
М. р. : Ребята, как вы думаете, нужно помочь смайлику?
Дети: Да.
М. р. : Объясните мне, что мы должны сделать для смайлика?
Дети: Мы должны выполнить его задания и помочь угадать его настроение, а в конце нарисовать его, чтобы он стал видимым.
М. р. : Ну, что поможем нашему смайлику и его друзьям?
Дети: Да. Конечно!
М. р. : А как вы думаете, мы справимся с заданиями? Дети участвуют в диалоге, слушают содержание письма. Возникает заинтересованность для дальней шей деятельности.
Дети: Думаем, нам будет не очень трудно.
М. р. : Вот сейчас и проверим. Предлагаю вам сесть на стульчики. - Давайте посмотрим на слайд и попробуем догадаться, какое же задание приготовил нам смайлик.
Садятся на стульчики, смотрят на экран.
(затрачено 3 мин.)
4. Практический
Слайд № 5. Ежик и бычок
М. Р. : Итак, «Задание №1».
- Ой ребята, посмотрите, кто это на слайде?
Дети: Ёжик.
М. р. : Как же он здесь оказался, посмотрите, а рядом, это ещё кто?
Дети: Бычок.
М. р. : Я не понимаю, какое задание хочет смайлик, чтобы мы выполнили? А вы понимаете?
Дети: Спеть песенку про ёжика и бычка.
М. р. : Скорее всего вы правы. Давайте попробуем спеть эту песенку, но сначала скажите, о чём эта песенка- распевка?
Дети: Как бычок встретил ёжика, лизнул ему бочок и уколол свой язычок.
М. р. : Споём сначала мажорно, как - будто ёжик радуется, что уколол иголками бычка, а потом минорно, как - будто поёт бычок и плачет, ведь ему так больно.
Распевка «Ёжик и бычок».
М. р. : Как вы думаете мы справились с заданием?
Дети: Да, справились.
М. р. : Молодцы! Ну, что посмотрим следующее задание?
(затрачено 3 мин.)
Слайд № 6. Солнышко и тучка.
М. Р. : «Задание №2» Ребята, что вы видите?
Дети: Солнышко и тучку с дождиком.
Слайд № 7. Тучка плачет
М. р. : А здесь вы что видите?
Дети: Тучка плачет, обижается.
М. р. : Верно! Значит какое задание, мы можем выполнить для смайлика? Вы про обидчивый дождик что - нибудь знаете?
Дети: Да, песенку можем спеть «Дождик обиделся».
М. р. : Предлагаю вам её вспомнить. Мы должны, чётко пропеть слова в песне, петь приятно, ласково, не кричать. А потом, когда споёте, расскажите мне какое настроение у песенки. Договорились? Для этого нам нужно красиво встать возле стульчиков.
Пение песни «Дождик обиделся».
М. р. : Ребята, вот мы с вами спели песенку, а какое у неё настроение? Мажорное или минорное?
Дети: Мажор.
М. р. : Вы уверены? Но ведь дождик обиделся.
Дети: Ну и что, а сама песня и музыка ведь весёлая.
М. р. : Давайте проверим правильный ответ смайлика.
Слайд № 8. М. р. показывает слайд с весёлым смайликом.
М. р. : Верно! Хоть и в песне поётся о дождике, который обиделся и плачет, но сама песня и музыка очень весёлая.
Слайд № 9. Опять солнышко и тучки.
М. р. : Скажите, а когда светит солнышко - это мажор или минор?
Дети: Мажор.
М. р. : А когда дождик идёт?
Дети: Минор.
Слайд № 10. На слайде солнышко и дождик соединяются.
М. р. : Посмотрите, а сейчас, что произошло?
Дети: Солнышко соединилось с тучкой.
М. р. : Тогда, я ничего не понимаю, посмотрите на картинке солнышко с тучкой соединились, это получается, что мажор и минор соединились…А такое бывает?
Дети: Нет.
М. р. : А может смайлик нас хочет запутать? Как вы думаете?
Дети говорят свои варианты ответов.
- Оказывается, ребята, в музыке могут соединиться два настроения и мажор, и минор. Ведь и у человека также, например, в один день может настроение меняться, сначала человек может плакать, а потом успокоиться и радоваться, веселиться. Верно?
Дети: Да.
М. р. : Молодцы, теперь немножко отдохнём и сделаем паузу.
(затрачено 5 мин.)
5. Динамическая пауза
М. р. : Сидя на стульчиках мы с вами сделаем массаж спины, поэтому повернитесь друг к другу спиной.
Слайд 11. Игровой массаж спины «Дождь».
М. р. : Дождь! Дождь! Надо нам (Хлопки ладонями по спине
Расходиться по домам движениями сверху вниз)
Гром! Гром, как из пушек (Поколачивние кулачками)
Нынче праздник у лягушек.
Град! Град! Сыплет град! (Постукивание пальцами).
Все под крышами сидят.
Только мой братишка в луже (Поглаживание спины
Ловит рыбу нам на ужин. ладонями).
Дети повторяют за педагогом
М. Р. : А теперь развернитесь наоборот и повторим еще раз
Дети поворачиваются кругом и делают массаж ещё раз, своему другому соседу.
М. р. : Молодцы, ребята! Хорошо вам стало после такого массажа?
6. Игровой этап
М. р. : А теперь я вам предлагаю сесть красиво, выпрямить спинки и посмотреть какое же следующее задание нам приготовил смайлик.
Слайд 12. Смайлик играет.
М. р. : «Задание №3». Что вы видите, ребята?
Дети: Смайлик играет.
М. р. : Значит, что он любит делать?
Дети: Играть
М. р. : А, вы дети, любите играть?
Дети: Да.
М. р. : Хорошо! Я вам предлагаю поиграть в музыкально – дидактическую игру «Весело – грустно».
- Чтобы нам с вами поиграть, смайлик приготовил вам карточки с изображением настроений - веселое и грустное. С помощью них мы проверим научились ли вы самостоятельно определять характер музыкальных произведений, узнавать их настроение.
Ход игры.
М. р. : Сейчас вам предлагается прослушать фрагменты известных вам произведений и во время прослушивания поднять карточку с соответствующим музыке настроением и картинкой.
Слайд 13. «Осенняя песнь» П. И. Чайковского
М. р. : Какое настроение в этом произведении?
Дети: Минор. Грустное.
М. р. : Какую карточку вы должны были поднять?
Дети должны поднять карточку с грустным смайликом.
М. р. : все верно, молодцы! Слушаем дальше.
Слайд 14. «Вальс игрушек» муз. Ю. Ефимова
М. р. : Какое настроение у этого произведения?
Дети: Весёлое. Мажор.
Дети должны поднять карточку весёлым смайликом.
Слайд 15. «Две плаксы» Е. Гнесиной.
М. р. : Какую карточку вы сейчас подняли?
Дети должны поднять карточку с грустным смайликом.
М. р. : Верно. И это значит какое настроение в музыке?
Дети: Минор.
М. р. : А как вы догадались, что минор?
Дети дают свои ответы
Слайд 16. «Марш гусей» Бин Канэда.
М. р. : Какая музыка сейчас прозвучала?
Дети: «Марш гусей».
М. р. : А как вы узнали?
Дети дают свои ответы
М. р. : И это значит, что настроение было какое в музыке?
Дети: Мажор
М. р. : Как вы думаете, вот с этим самым сложным заданием смайлика мы справились?
Дети: Да.
М. р. : Ну вот, это было последнее задание.
(затрачено 8 мин.)
7. Рефлексивно – оценочный
М. р. : Ребята, скажите, о чём мы сегодня с вами говорили?
Дети: Про настроение в музыке, про «мажор» и «минор».
М. р. : Вы запомнили, что такое мажор и минор?
Дети: Да. Мажор – это весёлая, задорная музыка, а минор – грустная, унылая, плачущая.
М. р. : Что нового вы сегодня узнали?
Дети: Что мажор и минор в музыке могут соединяться вместе.
М. р. : Чему мы сегодня научились?
Дети: Угадывать настроение в музыке.
М. р. : 5. Какие задания смайлика вам больше всего понравились?
Дети дают свои ответы
(затрачено 3 мин.)
8. Заключительный этап
М. р. : А помните, ребята, о чём мы с вами договаривались в начале занятия, что мы хотели сделать?
Дети: Помочь смайлику стать видимым.
М. р. : Верно помочь стать ему видимым и самим научиться определять настроение в музыке. Ребята смайлик станет видимым, если вы сейчас скажете, какое у вас сейчас настроение после выполненных заданий?
Дети: Весёлое, мажорное.
М. р. : Здорово! Сейчас это настроение вы должны передать смайлику, и он снова станет видимым. Нарисуйте ему это настроение
Дети встают к столам и рисуют муз. настроение
М. р. : Молодцы! Помогли мы смайлику?
- Сейчас мы их видим, какие они смешные. Я вам предлагаю взять смайлики к себе домой.
- Ну, а теперь нам пора возвращаться в группу
Дети идут в группу подскоками как в начале занятия.
(затрачено 3 мин.)