МААМ-картинки

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию

Лилия Свиридова
Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию
▼ Скачать + Заказать документы

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности

по речевому развитию

( интеграция областей:«Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие»)

Составила:

воспитатель Свиридова Лилия Ивановна

г. Ефремов 2016 год

Возрастная группа: подготовительная

Форма совместной деятельности : интегрированная НОД.

Форма организации: групповая

Занятие 1

Публикация «Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию» размещена в разделах

Пересказ сказки «Лиса и козел»

Цель: Развитие речевых способностей у детей.

Задачи:

Задачи НОД:

Связная речь: закрепить представления детей об особенностях композиции сказок (зачин, концовка); учить использовать при пересказе образные художественные средства, выразительно передавать диалоги персонажей.

Грамматика и словарь: учить подбирать определения к существительным, обозначающим предметы и явления окружающего мира, находить предмет по названным признакам; при согласовании слов ориентироваться на их окончания.

Звуковая культура речи: учить отчетливо и внятно произносить скороговорку с различной громкостью голоса (громко, умеренно, тихо, шепотом); подбирать слова, сходные по звучанию и ритму.

Развивающие задачи :

-Развивать внимание, память, речь

Коррекционные задачи:

-Развивать зрительно двигательные функции

Воспитательные задачи: воспитывать умение работать в коллективе, проявлять инициативу.

Дидактический и наглядный материал: картинки с изображением лисы.

Планируемый результат: Дети пересказывают литературный текст точно, последовательно, выразительно. Употребляют в речи сложные предложения, образуют однокоренные слова, подбирают слова сходные по звучанию и ритму

Ход деятельности:

Структура НОД,

этапы работы Задачи Методы, формы и приемы работы Содержание работы Результат

Вводная часть

Организационный момент

Организация направленного внимания

Словесный метод (обращение к детям)

Приветствие, установление зрительного контакта.

Воспитатель загадывает загадку: «Хвост пушистый, мех зо-лотистый — это про кого загадка?» (Про лису.) Показывает детям несколько картинок с изображением лисы : «Когда вы были в старшей группе, мы с вами рассматривали разные картинки. Сейчас вы можете взять любую картинку и сказать, какая у вас лиса. Если у одного лиса рыжая, то у другого еще. у кого-то лиса красивая, а у кого-то еще.»

Воспитатель выразительно рассказывает сказку «Лиса и козел».

Привлечение направленного внимания.

Внутренняя мотивация на деятельность.

Основная часть

Чтение сказки

«Лиса и козел» и беседа

Пересказ текста

Физкультминутка «Деревья»

Беседа

Зрительная гимнастика

Заучивание скороговорки

Д/и «Придумай рифму»

Познакомить с литературным произведением.

Учить понимать смысл произведения и точно отвечать на вопросы.

Учить детей пересказывать литературное произведение, передавая текст точно, последовательно, выразительно. Активизировать в речи детей сложные предложения

Смена вида деятельности, предупреждение утомляемости.

Обратить внимание детей на наличие в авторском тексте краткой формы прилагательных, ввести их в активный словарь; упражнять в образовании однокоренных слов; активизировать в речи детей антонимы.

Снять статическое напряжение с мышц глаз и улучшить кровообращение.

Развивать зрительно двигательные функции

Продолжать учить детей отчетливо и внятно произносить скороговорку с различной громкостью голоса (громко, умеренно, тихо, шепотом)

Продолжать учить детей подбирать слова, сходные по звучанию и ритму.

Словесный метод (чтение, беседа)

Словесный метод (пересказ)

Наглядный метод (показ действий)

Словесный метод (чтение стихотворения)

Словесный метод (беседа, обсуждение, похвала)

Наглядный метод (демонстрационный материал)

Наглядный метод (демонстрационный материал)

Словесный метод (пояснение)

Игровой метод (Д/и)

После чтения проводится беседа по содержанию сказки.

— О чем рассказывается в этой сказке?

— Как она начинается? заканчивается?

— Какою показана лиса в сказке? Почему вы думаете, что она хитрая? Какою еще изображена лиса?

— А какой в сказке козел? Почему вы думаете, что он такой?

— Какие слова и выражения вам больше всего понравились?

Повторное чтение сказки

Заслушиваются 3—4 пересказа.

Можно предложить детям пересказать сказку по ролям (или группой — «командой»).

Дети дают оценку пересказам товарищей. Если они затрудняются, воспитатель делает это сам, обращая их внима-ние на полноту передачи содержания, выразительность ин-тонаций в диалоге, использование образных слов и выражений из текста.

Руки подняли, и покачали

Это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули

Ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем,

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, покажем

Крылья сложили назад.

Воспитатель обращается к детям :

— Вы интересно и выразительно рассказали сказку. Давайте еще раз подумаем, какой был козел. Какими словами можно о нем сказать? (Недогадливый, глупый, неумный, невни-мательный и т. п.)

— Какою была лиса? (Рыжая, хитрая, красивая, умная, ловкая, быстрая, шустрая.)

— Какие слова, которые вы сказали о козле и лисе, можно использовать, говоря о человеке?

— Какой был колодец? (Глубокий, холодный, темный, мутный, грязный, узкий.)

— Что еще можно назвать «холодным»? (Снег, лед, воздух, ветер.)

— А что можно назвать «холодная»? (Зима, снежинка, сосулька, льдинка.)

— Послушайте внимательно и ответьте. Холодный, глубокий, прозрачный — это река или ручей?. Голубая, стеклянная, хрупкая — это блюдце или чашка?

«Бабочка»

Спал цветок

(Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее.)

И вдруг проснулся,

(Поморгать глазами.)

Больше спать не захотел,

(Руки поднять вверх (вдох). Посмотреть на руки.)

Встрепенулся, потянулся,

(Руки согнуты в стороны (выдох).

Взвился вверх и полетел.

(Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево.)

А сейчас я предлагаю выучить скороговорку о лисе: «Бежит лиса по шесточку. Лизни, лиса, песочку».

ХОРОШО! МОЛОДЦЫ!

Придумать рифму к словам «Ты, лисичка, где гуляла?» (На лужайке танцевала; под кусточком отдыхала и т. п.) Наиболее удачное двустишие все повторяют громко, тихо, шепотом.

Понимание смысла и запоминание текста.

Дети пересказывают литературное произведение близко к тексту, передавая авторские выразительные средства.

Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка

Дети

Подбирают определения к существительным, обозначающим предметы и явления окружающего мира, находить предмет по названным признакам; при согласовании слов ориентироваться на их окончания

Снятие напряжения с мышц глаз, улучшение кровообращения.

Дети произносят скороговорку громко, умеренно, тихо, шепотом.

Дети владеют умением придумывать рифму к словам.

Заключительная часть

Итог Подвести итог НОД. Обобщитьполученные детьми знания и умения. Словесный метод (беседа) Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались? (ответы детей).

МОЛОДЦЫ!

Сегодня вы были активными, старались отвечать на вопросы.

Осознание себя как участника познавательного процесса.

Совершенствование речи детей.

Возрастная группа: подготовительная

Форма совместной деятельности : интегрированная НОД.

Форма организации: групповая

Занятие 2

Рассказывание по картине «В школу»

Цель: Развитие речевых способностей у детей.

Задачи:

Задачи НОД:

Связная речь: учить детей составлять сюжетный рассказ по картине, используя приобретенные ранее навыки построения сюжета (завязка, кульминация, развязка); самостоятельно придумывать события, предшествовавшие изображенным.

Грамматика и словарь: активизировать в речи детей слова, относящиеся к темам «Школа», «Осень»; учить сравнивать и обобщать, выделять существенные признаки, подбирать точно слова для обозначения явления; учить подбирать однокоренные слова к заданному слову; упражнять в дифференциации звуков с и ш; Развивать интонационную выразительность речи: учить придавать высказыванию оттенки вопроса, радости.

Развивающие задачи :

-Развивать внимание, память, речь

Коррекционные задачи:

-Развивать зрительно двигательные функции

Воспитательные задачи: воспитывать умение работать в коллективе, проявлять инициативу.

Дидактический и наглядный материал: картина «В школу».

Планируемый результат:

дети составляют сюжетный рассказ по картине, используя приобретенные ранее навыки построения сюжета (завязка, кульминация, развязка); самостоятельно придумывают события, предшествовавшие изображенным; сравнивают и обобщают, выделяют существенные признаки, подбирают точно слова для обозначения явления; подбирают однокоренные слова к заданному слову; дифференцируют звуки с и ш

Ход деятельности:

Структура НОД,

этапы работы Задачи Методы, формы и приемы работы Содержание работы Результат

Вводная часть

Организационный момент

Организация направленного внимания

Словесный метод (обращение к детям)

Приветствие, установление зрительного контакта.

Воспитатель предлагает детям послушать загадку. Стоит весёлый, светлый дом.

Ребят проворных много в нём.

Там пишут и считают,

Рисуют и читают.

(Школа.)

Создание хорошего настроения Включение в образовательную деятельность

Основная часть

Рассматривание картины

Д/И «Однокоренные слова»

Физкультминутка «Наши ручки»

Составление сюжетного рассказа по картине

Зрительная гимнастика

Упражнение на выразительность речи.

Формировать умение замечать самое главное,

точно отвечать на вопросы.

Учить подбирать однокоренные слова к за-данному слову

Смена вида деятельности, предупреждение утомляемости.

Учить придумывать рассказ по картине «Осень». Следить за построением сюжета (завязка, кульминация, развязка)

Снять статическое напряжение с мышц глаз и улучшить кровообращение.

Развивать зрительно двигательные функции

Продолжать учить детей развивать интонационную выразительность речи: учить при-давать высказыванию оттенки вопроса, радости.

Наглядный метод (показ картины)

Словесный метод

(беседа)

Игровой метод (Д/И)

Наглядный метод (показ действий)

Словесный метод (чтение стихотворения)

Наглядный метод

(показ картины)

Словесный метод (беседа, обсуждение, похвала)

Словесный метод (художественное слово)

Практический метод (упражнение)

Словесный метод (пояснение)

Воспитатель помещает на стенд картину «В школу». Задает вопросы:

— Как можно назвать эту картину? Придумайте ей название. Как вы считаете, чье название правильнее, интереснее? Почему?

— Почему вы думаете, что эти дети идут в школу, а не в детский сад?

— Как назвать одним словом детей, которые идут в школу? (Ученики, школьники, первоклассники.)

— Что находится у школьников в портфелях? (Пенал, тетради, учебники.) Как можно назвать все эти предметы одним словом? (Школьные принадлежности.)

— В какое время года дети начинают учиться?

— Как мы отличаем осень от других времен года? Что бы-вает только осенью? (Листопад, сбор урожая, отлет птиц и др.)

— Осенью погода бывает разная. Если светит солнце, небо прозрачное, то какими словами можно сказать про осень? (Солнечная, золотая, ясная, ранняя.) Если небо затянуто тучами, дует холодный ветер, часто идет дождь, то какими словами можно сказать про осень? (Поздняя, хмурая, пасмурная.)

Послушайте слова — учить, учитель, учительница. Какая часть у этих слов-родственников общая? А у слова школа есть родственные слова? (Школьник, школьный, школьница.)

Руки кверху поднимаем,

А потом их отпускаем.

А потом их развернем

И к себе скорей прижмем.

А потом быстрей, быстрей

Хлопай, хлопай веселей.

Дети придумывают рассказ по картине «Осень». Предва-рительно воспитатель поясняет: «Сначала расскажите, что произошло с этими детьми до того, как они подошли к школе, а затем — о том, что вы видите на картине».

Рассказы могут быть индивидуальными и коллективными (группа из нескольких человек).

Если дети затрудняются придумать события, предшествовавшие изображенным на картине, воспитатель сам начинает рассказ, а ребенок продолжает. Начало рассказа может быть таким:

«В ясный солнечный сентябрьский день мальчики и девочки собирались в школу. Еще с вечера они приготовили портфели и учебники. Слава встал очень рано, все боялся опоздать. За ним зашел его друг Саша, и они пошли знакомой дорогой в школу.»

Дальше дети рассказывают о событиях, изображенных на картине. Воспитатель следит, чтобы рассказ получился законченным.

А теперь встаньте.

Мы проведем зрительную гимнастику

ВЕТЕР

Ветер дует нам в лицо.

(Часто моргают веками.)

Закачалось деревцо.

(Не поворачивая головы, смотрят вправо- влево.)

Ветер тише, тише, тише…

(Медленно приседают, опуская глаза вниз.)

Деревца все выше, выше!

(Встают и глаза поднимают вверх.)

Воспитатель дает задание: «Скажите предложение, Я пойду в школу так, чтобы было хорошо слышно, хорошо понятно, что вы рады этому, вам хочется идти в школу. А сейчас скажите это предложение так, чтобы было понятно, что вы спрашиваете».

Создание условий для восприятия материала.

Дети подбирают однокоренные слова к заданному слову

Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка

Умеют составлять сюжетный рассказ по картине, используя приобретенные ранее навыки построения сюжета (завязка, кульминация, развязка, само-стоятельно придумывать события, предшествовавшие изображенным.

Снятие напряжения с мышц глаз, улучшение кровообращения.

Дети придают высказыванию оттенки вопроса, радости.

Заключительная часть

Итог Подвести итог НОД. Обобщить полученные детьми знания и умения. Словесный метод (беседа) Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались? (ответы детей).

МОЛОДЦЫ!

Сегодня вы были активными, старались отвечать на вопросы. Мне очень понравилось, как вы придумали рассказ.

Спасибо вам! Осознание себя как участника познавательного процесса.

Совершенствование речи детей.

Возрастная группа: подготовительная

Форма совместной деятельности : интегрированная НОД.

Форма организации: групповая

Занятие 3

Пересказ рассказа К. Д. Ушинского «Четыре желания» и рассказывание на темы из личного опыта

Цель: Развитие речевых способностей у детей.

Задачи:

Задачи НОД:

Связная речь: учить детей передавать литературный текст последовательно и точно, без пропусков и повторений; формировать умение составлять законченный рассказ на тему из личного опыта.

Грамматика и словарь: учить разным способам образования степеней сравнения прилагательных и наречий; учить подбирать синонимы и антонимы к прилагательным и глаголам.

Звуковая культура речи: учить, не нарушая ритма, заканчивать фразу, начатую воспитателем; произносить двустишие с разной силой голоса.

Развивающие задачи :

-Развивать внимание, память, речь

Коррекционные задачи:

-Развивать зрительно двигательные функции

Воспитательные задачи: воспитывать умение работать в коллективе, проявлять инициативу.

Дидактический и наглядный материал:

Планируемый результат: Дети передают литературный текст последовательно и точно, без пропусков и повторений; составляют законченный рассказ на тему из личного опыта; подбирают синонимы и антонимы к прилагательным и глаголам; не нарушая ритма, заканчивают фразу, начатую воспитателем; произносят двустишие с разной силой голоса.

Ход деятельности:

Структура НОД,

этапы работы Задачи Методы, формы и приемы работы Содержание работы Результат

Вводная часть

Организационный момент

Организация направленного внимания

Словесный метод (обращение к детям)

Приветствие, установление зрительного контакта.

Воспитатель читает рассказ К. Д. Ушинского «Четыре жела-ния».

Привлечение направленного внимания.

Внутренняя мотивация на деятельность.

Основная часть

Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Четыре жела-ния» и беседа по содержанию

Пересказ текста

Физкультминутка «Деревья»

Рассказывание на тему из личного опыта

Зрительная гимнастика

Упражнение на образование степеней сравнения прилагательных и наречий

Д/и «Синонимы и антонимы»

Д/И «Тихо-громко»

Познакомить с литературным произведением.

Учить понимать смысл произведения и точно отвечать на вопросы.

Учить детей пересказывать литературное произведение, передавая текст точно, последовательно, выразительно. Активизировать в речи детей сложные предложения

Смена вида деятельности, предупреждение утомляемости.

Учить придумывать

рассказ про любимое время года, короткий и законченный» (рассказывание на тему из личного опыта)

Снять статическое напряжение с мышц глаз и улучшить кровообращение.

Развивать зрительно двигательные функции

Учить разным способам образования степеней сравнения прилагательных и наречий

Продолжать учить подбирать синонимы и антонимы к прилагательным и глаголам

Учить, не нарушая ритма, заканчивать фразу, начатую воспитателем; произносить двустишие с разной силой голоса.

Словесный метод (чтение, беседа)

Словесный метод (пересказ)

Наглядный метод (показ действий)

Словесный метод (чтение стихотворения)

Словесный метод (составление рассказа, похвала)

Словесный метод

(чтение стихотворения)

Словесный метод (пояснение)

Игровой метод (Д/и)

Игровой метод (Д/и)

После чтения проводится беседа по содержанию сказки.

— О чем говорится в этом рассказе?

— Чем Мите понравилась зима?

— Что ему понравилось весной?

— Что запомнилось Мите летом?

— Какими словами мальчик сказал об осени?

— Почему рассказ называется «Четыре желания»?

Повторное чтение сказки

Для пересказа можно вызвать четырех детей, каждый будет рассказывать об определенном времени года (рассказ следует повторить дважды).

Руки подняли, и покачали

Это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули

Ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем,

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, покажем

Крылья сложили назад.

Воспитатель предлагает новое задание: «Какое время года вам нравится и почему? Придумайте об этом рассказ, короткий и законченный» (рассказывание на тему из личного опыта). (Рассказов должно быть не менее четырех.)

ДОЖДИК

Дождик, дождик, пуще лей.

(Смотрят вверх.)

Капель, капель не жалей.

(Смотрят вниз.)

Только нас не замочи.

(Делают круговые движения глазами.)

Зря в окошко не стучи.

«Каждое новое время года мальчику казалось лучше предыдущего,— говорит воспитатель. — Лето было хорошее, а осень — лучше. Давайте сравнивать: весна теплая, а лето теплее или более теплое;трава зеленая, а после дождя она зеленее или более зеленая; поздней осенью холодно, а зимойхолоднее или более холодно». Далее дети самостоятельно образуют степени сравнения прилага-тельных: чистый (чище, более чистый, высокий (выше, более высокий, стройный (стройнее, более стройный, весело (веселее, более веселый, теплый (теплее, более теплый, сильный (сильнее, более сильный) и др.

В случае затруднений воспитатель обращает внимание детей на то, что степень сравнения можно образовать по-разному. На-пример, можно сказать сильнее, а можно более сильный.

«В рассказе говорится: «Пришла весна». А как можно сказать по-другому?» —спрашивает воспитатель. (Наступила.) Затем называет другие предложения и словосочетания: набегался вволю (вдоволь, нарвал цветов (набрал, насобирал) и т. п.

Далее дети упражняются в подборе антонимов. «Если я скажу слово большой, то какое слово будет противоположным по смыс-лу?» — спрашивает воспитатель (маленький). Затем дает еще ряд слов:хороший (плохой, холодный (теплый, идти (стоять, говорить (молчать) и др.

Весна пришла! А что она принесла, назовите вы. Итак, весна пришла. (тепло, цветы, траву и т. п.) принесла. Скажем эту фразу громко, тихо и шепотом.

Понимание смысла и запоминание текста.

Дети пересказывают литературное произведение близко к тексту, передавая авторские выразительные средства.

Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка

Умеют составлять законченный рассказ на тему из личного опыта.

Снятие напряжения с мышц глаз, улучшение кровообращения.

Дети образуют степени сравнения прилагательных

Дети подбирают синонимы и антонимы к прилагательным и глаголам

Дети владеют умением произносить двустишие с разной силой голоса.

Заключительная часть

Итог Подвести итог НОД. Обобщить полученные детьми знания и умения. Словесный метод (беседа) Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались? (ответы детей).

МОЛОДЦЫ!

Осознание себя как участника познавательного процесса.

Совершенствование речи детей.

Публикации по теме:

Технологическая карта образовательной деятельности «Поможем Мишкам» Технологическая карта Этапы образовательной деятельности Деятельность педагога Деятельность обучающихся воспитанников Ожидаемый результат.

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности «Письмо из леса» Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности. Тема:"Письмо из леса".Возраст: 4-5 лет Воспитатель МБДОУ "Детский сад.

Технологическая карта конспекта образовательной деятельности «Природный материал — песок, глина, камни» Технологическая карта конспекта образовательной деятельности. Возрастная группа: дети 5-6лет. Образовательная область: «Познавательное развитие».

«Традиции и обычаи удмуртского народа». Технологическая карта организации совместной образовательной деятельности Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад «Чебурашка» (МБДОУ детский сад «Чебурашка») Технологическая карта организации.

«Путешествие по волшебной стране Фруктовке». Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение МБДОУ «Центр развития ребенка Детский сад № 13» г. Алексина Тульской области.

Технологическая карта непосредственно-образовательной деятельности по аппликации «Лебедь на пруду» Тема: «Лебедь на пруду» Группа: старший дошкольный возраст. Цель: продолжать учить детей силуэтному вырезанию, научить методам и приемам.

Технологическая карта непосредственно-образовательной деятельности «Играем с солнышком в прятки». Возраст: 2–3 года Технологическая карта непосредственно – образовательной деятельности Тема : «Играем с солнышком в прятки» Возраст: 2 – 3 года Воспитатель.

Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми Воспитатель IКК Балашова Л. Н. Тема (проект,.

Технологическая карта организованной непосредственной образовательной деятельности по развитию мелкой моторики детей 2–3 лет Технологическая карта организованной непосредственной образовательной деятельности по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста.

Технологическая карта организованной образовательной деятельности с элементами экспериментирования «Цветочный сад» Организованная образовательная деятельность с элементами экспериментирования по образовательной области «Познавательное развитие» в подготовительной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию
Опубликовано: 7 ноября 2017 в 10:47
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию» (включая файлы) размещена пользователем Лилия Свиридова (УИ 593789) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД