Светлана Иванова
Занятие по опытно-экспериментальной деятельности для второй младшей группы «Воздух — он повсюду»
▼ Скачать + Заказать документы
Ход занятия:
1. Сюрпризный момент. Побудительная беседа (коммуникация).
Карлсон (переодетый взрослый) :
- Здравствуйте, ребята! (дети здороваются). Почтальон принёс мне красивое приглашение, это не вы его нарисовали? (ответы детей). Я так рад, что нашёл вас, я даже принёс вам подарок (дарит шары воспитателю).
Воспитатель:
- Ой, Ребята, какие красивые воздушные шарики нам подарил Карлсон. А сколько их? Давайте вместе посчитаем. Какого они цвета? Какой формы? (ответы детей).
Карлсон:
- Ой, что случилось с моим шариком? Почему он стал таким маленьким?
Публикация «Занятие по опытно-экспериментальной деятельности для второй младшей группы „Воздух — он повсюду“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
Воспитатель:
- Что же случилось, ребята, кто скажет? (ответы детей).
Воспитатель:
- Как вы думаете, что надо сделать, чтобы шарик снова стал большим и красивым?
- Что будет внутри шарика, когда мы его надуем?
- Как он там оказался (появился? (ответы детей).
2. Отгадывание загадки (худ. литература).
Воспитатель: (предлагает детям сесть на стульчики).
- Я вам сейчас загадаю загадку, а вы попробуйте её отгадать.
Через нос проходит в грудь (глубокий вдох носом)
И обратный держит путь (выдох ртом)
Он невидимый, но, всё же,
Без него мы жить не можем.
Дети отгадывают.
3. Экспериментирование (познание).
Воспитатель:
- Ребята, а как вы думаете, почему мы без воздуха не можем жить? (ответы детей).
Воспитатель предлагает детям закрыть нос и рот и не дышать.
Воспитатель:
Ребята, что вам хочется сделать в этой ситуации? (ответы детей)
Предложить детям подышать своими носами. Отлично.
Как вы думаете, воздух имеет запах? (ответы детей).
воздух не имеет запаха.
Демонстрирует карточку «без запаха»
Предложить детям набрать воздуха в рот. Есть ли у воздуха вкус?
Демонстрирует карточку «без вкуса»
- Для чего же нам нужен воздух? (ответы детей).
Карлсон:
- Ой! Получается, я тоже воздухом дышу!
Воспитатель:
И ты, Карлсон и я, и вы дети, и все животные дышат воздухом и не могут без него жить.
Карлсон:
- А где же он есть? Мне его надо побольше набрать! Ребята, вы не знаете где можно взять побольше воздуха? (ответы детей)
Воспитатель:
- Давайте попробуем поймать воздух? (Воспитатель вместе с Карлсоном и детьми пытаются поймать воздух ладонями.)
Карлсон:
- А у меня ничего не получается!
- Ребята, вы его видите?
( ответы: нет)
Воспитатель: А если мы его не видим, значит, воздух какой? (ответы детей).
Демонстрирует карточку «невидимый»
Карлсон:
- И поймать его невозможно!
Воспитатель:
- Можно поймать!
- Посмотрите, у меня есть пакетики! Как вы думаете для чего они?
Ответы детей:
- Хотите, я вас научу ловить воздух?
Опыт с полиэтиленовыми пакетами
Воспитатель раздаёт каждому ребёнку по одному полиэтиленовому пакету. Предлагает детям раскрыть его и взять двумя руками. Зачерпывающим движением дети, по примеру воспитателя, пытаются поймать воздух в пакет.
Воспитатель:
- Получилось?
(ответы детей).
- А какого он цвета?
Демонстрирует карточку «бесцветный».
Воспитатель:
- А сейчас закройте глаза.
Воспитатель берет веер и машет им на детей.
Что вы ощущаете?
(ответы детей. Воспитатель с помощью вопросов подводит детей к выводу, что воздух можно почувствовать).
Демонстрирует карточку «движение воздуха (ветер)».
Карлсон:
- А я умею делать дыхательную гимнастику! Хотите и вас научу?
4. Дыхательная гимнастика (здоровье).
Глубокий вдох через нос, выдох через рот. Губы вытянуты. Дыхательную гимнастику комментирует Карлсон.
Весенние листочки
Дует легкий ветерок
И качает так листок. (Выдох спокойный, ненапряженный.)
Дует сильный ветерок
И качает так листок. (Сила выдоха постепенно увеличивается.)
Воспитатель:
- А давайте мы с вами немного разомнёмся.
5. Физкультминутка: (здоровье)
Солнце спит и небо спит.
Солнце спит, и небо спит, (Сложенные ладони к левой щеке, к правой щеке.)
Даже ветер не шумит. (Показывают пальчиком.)
Рано утром солнце встало, (Подняли руки вверх, потянулись.)
Все лучи свои послало. (Протягиваем прямыми руками в разные стороны.)
Вдруг повеял ветерок, (Качаем раскрытыми в стороны руками.)
Небо тучей заволок, (Закрыли лицо руками.)
И деревья раскачал. (Качание туловища влево-вправо.)
Дождь по крышам застучал, (Прыжки на месте.)
Барабанит дождь по крышам, (Хлопаем в ладоши.)
Солнце клонится все ниже. (Наклоны вперед.)
Вот и спряталось за тучи, (Приседаем.)
Ни один не виден лучик. (Встали, спрятали руки за спину.)
6. Экспериментирование (познание).
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите на наши столики, давайте пройдём к ним. (Подводит детей к оборудованным столам. На столах подносы, стаканы с водой и коктейльные трубочки для каждого ребёнка, воспитателя и Карлсона.)
- Что вы здесь видите?
- Как вы думаете, для чего нам это нужно? (ответы детей).
- Ребята, я хочу вам показать опыт!
Опыт с водой
Педагог: Давайте проверим. Что произойдет, если опустить трубочку и подуть в нее? (опустите трубочку в стакан с водой, подуйте).
Что видите? (ответы детей).
Выдувание воздуха через трубочку сначала в воду, потом на руки.
Карлсон:
- Ой! А что это булькает! (ответы детей).
Если дети затрудняются, воспитатель подводит к тому, что это выходит воздух. Задаются наводящие вопросы:
- Откуда он появился?
-Почему пузырьки воздуха поднимаются на поверхность? (ответы).
-Педагог: Потому что воздух легче воды.
Вывод — воздух лёгкий, поэтому он поднимается вверх в виде пузырьков.
Для закрепления этого вывода предложить детям сравнить по весу два воздушных шарика : один наполнен воздухом, другой — водой. Предложить детям подбросить эти шары и проследить, какой из шаров взлетит, а какой нет.
7. Подвижная игра (социализация).
Карлсон:
- Что-то я устал! Я-то думал, что детишки в детском саду всё время играют, а у вас тут одни сплошные опыты! Вы что даже не умеете играть? Хотите, я поиграю с вами в мою любимую игру? (ответы детей).
Игра «Мыльные пузыри» (с музыкальным сопровождением)
8. Подведение итогов (коммуникация).
Карлсон:
- Как много я с вами сегодня узнал про воздух! Как бы мне это всё не забыть. Я же обещал своим друзьям рассказать всё, что узнаю нового.
Воспитатель:
- Ребята, давайте вспомним, что мы сегодня узнали о воздухе? Какой он? Где он есть?
Итоги:
• воздух невидимый, но мы можем его почувствовать;
• руками мы его поймать не можем, но он нас окружает везде
Карлсон:
- Ну, теперь я всё запомнил! Спасибо. Мне пора домой. До свидания, ребята!
Дети прощаются.