Людмила Карцева
Технологическая карта «Наблюдение как форма экологического образования»
▼ Скачать + Заказать документы
Наблюдение как форма экологического образования
Составила воспитатель Карцева людмила Викторовна.
Тема: Неживая природа. «Наблюдение за снегом из окна».
Цель: Установить существенные признаки снега.
Задачи:
1. Познавательные:
1.1. Установить как идет снег.
1.2. Установить какой силы бывает снег.
1.3 Установить какой формы бывают снежинки.
2. Личностные:
2.1. Научить рассматривать снег из окна.
Публикация «Технологическая карта „Наблюдение как форма экологического образования“» размещена в разделах
2.2 .Формировать положительное отношение детей к явлениям природы.
3. Коммуникативные:
3.1. Научить воспринимать речь воспитателя.
3.2 Научить строить высказывание.
3.3 Научить рассказывать о результатах наблюдения.
4. Регулятивные:
4.1. Научить выполнять действия по плану.
4.2 Научить доводить дело до конца.
4.3 Научить оценивать свои действия.
Ресурсы наблюдения.
Воспитатель: Воспитанник:
1. Сам объект. Кейс.
2. Раздаточный материал: картинки с изображением
Вьюга
Снегопад
Метель
3. Раздаточный материал: картинки с изображением
снежинок разной формы.
4. Журнал наблюдения за явлениями природы.
Этапы
Деятельность воспитателя Деятельность воспитанника Формирование УУД
I. Подготовительный
(вьюга, метель, снегопад) Создание проблемного вопроса через картинки.
Предлагает посмотреть на снег из окна.
Показывает примеры снега (то, как он может идти на картинках). Рассматривают и высказывают предположения П. 1.1.
К. З. 1.
Итог: Объект нашего наблюдения снег. Ставит задачу перед детьми, какой бывает снег? Рассмотреть снег за окном и сравнить его с картинками. Воспринимают задачу. К. 3.1.
II. Концентрация внимания. Концентрирует внимание. Читает стихотворение «Зима». Организует беседу по выявлению отношения детей к объекту.
Задает вопросы. Что вы делаете, когда идет снег?
Расскажите о своих впечатлениях. Воспринимают речь.
Отвечает на вопросы. К. 3.1.
.
Итог: «У природы нет плохой погоды». Создает положительное отношение к явлениям природы зимы. Воспринимают речь. К. 3.1.
III. Исследовательский. Рассмотрите на картинке. Определите с какой силой идет снег, (с опорой на картинки.) Предлагает определить и сравнить, какой бывает снег, (какой формы снежинки, с опорой на картинки) без спец оборудования.
Предлагает послушать за окном.
Показывает тетрадь наблюдения, рассказывает о порядке действия. Рассматривают.
Определяют силу снега.
Выполняют действия по плану.
Слушают.
Фиксируют с помощью знаков.
К. 3.1.
Р. 4.1.
К. 3.1.
Р. 4.2.
Итог: Подводит итог по цели наблюдения.
IV. Заключительный.
Оценка. Формулируются вопросы.
Какой бывает снег? С какой силой идет снег? Какой формы бывают снежинки?
Оценивает детей. Отвечают на вопросы.
Рассказывают.
Оценивают ответы друг друга. К. 3.1.
К. 3.2.
Итог: Мы установили существенные признаки снега. Научились определять каким бывает снег.
1. Организационный.
1. Вводный.
Картинки с изображением кошки : как выглядит, кошка и различные виды корма, кошка и кошка, кошка и собака.
Итог.
Приветствует детей. Демонстрирует изображение.
Организует беседу с целью установления признаков: как выглядит; как и чем питается; где живет; сколько ест; как часто; с кем дружит, а с кем нет.
Подводит итог о готовности детей к данной теме. Воспринимают речь воспитателя.
Отвечают на вопросы. (отвечают простыми фразами) П. 1.1
К. 3.1
2. Основной
Итог Предлагает детям зрительный ряд с изображением животного.
Просит обратить внимание детей на признаки животного, его действия.
Рассмотреть взаимодействие объекта с другими объектами. Выделить признаки
или установить действия объекта.
Составить рассказ.
Задает вопросы.
Что вас удивило?
Что вы узнали?
Какое действие было необычным?
Как здорово узнать о …
Предлагает рассмотреть картинки с изображением корма для кошки. Предлагает взять со стала картинки и приклеить нужную на магнитную доску. Воспринимают речь воспитателя.
Рассматривают картинки
Выполняют действия по плану
Рассказывают по картинки.
Выполняют действие по плану.
Выполняет действие по плану.
К. 3.1
Р. 4.1
К. 3.2
Р. 4.1
Р. 4.1
Р 4.2
3. Заключительный.
Итог
Организует игровые действие.
Игра с мячом.
«Чем питается? С кем дружит?
Назвать признаки кошки
Играют
Называют признаки кошки
Р 4.2
К3.1
Оценка Оценивают детей Оценивают друг друга Р. 4.3
Итог: Мы установили существенные признаки кошки. Установили, как питается и с кем дружит.
Планирование НОД.
Тема: Домашние животные. «Кошка»
Цель: Установить существенные признаки кошки, как домашнее животное.
Задачи:
1. Познавательные:
1.1 Установить где живет кошка.
1.2 Установить как передвигается
1.3 Установить чем питается
1.4 Установить как кошка приспособлена к питанию в данной среде
1.5 Установить как защищается от врагов.
2. Личностные.
2.1 Формировать умение взаимодействовать с изучаемым объектом
2.2 Формировать умение рассматривать изучаемый объект
2.3 Формировать положительное отношение к объектом.
3. Коммуникативные.
3.1 Научить воспринимать речь воспитателя
3.2 Научить строить высказывание
3.3 Научить рассказывать о результатах наблюдения.
4. Регулятивные:
4.1Научить выполнять действия по плану
4.2 Научить доводить дело до конца
4.3 Научить оценивать свои действия.
Ресурсы занятия.
Воспитатель: Воспитанник:
1. Сам объект 1. Картинки с изображением
2. Раздаточный материал: картинки корма для кошки.
с изображением объекта :
…чем питается.
…где живет.
…как питается.
3. Мяч
4. Копилка для кошки.
1. Организационный.
1. Вводный.
Картинки с изображением кошки : как выглядит, кошка и различные виды корма, кошка и кошка, кошка и собака.
Итог.
Приветствует детей. Демонстрирует изображение.
Организует беседу с целью установления признаков: как выглядит; как и чем питается; где живет; сколько ест; как часто; с кем дружит, а с кем нет.
Подводит итог о готовности детей к данной теме. Воспринимают речь воспитателя.
Отвечают на вопросы. (отвечают простыми фразами) П. 1.1
К. 3.1
2. Основной
Итог Предлагает детям зрительный ряд с изображением животного.
Просит обратить внимание детей на признаки животного, его действия.
Рассмотреть взаимодействие объекта с другими объектами. Выделить признаки
или установить действия объекта.
Составить рассказ.
Задает вопросы.
Что вас удивило?
Что вы узнали?
Какое действие было необычным?
Как здорово узнать о …
Предлагает рассмотреть картинки с изображением корма для кошки. Предлагает взять со стала картинки и приклеить нужную на магнитную доску. Воспринимают речь воспитателя.
Рассматривают картинки
Выполняют действия по плану
Рассказывают по картинки.
Выполняют действие по плану.
Выполняет действие по плану.
К. 3.1
Р. 4.1
К. 3.2
Р. 4.1
Р. 4.1
Р 4.2
3. Заключительный.
Итог
Организует игровые действие.
Игра с мячом.
«Чем питается? С кем дружит?
Назвать признаки кошки
Играют
Называют признаки кошки
Р 4.2
К3.1
Оценка Оценивают детей Оценивают друг друга Р. 4.3
Итог: Мы установили существенные признаки кошки. Установили, как питается и с кем дружит.
Планирование НОД.
Исследовательская деятельность.
Тема: «Разные чашки»
Цель: Сформировать умение переносить свой жизненный опыт в ситуацию решение проблемной задачи.
Задачи:
1. Позновательные
1.1. Формировать умение отвечать на вопросы.
1.2. Формировать умение формулировать вопросы для организации действия.
2. Регулятивные (практические умения)
2. 1Формировать умения проявлять творчество при выполнении действия.
3. Личностные
3.1. Формировать умение самостоятельно выполнять действия с предметом.
3.2. Формировать умения делать умозаключения.
Оборудование для ребенка: Чашки разной формы и объема, чашка эталон.
Этапы: Деятельность ребенка.
1. Формулирование задачи. Ребенок ставит проблему
Может ли количество воды в чашке эталоне поместится в чашках разной формы.
2. Продумывание методики и прогнозирование результатов.
Выдвигается предположение по выполнению действия
Выдвигает гипотезу по выполнению своего действия
«Количество воды в данной чашке поместится в разные чашки»
3. Выполнение работы.
4. Формулирование вывода.
Применяет способы переливания воды из стакана эталона в разные стаканы
Делает вывод о том, что количество воды из чашки эталона в разных чашках помещается по-разному.
.Разные по форме чашки могут содержать одинаковый объем воды.
Итог: Сегодня мы установили, что чашки разной формы вмещают неодинаковое количество воды.
Моделирование и конструирование в ДОО в процессе обучения детей в окружающем мире.
Тема: «Необычное животное»
Цель: Создать условия для практической деятельности ребенка.
Задачи:
1. Научить организовывать самостоятельную деятельность.
2. Научить изменять структурные элементы модели.
3. Научить фиксировать результаты своей деятельности.
Ресурсы:
Для воспитателя: Для воспитанника:
1. Модельный ряд из природного материала. 1. Природный материал.
Ход работы:
1. Подготовительный:
(Как система действий)
1. Еловая шишка.
2. Соснова шишка.
3. Желуди.
4. Еловые иголки.
5. Пластилин. 1. Деятельность воспитателя:
.
Приветствует детей.
Демонстрирует зрительный ряд из природного материала.
Предлагает рассмотреть природный материал. Деятельность воспитанника:
2. Основной. 2. а). Ставит цель перед детьми. Из данных предметов создайте образ не существующего животного.
б). Рассмотрите внимательно природный материал. Отберите необходимые детали для создания образа несуществующего животного. Придумайте ему название.
в). Строят план действий.
г). Измените, детали у своего образа, чтобы модель изменила свой образ.
Рассмотрите.
Отбирают.
Конструируют.
Изменяют.
3. Итог Фиксирование результатов деятельности.
Зарисуйте получившийся образ виде рисунка. Фиксируют с помощью рисунка.
Итог: Сегодня мы учились создавать образ несуществующего животного, а с помощью изменения одной, двух деталей получим совершенно другой образ.
Наблюдение как форма экологического образования.
Тема: «Неживая природа» Наблюдение за дождем из окна.
Цель: Установить существенные признаки дождя.
Задачи:
1. Познавательные:
1.1. Установить, как капли дождя влияют на силу дождя.
1.2. Установить какой бывает дождь.
2. Личностные:
2.1. Научить рассматривать дождь из окна.
2.2. Научить фиксировать силу дождя.
3. Коммуникативные:
3.1. Научить воспринимать речь воспитателя.
3.2. Научить обсуждать.
3.3. Научить рассказывать о результатах наблюдения.
4. Регулятивные:
4.1. Научить выполнять действия по плану.
4.2. Научить доводить дело до конца.
4.3. Научит оценивать свои действия.
Ресурсы:
Для воспитателя: Для воспитанника:
1. Сам объект. 1. Кейс.
2. Раздаточный материал (карточки с изображением дождя).
3. Аудиозапись.
4. Журнал наблюдения за явлениями природы.
Этапы. Деятельность воспитателя Деятельность воспитанника Формирование УД
1. Подготовительный
Карточки с изображением дождя.
Итог: Создание проблемного вопроса через картинки.
Предлагает посмотреть на дождь из окна.
Показывает примеры дождя на картинках (где будет самый сильный дождь).
Ставит задачу перед детьми.
(какой бывает дождь)
Рассматривают дождь за окном.
Рассматривают и высказывают предположения.
Воспринимают задачу. К. 3.1
К. 1.1
К. 3.1
2. Концентрация внимания.
Итог: Концентрирует внимание
Читает стихотворение о дожде.
Организует беседу по выявлению
отношения детей к объекту.
(Что вы обычно делаете)
(Расскажите о своих впечатлениях)
Создаем позитивное отношение к явлениям природы.
(«У природы нет плохой погоды») Воспринимают речь воспитателя.
Отвечают на вопросы. К. 3.1
К. 1.1
К. 3.1
3. Исследовательский.
Итог:
Рассматривают дождь на картинках.
(Определить, какой бывает дождь с опорой на картинки).
Предлагает послушать дождь за окном.
Предлагает определить, сравнить какой бывает дождь без специального оборудования.
Показывает тетрадь наблюдения, рассказывает о порядке действия.
Подводит итог по цели наблюдения.
Рассматривают.
Слушают.
Выполняют действия по плану
Фиксируют с помощью знаков.
К. 4.1
К. 3.1
Р. 4.1
Р. 4.2
4. Заключительный:
Оценка: Формулирует вопросы.
(Какой бывает дождь)
Оценивает детей. Отвечают на вопросы
Оценивают друг друга. К. 3.1
К. 3.2
Итог: Мы установили существенные признаки дождя. Научились определять силу дождя.