Галина Мохова
Технологическая карта НОД по опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе «Верблюжонок в гостях у ребят»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема занятия: «Верблюжонок в гостях у ребят»
Возраст детей: 3 -4 года (вторая младшая группа)
Цель: Создание условий для развития познавательной инициативы младших дошкольников в процессе опытно – экспериментальной деятельности с песком.
Задачи:
Публикация «Технологическая карта НОД по опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе „Верблюжонок в гостях у ребят“» размещена в разделах
- Верблюд
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2015
Познавательное развитие. Формировать познавательные действия; Развивать воображение и творческую активность; формировать первичные представления о свойствах песка. Социально – коммуникативное развитие. Формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками, безопасного поведения при игре с песком.
Речевое развитие. Обогащать активный словарь; Развивать связную речь, понимание на слух стихотворения. Художественно - эстетическое развитие. Формировать самостоятельную творческую деятельность детей. Физическое развитие. Развитие мелкой моторики рук; Накопление и обогащение двигательного опыта у детей через подвижную игру.
Методы и приемы:
Словесные: чтение художественной литературы, рассуждения;
Практические: опыт с сухим и мокрым песком, с камушками, постройка пирожного;
Наглядные: наблюдение за песком, просмотр презентации.
Материалы и оборудование:
Мультимедиа для презентации в ходе НОД. Халаты и шапочки для опытов. Подносы, камушки, песок, лейки с водой, листы белой бумаги, салфетки. Кинетический песок, формочки и совочки.
Формы организации совместной деятельности :
Детская деятельность Формы и методы
Познавательно - исследовательская Экспериментирование с камушками, опыт с песком
Коммуникативная Беседа о песке
Восприятие художественной литературы Чтение стихотворения про Верблюжонка
Двигательная Подвижная игра: «Песчинки»
Планируемые результаты:
Любознательный, активный активность в продуктивной деятельности, в разговоре.
Эмоционально - отзывчивый проявление эмоционального отношения к герою занятия, литературному произведению,
Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками • умение взаимодействовать со сверстниками в процессе выполнения работы;
умение внимательно слушать и поддерживать беседу, задавать вопросы и отвечать на них в пределах своей осведомленности и опыта;
умение делиться с педагогом и детьми своими впечатлениями.
Способный решать интеллектуальные и личностные задачи применение усвоенных способов лепки из песка;
стремление получить желаемый результат в процессе опытно – экспериментальной деятельности с песком; выбирая самостоятельно средства для экспериментирования,
умение самостоятельно делать выводы;
Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности • умение сосредоточенно действовать в течение 15 – 20 мин. ;
Ход деятельности:
Этапы деятельности Содержание совместной деятельности Деятельность педагога Деятельность детей Планируемый результат
1этап Организационный
1 мин Здравствуйте ребята!
Как я рада вас всех сегодня видеть! Давайте все улыбнёмся и за руки возьмё мся и дружно скажем: «Доброе утро». Вот и солнышко вам улыбается (изображение солнышко на слайде № 1)
Приветствует детей, задаёт положительный эмоциональный настрой Приветствуют друг друга, и гостей, улыбаются Дети настроены на общение, умеют приветствовать друг друга и гостей.
2 этап
Мотивационно - проблемный
2 мин
Ситуативный разговор
Чтение художественного произведения
Проблемная ситуация Ребята, а сегодня к нам пришёл необычный гость (изображение верблюжонка на слайде № 2). Давайте с ним поздороваемся!
Стих про верблюжонка :
Кроха верблюжонок спрашивал у папы : «Ну, зачем скажи нам вот такие лапы?»
- «Что бы по песку идти и не провалиться! Нам такие ноги могут пригодиться»
- «А зачем у нас с тобой на спине горбы?»
- «Что бы выжить мы могли в пустыне без воды!»
Верблюжонок, как и все маленькие ребята, растёт очень любопытным и задаёт очень много вопросов. Папа однажды сказал ему, что они родом из Пустыни, где очень много песка. Но верблюжонок не знает, что такое Пустыня и что такое песок. И от этого ему становиться грустно.
Ребята, а давайте поможем верблюжонку узнать, что такое песок? Вы согласны?
Заинтересовывает детей приходом необычного гостя - верблюжонка.
Создаёт проблемную ситуацию, мотивирует детей на поиски выхода из данной ситуации (предлагает помочь верблюжонку). Здороваются с гостем.
Слушают стих про верблюжонка.
Дети соглашаются с воспитателем, они хотят помочь верблюжонку. Дети заинтересованы, внимательно слушают воспитателя, они умеют здороваться.
У детей сформировано умение воспринимать стихотворение на слух.
Дети настроены на поиски выхода из проблемной ситуации.
3 этап
Деятельностный
10 – 15 мин.
Опытно – экспериментальная деятельность
Двигательная деятельность
п/и «Песчинки»
Самостоятельная деятельность детей В Пустыне всегда светит солнце, там очень жарко и много песка, как в огромной песочнице. Там и есть Родина верблюжонка (слайд № 3). И там живут его родственники верблюды (слайд№4)
(слайд № 5) А что же такое песок, какой он бывает, и из чего состоит, я предлагаю показать верблюжонку в нашей лаборатории. Согласны?
(слайд № 6) А верблюжонок внимательно посмотрит.
Что бы приступить к нашему исследованию, нужно одеть халаты (дети одевают халаты, как настоящие учёные и повторить правила поведения при работе с песком. Согласны?
(слайд № 7) – нельзя кидаться песком!
(слайд № 8) – не следует брать руки в рот!
(слайд № 9) – нельзя тереть глаза руками!
Верблюжонок тоже внимательно слушал правила и согласен эти правила соблюдать (слайд № 10)
А вы согласны соблюдать правила поведения при работе с песком?
Ну, тогда приступим к работе. Проходите в лабораторию и занимайте свои места.
1 опыт «Откуда берётся песок?»
Возьмите 2 камушка и постучите ими друг о друга, потрите их над листом бумаге. Видите, от камушков сыплется? Это и есть песок. Песок получается из камней. Ветер, вода разрушают камни, в результате чего и появляется песок.
2 опыт «Легко ли сыплется сухой песок»
Перед вами подносы с песком.
Наберите в кулачок горсть песка и выпустите его маленькой струйкой.
Легко ли он сыплется? Конечно, ведь он сухой. Сухой песок легко сыплется и рассыпается на песчинки.
3 опыт «Легко ли лепится мокрый песок»
Перед вами подносы с сухим песком и лейки с водой. Полейте песок водой. А теперь потрогайте песок. Какой он стал? Сырой. Возьмите его в кулачок и попробуйте высыпать. Не сыплется? А почему? Это потому что он стал сырым. А мокрый песок хорошо лепиться. Давайте попробуем слепить из песка шарики.
Какие вы молодцы ребята! А теперь хорошенько вытрите ручки салфеткой и выходите к нашему верблюжонку, он предлагает нам превратиться в песчинки и поиграть. Согласны?
П/и «Песчинки»
Вокруг себя повернитесь и в песчинки превратитесь!
Вдруг подул сильный ветер! Все песчинки закружились!
Ветер стих, и песчинки осторожно опустились на землю.
Вдруг снова подул сильный ветер! Все песчинки полетели!
Полила тучка водой на песчинки, они намокли и опустились на землю.
Стали мокрыми песчинки.
Давайте возьмёмся за руки и слепим большой круг – каравай!
Верблюжонку понравилось играть с нами! Он так заигрался, что проголодался!
А давайте ребята, слепим для верблюжонка пирожные? Он любит сладенькое и будет очень рад!
Показывает слайды и рассказывает детям о пустыне и песке.
Предлагает детям провести эксперименты с песком.
Предлагает одеть халаты (помогает детям) для экспериментирования и повторить правила поведения при работе с песком.
Предлагает детям провести опыт с камушками, выяснить, откуда берётся песок.
Контролирует действия детей в ходе экспериментирования.
Предлагает провести эксперимент с сухим и сырым песком, выявить его свойства. Контролирует действия детей в ходе экспериментирования.
Проводит с детьми подвижную игру.
Предлагает детям слепить самостоятельно пирожное для верблюжонка из кинетического песка. Дети внимательно слушают воспитателя и смотрят слайды.
Дети соглашаются, с интересом слушают воспитателя.
Одевают халаты для экспериментирования, внимательно слушают правила поведения, смотрят слайды.
Дети слушают и выполняют указания воспитателя. Анализируют происходящее.
Дети трогают сухой песок, пересыпают его с ладошки на ладошку, зажимают его в кулачок, сыплют.
Поливают сухой песок и из лейки, трогают его, пробуют сыпать. Лепят из сырого песка шарики.
Дети выполняют движения в соответствии с текстом.
Дети самостоятельно лепят из кинетического песка, с помощью формочек. Сформированы первичные представления у детей о пустыне и песке.
У детей поддерживается стойкий интерес к деятельности.
У детей закрепляются знания о правилах безопасности во время игры с песком.
Формирование исследовательских умений, знания о происхождении песка.
Формирование исследовательских умений, выявление особенностей сухого и сырого песка.
Сформирована двигательная активность.
Сформированы навыки игры с кинетическим песком и умения пользоваться инструментами для песка (совком, формочками)
4 этап
Рефлексивный
Итог занятия
2 мин Посмотрите, как радуется наш верблюжонок (слайд № 11) ему очень по вкусу пришлось пирожное, которое вы слепили для него!
Он благодарит вас ребята, ведь он узнал сегодня столько нового! Из чего делается песок, какой он бывает, то, что сухой - сыплется, а сырой - лепиться. И вы ему помогли в этом! Вы такие молодцы!
А вам понравилось ребята экспериментировать и играть с песком?
А что вам больше всего понравилось?
Мы с вами скоро пойдём на прогулку и слепим столько пирожных, что их хватит всем верблюжатам в Пустыне! Согласны?
Давайте попрощаемся с нашим верблюжонком!
До свидания! До новых встреч!
Хвалит детей. Создаёт эмоциональный настрой.
Организует осмысление деятельности детей на занятии с помощью вопросов. Радуются полученным результатам.
Слушают воспитателя, отвечают на вопросы. У детей сформированы элементарные навыки самооценки.
Они умеют оценивать результаты своей деятельности.