Татьяна Панина
Технологическая карта ОД «Путешествие в волшебную страну Гномию» для детей с ЗПР подготовительного возраста
▼ Скачать
Тема: «Путешествие в волшебную страну Гномию»
Возрастная группа : группа компенсирующей направленности детей с ЗПР подготовительного возраста.
Форма совместной деятельности: интегрированное занятие.
Форма организации: подгрупповая, индивидуальная.
Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Публикация «Технологическая карта ОД „Путешествие в волшебную страну Гномию“ для детей с ЗПР подготовительного возраста» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2023
Оборудование: презентация «Путешествие в волшебную страну Гномию»;
Используемые методы: словесный метод, стимулирования и мотивации познавательной активности, дидактические игры, пальчиковые игры
и приемы: вопросы, побуждающие к мыслительной деятельности; создание игровой ситуации, видео-запись сказочного героя, направлены на повышение познавательной активности, развитие социально-коммуникативных навыков, самостоятельности.
Цель: Способствовать развитию речи в процессе подготовки к обучению грамоте.
Задачи:
Образовательные:
Развивать и активизировать словарный запас детей.
Совершенствование умения определять «гласный звук», «твердый согласный звук»,
«мягкий согласный звук»;
Совершенствовать грамматический строй речи (использование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом, согласовывать существительные с числительными).
Развивать слоговую структуру слова, деление слов на слоги.
Развивать умение выделять звук в начале, в середине и конце слова.
Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза.
Совершенствование навыков и умений работать со схемой предложения.
Развивающие:
Развивать логическое и образное мышление, память, внимание, воображение.
Развивать умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
Развивать артикуляционную моторику, речевое дыхание.
Воспитательные:
Воспитывать стремление оказывать помощь другим, которые оказались в трудной ситуации.
Формировать положительную установку на участие в совместном занятии с родителями.
Воспитывать усидчивость, ответственность, доброжелательные отношения к сверстникам.
Методические приемы:
Игровой (использование сюрпризных моментов).
Наглядный (использование иллюстраций).
Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы, детей).
Поощрение, анализ занятия.
Предварительная работа с детьми: Разучивание пальчиковой гимнастики;
Дидактические игры на развитие фонематического слуха: «Хлопай, не зевай», «Найди место звука в слове», «Запомни и повтори», «Выдели звук»;
Работа с родителями: рекомендации придумывать совместно с детьми слова, находить предметные картинки на гласные звуки (начало, середина, конец слова) и приклеивать их в тетрадях для домашнего задания; делить слова на слоги, отхлопывая в ладоши; повторять и закреплять знания детей артикуляционной и пальчиковой гимнастики.
Ход образовательной деятельности.
Этап деятельности
Задачи этапа Деятельность педагога Деятельность воспитанников
Вводная часть
Артикуляционная гимнастика
Создание атмосферы психологически комфортной обстановки на занятии, эмоциональная поддержка ребенка, доброжелательного отношения друг к другу, установление зрительного, слухового контакта.
Укреплять мышцы артикуляционного аппарата Вход в зал, приветствие, настрой на работу, определение места происходящего, установление зрительного контроля.
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Показывает артикуляционные упражнения. Контролирует выполнение упражнений.
Дети заходят и встают в центр зала в полукруг. Участвуют в приветствии.
Выполняют артикуляционные упражнения.
Организационный момент
Организация направленного внимания. Переключение внимания детей на предстоящую деятельность.
Знакомство со сказочным героем Мудрым Гномом.
Проявляют интерес к сказочному герою.
Мотивационно-побудительный этап:
Побуждение к предстоящей деятельности, создание эмоциональной атмосферы, сопутствующей предстоящему событию.
Мотивация (процесс вовлечения в деятельность) :видео-письмо от Мудрого Гнома с просьбой о помощи, злая волшебника превратила добрых жителей в злых и просит навести порядок в его стране.
Проявляют интерес к предстоящей деятельности.
Основной этап
Актуализация знаний и начало выполнения действий по задачам: развивать связную речь, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения. Педагог приглашает детей к совместной деятельности, задает вопросы, активизирующие в памяти детей прежние знания и практический опыт. Внимательно слушают и выполняют предложенные задания, доказывая свой выбор.
- Таинственное превращение в Гномов Воспитывать доброту, отзывчивость.
Произносит волшебные слова :Ну – ка, глазки, закрывайтесь,
Дети, в гномов превращайтесь!
Раз, два, три, четыре, пять –
Буду в гномов превращать!
Дети одевают колпачки Гномов под музыкальное сопровождение.
- Игра «Волшебный паровозик»
Развивать память и отрабатывать интонационную выразительность речи. Помогает рассказывать стихотворные волшебные слова.
Вспоминают и рассказывают волшебные слова.
- Презентация «Волшебная страна Гномия»
Воспитывать нравственные качества (доброту, отзывчивость, желание помогать другим)
Направляет детей к самостоятельным высказываниям, выражает восхищение. Внимательно рассматривают и рассуждают.
- Видео-ролик «Диалог с мудрым Гномом» Воспитывать доброжелательные отношения к сказочным героям.
Поддерживает положительный настрой.
Проявляют интерес и внимательно слушают.
- Игра «Замки Звуковички» Учить различать гласные и согласные мягкие и твёрдые звуки. Поощряет детей за внимательность и правильные высказывания.
Дети самостоятельно выбирают картинки и помещают их в Замки, каждый объясняя свои действия.
-Игра «Определи место звука в слове» Учить определять место звука в слове. Слово вслух произнеси, звук в окошко помести.
Поощряет детей за внимательность. Дети самостоятельно помещают звук в окошко, каждый объясняя свои действия.
Физкультминутка
«Гномы» Развивать у детей координацию движений.
Привлекает детей на физкультминутку.
Участвуют в игре, выполняют движения под речевое сопровождение.
- Игра «Выложи схему слова» Закреплять навык звукового анализа слова. Поощряет детей за внимательность и правильные высказывания. Участвуют в игре, выполняют задание, выкладываютзвуковуюсхему слова «гном»
- Игра «Назови ласково» Учить образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Задает вопросы и поощряет детей за внимательность и правильные ответы. Самостоятельно называют соседей цифры.
- Игра «Сосчитай-ка» Совершенствовать умение согласовывать существительные с числительными. Поощряет детей за внимательность и правильные высказывания. Самостоятельно согласовывают существительные с числительными.
Физкультминутка
«Гномик» Развивать у детей координацию движений.
Привлекает детей на физкультминутку. Показывает детям движения. Участвуют в игре, выполняют движения под речевое сопровождение.
- Игра «Деление слов на слоги» Продолжать учить делить слова на слоги.
Вовлекает детей в игру.
Поощряет детей за внимательность и правильные высказывания. Внимательно слушают вопросы и называют дни недели.
- Игра «Составь предложение и выложи к нему схему» Учить детей грамматически правильно строить предложения из 4-5 слов и составлять к ним схемы. Называет слова для предложений и поощряет детей
за внимательность и правильные ответы. Самостоятельно составляют предложение выкладывают к нему схему.
- Видео-ролик «Диалог с мудрым Гномом» Воспитывать доброжелательные отношения к сказочным героям.
Поддерживает положительный настрой.
Проявляют интерес и внимательно слушают.
- Стихотворные волшебные слова : Раз, два повернись И в ребят превратись! Развивать память. Помогает рассказывать волшебные слова. Вспоминают и рассказывают волшебные слова под музыкальное сопровождение.
Заключительный этап Формирование умения слушать; направление внимания детей; формирование интереса к содержанию занятия. Формирование элементарных навыков самоанализа. Привлекает детей к подведению итогов, к рефлексии (самоанализу).
Сюрпризный момент подарок от мудрого Гнома за доброту, внимательность и отзывчивость. Выражают собственные мнения, делятся впечатлениями.