Саликова Оксана Викторовна
Технологическая карта образовательной деятельности в средней группе «Как появился календарь»
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта образовательной деятельности в средней группе
Технологическая карта образовательной деятельности в средней группе
Автор конспекта: Саликова Оксана Викторовна – воспитатель ДОУ «Снегири»
Тема: «Как появился календарь»
Цель: ознакомление детей с историей возникновения календаря, его видах, способах планирования деятельности.
Задачи приоритетных образовательных областей:
«Познавательное развитие» -
Познакомить детей с историей возникновения календаря, рассказать о разных видах календаря, показать их.
Публикация «Технологическая карта образовательной деятельности в средней группе „Как появился календарь“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2016
Закреплять знания о сезонных изменениях в природе, днях недели.
Развивать познавательный интерес к поисковой деятельности.
Развивать внимание, память, зрительное восприятие.
«Речевое развитие» - продолжать учить составлять описательный рассказ с помощью вопросов воспитателя, формировать связную речь.
«Социально – коммуникативное развитие»
Вызвать стремление планировать свою жизнь с помощью дней недели, месяцев и календаря.
Воспитывать желание приходить на помощь.
Образовательные области в интеграции образовательных областей:
«Художественно – эстетическое развитие»
«Физическое развитие»
Планируемые результаты:
Познание Развитие познавательно – исследовательской деятельности
Коммуникация Развитие свободного общения и умение слушать
Регулятивные Выполнение задания по заданной инструкции (образцу)
Личностные Нравственно – этическое оценивание результата работы
Ресурсы: картина, лист бумаги, игрушки – мышь и солнце, толстая книга, часы, презентация «Как появился календарь», различные виды календарей, мяч, круги белого, оранжевого, темно – и светло-зеленого цветов по количеству человек, заготовка «круглый год», сюжетные картинки «времена года», медальоны с фотографиями детей, клей, досточки, салфетки.
Современные динамические пособия: презентация «Как появился календарь»
Современные ТСО: проектор, ПК, экран
Сценарий ОД
Завязка (вводная часть) (1 мин)
Цель:Вызвать желание у детей узнать новое
Деятельность воспитанников:дети входят в зал
Деятельность педагога:-С добрым утром, детвора!
Рада всех вас видеть я!
-Ребята, сегодня я приглашаю вас на выставку календарей.
Деятельность педагога:Пройти на выставку мы сможем через теремок, но чтобы в него попасть я прошу вас назвать, что общего между хозяином теремка – календарем и предметами, расположенными на столике около теремка (солнце, книга, лист бумаги, картина, часы, мышка).
Цель: тренировать аналитическое мышление, умение выделять общие и отличительные признаки путем сравнения; развивать речь, фантазию, творческие способности.
Деятельность воспитанников:-Солнце вечером заходит, и день заканчивается, у календаря лист оторвали, день закончился;
Книга толстая и перекидной календарь толстый, книгу можно перелистывать и перекидной календарь перелистывают в конце месяца;
Лист бумажный и календарь бумажный;
Картину вешают на стену и настенный календарь вешают на стену;
На часах есть цифры и на календаре есть цифры;
Мышка маленькая и карманный календарь маленький 3мин
Теремок, предметы - картина, лист бумаги, игрушки мышь и солнце, толстая книга, часы
Деятельность педагога:Молодцы все справились.
Кульминация (основная часть)
Деятельность педагога:Прежде чем мы рассмотрим выставку календарей, я предлагаю вам узнать как и когда появились календари.
Деятельность воспитанников:Дети садятся на стульчики перед экраном
Презентация «Как появился календарь» (5 мин)
Цель:Познакомить детей с историей возникновения календаря, рассказать о разных видах календаря, показать их.
Деятельность педагога: Дети, а были времена, когда у людей не было календаря. Свою жизнь, время, люди рассчитывали по солнцу, звёздам и луне. (Слайд2)
Наш календарь появился очень давно. Его родина – Древний Египет. (Показ на карте;Слайд 3)
Египтянам обязательно надо было знать, когда начнёт разливаться река Нил (Слайд 4)
К этому дню люди чинили плотины, которые задерживали воду на полях. Ведь если этого не сделать, то погибнет весь урожай в знойное африканское лето (Слайд 5)
Первый календарь появился 30 тысяч лет назад. Он был сделан из гигантских плит, которые располагались по кругу. Плит было 12, как 12 месяцев в году.
- Как вы думаете, удобен ли был этот календарь?
Деятельность воспитанников:Дети отвечают, что этот календарь был не удобен, так как он был большой и тяжёлый, его нельзя было взять с собой или принести домой (Слайд 6)
Деятельность педагога:Через много лет люди придумали бумажный календарь. Этот бумажный календарь появился 300 лет назад. Он был сделан в виде книги (Слайд 7)
С помощью календаря мы можем сосчитать, сколько дней осталось до Нового года, до выходных, сколько месяцев до лета. С помощью календаря люди могут планировать своё время, свою жизнь. Ребята, календарь у нас висит в доме целый год, пока не пройдут все 12 месяцев, а под новый год старый календарь сменяет новый. В настоящее время существует огромное множество календарей.
Давайте пройдем на выставку и рассмотрим их.
Деятельность воспитанников:Дети проходят к выставке календарей, разглядывают их (1 мин)
Деятельность педагога: Ребята посмотрите, как много календарей на выставке. Как вы думаете, чем похожи календари? Чем отличаются?
Деятельность воспитанников:Дети отвечают, что благодаря всем видам календарей мы можем узнать какой сейчас год, месяц, число, день недели. Отличия календарей в том, что все они разного размера, разной толщины, сделаны из различных материалов.
Деятельность педагога:Ребята выберите понравившийся вам календарь и расскажите немного о нем. Дети с помощью воспитателя описывают календари (4 мин)
Цель:Закрепить знания детей о видах календарей, развивать речь.
Деятельность педагога: Ребята, как вы думаете, почему одни дни в календаре отмечены черным цветом, а другие красным?
Деятельность воспитанников:Дети отвечают, что черным цветом отмечены рабочие или как их еще можно назвать будние дни, а красным цветом выходные и праздничные дни (1 мин)
Деятельность педагога:-А вы знаете дни недели? Хотите поиграть в игру? «День недели называй – мяч соседу передай»
Цель:Закрепить знания о днях недели
Деятельность воспитанников:Дети играют в игру с мячом (1мин)
Деятельность педагога: -Календарь показывает не только день недели, месяц, но и время года помогает узнать
сейчас мы поиграем в игру «Когда это бывает»
Цель:закрепить знания о временах года
Загадки:
1. Я раскрываю почки
В зеленые листочки,
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна
Зовут меня (весна)
2. Очень душно, очень жарко,
Солнце светит ярко – ярко,
Побежим купаться,
С рыбками плескаться.
3. Утром мы во двор идем,
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят.
И летят, летят, летят
4. Снег на полях,
Лед на реках.
Вьюга гуляет,
Когда это бывает.
5. В какое время года мы отмечаем праздник Новый год?
6. В какое время года птицы улетают в теплые края, опадают листья?
Деятельность воспитанников:дети показывают кружок, символизирующий определенное время года (3 мин)
Деятельность педагога:Ребята, сегодня мы увидели много календарей, а давайте попробуем сами сделать свой календарь «Дней рождений» (4 мин)
Я предлагаю на нашем календаре отметить признаки времен года
Выберите те картинки, которые относятся к осени, зиме, весне, лету и прикрепите к макету
Цель:Включить детей в процесс «создания календаря»;развивать речь, творческую активность детей;
Деятельность воспитанников:На каждый сегмент круга дети приклеивают признаки времен года, затем на каждый сегмент времени года прикрепляются фотографии детей рожденных в определенное время года.
Развязка (заключительная часть)
Деятельность педагога: - Молодцы, ребята! Вы очень старались! И теперь у нас в группе будет свой календарь, который будет напоминать нам о днях рождения друзей.
Сегодня мы с вами познакомились с разными видами календарей, узнали об их назначении. А сейчас я хочу подарить вам на память о нашем занятии карманные календари.
Наше занятие закончено.
Деятельность воспитанников:Дети прощаются, высказывают своё мнение о занятии (1 мин)