Ольга Ивановских
«Прогулка по Логогороду». Технологическая карта ООД по речевому развитию для детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
организации совместной непосредственно образовательной деятельности
по речевому развитию
с детьми 6-7 лет
Тема: «Прогулка по Логогороду»
Составитель: О. Б. Ивановских,
учитель – логопед 1 кв. категории
МАДОУ д/с «Солнечный круг» д/с № 41
Г. НИЖНИЙ ТАГИЛ
Пояснительная записка:
Публикация «„Прогулка по Логогороду“, Технологическая карта ООД по речевому развитию для детей 6–7 лет» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2024
Технологическая карта разработана с целью организации совместной образовательной деятельности с детьми 6-7 лет с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, направленный на обучение грамоте, чтению слогов, слов, умению выполнять звук-буквенный анализ слова, дифференцировать гласные и согласные звуки и буквы. Для детей с речевыми нарушениями характерны нарушения всех структурных компонентов речи, включая несформированность звукового анализа и синтеза, сложность в овладении активным словарным запасом, неравномерность развития высших психических функций. Эти особенности учтены при разработке данной технологической карты.
Выбранная форма работы привлекает и мотивирует детей.
Использование игровых технологий позволяет создать благоприятные условия для развития речевой деятельности детей и психологической базы речи.
Игровые средства, применяемые на занятии, направлены на повышение эффективности образовательной коррекционно-развивающей деятельности с детьми, обеспечение индивидуализации за счёт предоставления каждому ребёнку возможности выбирать способ действия для достижения цели, обеспечивая их субъектную позицию.
Представленный конспект является авторской разработкой на основе программных рекомендаций Н. В. Нищевой.
Данный материал может использоваться педагогами в практической деятельности.
Тема: «Прогулка по «Логогороду»
Возрастная группа: подготовительная, дети 6-7 лет.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Форма проведения: игровое занятие.
Форма организации: групповая, подгрупповая.
Вид НОД: интегрированное
Вид детской деятельности: игровой, продуктивный, коммуникативный.
Методы и приемы: словесный, наглядный, дидактическая игра, словесная игра, практическая деятельность детей.
Педагогический технологии : акватерапия, пескотерапия, кинезиология, игровая технология.
Учебно-методический комплект:
Средства:
• музыкальные – аудиозапись «У жирафа пятна пятнышки», «Я хочу построить город».
• литературные – стихи, скороговорки, чистоговорки.
• наглядные – мультимедийная презентация «Логород», улицы «Логогорода», разрезные карточки.
• оборудование – проектор, ноутбук, стол с ёмкостями с водой по количеству детей, ланшафтный стол, буквы, домики деревянные, машики, деревья: гласные, согласные, тарелкки с манной крупой или песком по количеству детей, маркеры, обозначающие названия улицы «Аквапарк», «Сундучок находок и открытий» - 2 штуки, с логопедические игрушки «язычок» - на каждого ребенка, разноцветные браслетики, по кол-ву детей, изображения необычных домов, карточки с названиями «дом-клубника», «дом-лего», «дом-чайник», «дом-скворечник», «дом-книга», мольберт, лист ватмана, цветные карандаши, восковые мелки, картинки - «дом», «окно», «дверь», «сосна», «забор», «пёс», «ворота», «трава», «жучок», «паучок», «солнце», «дождь», «тюльпан», «флажок», «ёж», клей-карандаш по количеству детей, стойка с прищепками.
Планируемые результаты: активно включаются в образовательную деятельность, проявляют готовность работать в подгруппе, группе, имеют навыки звукобуквенного анализа, слухового внимания, составляют слова из букв, четко и правильно произносят фразы скороговорки.
ЦЕЛЬ: обучение грамоте, совершенствование фонетико – фонематической стороны речи.
ЗАДАЧИ:
Образовательные задачи:
- формировать умение дифференцировать гласные и согласные буквы,
-составлять слова из слогов,
-закрепить навык чтения слов.
Развивающие задачи :
- формировать фонематические процессы, слуховое внимание, артикуляционную, мелкую моторику через речевые игры
- развивать мелкую моторику, фонематический слух, память, творческое воображение, мышление.
- развивать коммуникативные навыки.
Воспитательные задачи:
- воспитывать навыки взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности.
Этапы
деятельности Содержание деятельности деятельность педагога деятельность детей Планируемый результат
1 этап
Организационный
Мотивация на совместную
деятельность
(дети стоят вокруг педагога).
- Доброе утро ребята! Я рада вас видеть. Да еще и с хорошим настроением. Давайте подарим друг другу самую добрую улыбку.
- Меня зовут Ольга Борисовна, я учитель – логопед. Как вы думаете, кто такой учитель - логопед?
- Логопед-это человек, который учит правильно и красиво говорить. А вы, все умеете красиво и правильно говорить? А хотели бы научиться? Конечно вы, же скоро идете в школу, а грамотная и красивая речь поможет вам хорошо учится в школе.
- Предлагаю пройти и занять свои места на стульчиках.
(дети присаживаются на стулья)
(Звучит музыка, на экране появляется «Логогород».)
Есть на речке Чернильной,
Город маленький не пыльный,
С незапамятных времён
Логогородом звался он.
- Живут в этом городе буквы и звуки.
- В каждом городе есть улицы, парки, водоёмы и в Логогороде это тоже всё есть. Итак, отправляемся на прогулку по Логогороду. Мы с вами будем играть в разные игры, выполнять интересные задания, которые помогут нам научиться красиво и правильно говорить, а также слушать и различать звук (на экране появляется название улицы) Приветствует детей, знакомится
Организует диалог. Привлекает внимание.
Обращает внимание на экран. Дети здороваются.
Активно включаются в диалог.
Высказывают свои предположения
Сосредоточили внимание на экране.
Дети положительно настроены.
Возникновение интереса.
2 Этап.
Основной
Начнем прогулку с улицы «Артикулляционная»
(на экране появляется слайд с изображением улицы «Артикуляционная»)
- Какое красивое название. А какие названия улиц знаете вы? (ответы детей)
-Что значит артикуляционная? (правильное произношение звуков).
- Ребята, посмотрите на столе у нас стоит сундучок. А сундучок, не простой, а сундучок этот - «находок и открытий» там что-то лежит, послушайте (трясет сундучок, но он не открывается, чтобы его открыть нужно скороговорку проговорить «От топота копыт, пыль по полю летит».
- Топот - это… -O-
- Копыта - это … -O-
- А сейчас все вместе проговорим (проговаривают скороговорку)
- Ой, что это? (открывается сундучок. педагог надевает на руку логопедическую игрушку «язычок»)
- «Это я, весёлый язычок! Я умею хорошо говорить… А вы знаете как я этому научился? Правильно, я долго и упорно тренировался, делал упражнения, стал сильным и научился выполнять разные трюки. Я их сейчас покажу, а вы мне помогайте».
- Каждый возьмите себе в помощники по «веселому язычку». Начинаем тренировать свой язычок.
Тик-так, тик-так, ходят часики — вот так
День и ночь они не спят, Всё стучат, стучат, стучат.
Я лошадка серый бок, Цок-цок-цок.
Я копытцем постучу Цок-цок-цок.
Если хочешь прокачу Цок-цок-цок.
На качелях мы качались Верх, вниз Верх, вниз
Высоко мы поднимались Верх, вниз Верх, вниз
Ох и сладкое варенье, жаль осталось на губах
Язычок я подниму, и варенье оближу.
- Здорово мы потренировали свои язычки.
Сейчас у нас ещё лучше и быстрее получиться проговорить скороговорку
«От топота копыт, пыль по полю летит». Умницы!
- А теперь наших помощников уберем обратно в сундучок. Задает вопросы
Заинтересовывает детей.
Предлагает заглянуть в «Сундучок находок и открытий»
Объясняет детям смысл слов.
Подводит к выполнению артикуляционной гимнастики
Предлагает детям надеть варежку-язычок на руку
Читает стихи и показывает рукой движения язычка
Подбадривает детей.
Предлагает произнести скороговорку с чистоговоркой. Ответы, рассуждения детей.
Внимательно слушают.
Проговаривают скороговорку.
Дети надевают на руку варежку-язычок
Выполняют совместно с педагогом артикуляционную гимнастику.
Включение в образовательную деятельность.
Проявляют умение внимательно слушать.
Проявление готовности к совместной деятельности.
Закрепление правильности проговаривания скороговорки.
А мы продолжаем, внимание на экран …
(на экране слайд - картинка Аквапарк)
- Ребята, мы с вами пришли в аквапарк:
чтобы красиво говорить надо с пальчиками дружить.
Вы слыхали о воде? Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане и в водопроводном кране,
Это правда, что все мы жить не сможем без воды!
- Что такое аквапарк? (ответы детей)
- Я предлагаю встать и подойти к столу, на котором стоит знак «Аквапарк». (на столах емкости с водой на каждого ребенка)
- У каждого из вас свой «аквапарк». На дне «аквапарка» находятся камушки и ракушки. Что можно про них сказать, какие они? (разноцветные, мокрые, гладкие, круглые, острые)
- Внимание - задание: выложите из них картинку. Работать будем обоими руками одновременно.
Я буду проговаривать, а вы - выкладывать прямо на дне своего аквапарка. Приготовились? Начинаем…
-внизу выкладываем дорожку, двумя руками одновременно,
- вверху у нас будут облака – выкладываем, молодцы не забываете работать одновременно двумя руками….
- а в серединке…что можно выложить? Что выложит Женя? А Маша? Молодцы! Здорово у вас работает фантазия….
- Какая чудесная картина у каждого получилась.
- Вам нравится? Кто уже выложил, может придумать и самостоятельно выложить еще одну картину в воде?
(После выполнения предлагаю салфеточкой вытереть руки) Читает стихотворение
Задает вопрос
Предлагает детям выполнить упражнения в воде.
Оказывает при необходимости помощь.
Предлагает самостоятельный выбор.
(Разноуровневое задание для детей) Отвечают, рассуждают.
Выражают желание работать с водой.
Выкладывают рисунок одновременно двумя руками на дне ёмкости. Развитие мелкой моторики рук
Проявление творческой активности
- Отправляемся дальше. Куда же мы пойдем.
(дети подходят к педагогу, педагог обращает внимание на экран, на экране появляется улица «Поющих звуков»)
- Это улица, да не простая, а улица «Поющих звуков». как вы думаете, почему ее так назвали? Кто живёт на улице?
- Правильно здесь живут гласные звуки
- А почему они - гласные, как вы, считаете? (нет преграды, поются, тянутся)
- Предлагаю пропеть гласные звуки? Здорово у нас получилось.
- Ребята, посмотрите на наш ландшафтный стол, это и есть «Улица поющих звуков» (дети с педагогом подходят к ланшафтному столу)
(находят улицу «Улица поющих звуков», педагог обращает внимание на беспорядок)
- Ой, какой тут беспорядок. Кто-то рассыпал буквы и слоги.
- Давайте здесь приберемся? (педагог обращает внимание на «сундучок находок и открытий», стоящий на ландшафтном столе, предлагает детям самостоятельно взять по браслетику
Предлагаю разделиться на две команды: команды с красными и синими браслетами.
- Внимание! Задание: команда ребят с красными браслетиками собирает в коробочку гласные буквы, а команда с синими- соответственно согласные буквы в свою коробочку.
-а теперь собираем слоги, чтобы получились слова. Команда красных браслетиков собирает слова:ле-то, ку-ры, жа-ба.
- а команда синих браслетиков собирает слова: мо-ре, за-яц, ли-са.
Проверьте команды друг у друга все правильно ли выполнено задание
Дети выкладывают слова на столе
- Отлично вы справились с заданием. Актуализация знаний
Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления, комментирует высказывания детей.
Предлагает разделиться на 2 команды
с помощью красных и синих
браслетиков.
Предлагаю взаимопроверку. Отвечают на вопросы.
Выражают желание оказать помощь
Делятся на команды. Выполняют задание
Объединяются, выполняют задание совместными усилиями Включение в образовательную деятельность.
Закрепление гласных и согласных звуков
Умение составлять слова из букв
Умение работать в подгруппе, группе, развитие способности к принятию решения
Динамическая пауза Прогулка продолжается.
(на экране появляется «Музыкальная полянка»)
Предлагаю немного отдохнуть «У жирафа пятна…» Включает аудиозапись, вместе с детьми выполняет логоритмическое упражнение. Выполняют движения под музыку. Проявление активности
- Немного отдохнули, двигаемся дальше, а эта улица называется «Пиши-читай» (на экране появляется слайд - улица «Пиши-читай»)
- Предлагаю подойти к столу
- Что же нас ждёт здесь? Присаживайтесь.
- Я расскажу вам сказку «Про букву А» Я рассказываю, а вы, изображаете пальчиком на подносах, то что происходит в сказке. (на каждого ребёнка приготовлена тарелочка с манной крупой или песком)
- Однажды буква А заблудилась в лесу. (дети рисуют букву А). Она громко плакала: «А-а-а-а». Вдруг появилась буква У. (рисуют рядом букву У) Она удивилась у-у-у-у: заблудились мы в лесу и кричим АУ. Какое слово у вас получилось? АУ. Какая буква первая, какая последняя. Сколько букв в этом слове? Сколько звуков? Споём. На помощь буквам А и У пришли другие буквы. Первой показалась буква О, за ней показалась буква И. Пошёл дождь (рисуют капли дождя). Тут показались буквы Э и Ы. (рисуют). Буква Э погрозила пальцем (э-э-э) и сказала: «Не убегайте одни в лес». Так буквы А и У спаслись.
– Понравилась вам сказка, а мне понравилось, как вы внимательно слушали, выполняли задания и четко отвечали на вопросы, полными предложениями. Рассказывает сказку о буквах, используя наглядный материал.
Создаёт диалоговую ситуацию.
Стимулирует к диалогу вербально пассивных детей.
Дети садятся за стол.
Слушают внимательно сказку. Выполняют задание.
Читают.
Выполняют звуко – буквенный анализ.
Включение в образовательную деятельность.
Умение сосредоточиться на звуке (слуховое внимание)
- Следующая улица в нашем Логогороде - «Улица необычных домов». (на экране слайд- улица «необычных домов». Интересное название! Пойдемте, я провожу вас на эту улицу.
(на полу в одном обруче в хаотичном порядке разложены картинки с необычными домами : дом - клубника, дом – лего, дом - чайник, дом - скворечник, дом - книга и названия, а в другом обруче – карточки с названиями домов)
- Возьмите каждый себе любую карточку и прочитайте, что на ней написано, и найдите изображение этого дома.
Дом вместе с названием крепим на веревочку, с помощью прищепок.
- Давайте посмотрим, какая улица у нас получилась….
- Ребята, а вы поняли почему улица эта называется, улицей «Необычных домов»? (Ответы детей)
Обращает внимание на карточки с домами.
Оказывает помощь
Дети встают со стульчиков и вместе с воспитателем проходят к обручам.
Слушают внимательно задание, выбирают картинку, рассматривают и находят слова соответствующие этой картинке. Умение соотносить слово с определенным предметом
3. Этап
Заключительный
- Наша прогулка подошла к концу. На память о «Логогороде» предлагаю на ватмане сделать общую аппликацию, чтобы поделиться впечатлениями с друзьями, мамам и папам, о сегодняшней прогулке. А поможет нам в этом песенка. Выбираем картинку и наклеиваем на лист ватмана (под аудиозапись «Я хочу построить дом») подходите к столу и начинаем…
-Смотрите какой замечательный город у нас получился. Вам нравится?
- А прогулка понравилась? Что больше всего понравилось или запомнилось? (ответы).
- И мне очень понравилось с вами работать, общаться, играть. Вы, очень старались. Спасибо. С вами приятно было работать….
- А эту картину вы возьмёте с собой в группу. До новых встреч! Включает музыкальное сопровождение.
Активизирует внимание детей на слушание музыки
Создаёт рефлексивно-диалоговую ситуацию.
Активизирует детей к оценочным высказываниям Под звуки песни находят соответствующие картинки, приклеивают на большой лист.
Рассматривают.
Учавствуют в диалоге, делятся впечатлениями.
Проявление готовности к совместной, творческой деятельности.