Галина Осокина
Технологии эмоциональной поддержки детей в период адаптации к условиям детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным результатам, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации : внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования).
Публикация «Технологии эмоциональной поддержки детей в период адаптации к условиям детского сада» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2013
В настоящее время проблема адаптации детей является одной из актуальных. Что же характерно для адаптации детей раннего возраста? Этот вопрос освещался в исследованиях Н. М. Аксариной, Р. В. Ямпольской, Л. Г. Голубевой, Н. Г. Ватутиной и др. Проблема стала объектом многочисленных исследований, особенно там, где совершенствуются формы общественного воспитания. В периоде адаптации происходит переделка раннее сформированных стереотипов, помимо иммунной, физиологической ломки происходит преодоление психологических преград, вызывающих стресс. Причины этого часто лежат в неправильном поведении взрослых. Детский сад – новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Бесспорно, родители лучше всех знают и любят своего ребенка, но иногда они, не имея опыта воспитания детей, могут принести вред. У молодых родителей нет достаточно глубокого представления о жизни ребенка в ДОУ, о созданных, там условиях воспитания и обучения, им жалко «отрывать» свое чадо от себя, им кажется, что только они и самые близкие люди могут дать ребенку все то необходимое, что ему пригодится в дальнейшей жизни.
В проведении любого процесса в ДОУ главная роль принадлежит воспитателю. Создавая у ребенка положительное отношение по всем процессам, развивая различные умения, соответствующие возрастным возможностям, формируя потребность в общении со взрослыми и детьми, он обеспечивает решение воспитательно – образовательных задач уже в период привыкания ребенка к новым условиям и тем ускоряет и облегчает протекание адаптационного процесса.
С детьми раннего возраста я работаю уже тридцать с лишним лет. Выстроила свою работу по нескольким направлениям:
1. Консультирование родителей по организации подготовки ребенка к поступлению в дошкольное учреждение. Приглашение родителей к участию в интерактивных формах работы.
При подготовке ребенка к посещению дошкольного учреждения родителям необходимо поощрять совместные игры с другими детьми и расширять круг общения со взрослыми, поощрять проявления любопытства и самостоятельности, продолжать активно формировать навыки самообслуживания. Понимание родителями важности подготовки ребенка именно таким образом позволит в дальнейшем сократить период адаптационного периода.
Важно также сформировать у ребенка положительную установку на посещение дошкольного учреждения. И на первом этапе именно родители и определяют желание ребенка посещать дошкольное учреждение. Если родители способны продемонстрировать детям свою уверенность в том, что в дошкольном учреждении ребенку будет интересно, он будет все время занят важными делами, то и эмоциональное состояние ребенка изменится. Способность мамы «отпустить» ребенка, принять на эмоциональном и когнитивном уровнях необходимость расставания также во многом определяет последующее привыкание ребенка к дошкольному учреждению.
Использование интерактивных форм работы позволяет родителям еще до начала адаптационного процесса проговорить свои опасения, связанные с помещением ребенка в дошкольное учреждение, выработать алгоритм того, как и каким образом будет строиться процесс адаптации, выбрать из предложенных рекомендаций наиболее подходящие с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
2. Консультирование родителей в процессе адаптации детей к дошкольному учреждению.
Родители вновь поступающих детей, как правило, трепетно, и в некоторой степени тревожно относятся ко всему происходящему с ребенком в дошкольном учреждении. Поэтому важно в беседах с родителями быть внимательными и обязательно в полной мере удовлетворять их информационные запросы.
3. Создание предметно-развивающей среды.
Основные характеристики предметно-развивающей среды: доступность, эмоциогенность, оптимальная насыщенность. Предметно-развивающая среда должна быть красочной, привлекающей внимание ребенка и в то же время важно сохранить баланс в количестве игрушек и игровых пособий, поскольку излишек, как и недостаток оборудования, не полезен для ребенка. Важно оформить группу так, чтобы она в некоторой мере напоминала ребенку дом: красивые занавески на окнах, удобное размещение мебели, оригинальные украшения стен, проемов, выполненные с учетом интересов детей. При создании предметно-развивающей среды обязательным условием является использование игр с песком и водой. Песочница используется как посредник для установления контактов с ребенком, как психопрофилактическое средство.
4. Осуществление индивидуального подхода к ребенку.
Первичную информацию об индивидуальных особенностях ребенка получаем с помощью анкетирования. Желательно провести анкетирование до начала посещения ребенком детского сада. Предлагаются родителям две анкеты: «Готовность к поступлению в дошкольное учреждение», где рассматриваются вопросы привычек ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками, аппетит, режим сна и бодрствования, наличия психоэмоционального напряжения преимущественно в домашних условиях, и «Социальный паспорт семьи», содержащая вопросы о составе и виде семьи. Таким образом, охватывается широкий круг вопросов, касающихся как индивидуальных особенностей ребенка, так и особенностей воспитания.
При организации посещений ДОУ используется гибкий режим приема. Первое посещение проводится во время второй прогулки в присутствии мамы. Первое совместное посещение детского сада важно не только для ребенка, но и для мамы. Видя профессиональную работу педагога, его внимание и заботу по отношению к другим детям, мама оставляет и своего ребенка через несколько дней на 3-4 часа.
Наиболее значимым для ребенка показателем положительного отношения взрослого оказался тактильный контакт. По мере успокоения на руках у взрослого и исчезновения страха перед новым помещением ребенок постепенно начинал проявлять интерес к игрушкам. Невозможно переоценить значение игры в этот период. Основная задача игр, проводимых с детьми в адаптационный период – формирование эмоционального контакта, доверия ребенка к воспитателю.
5. Контроль за психическим состояние ребенка – заполнение карт адаптации. Регулярное ведение карт адаптации позволяет четко определить динамику привыкания ребенка к дошкольному учреждению и, соответственно, оптимизировать прохождение ребенком адаптации.
Проводимая работа по адаптации детей к условиям дошкольного учреждения имеет комплексный характер. В решении данной задачи задействованы все службы дошкольного учреждения: заведующая, педагог-психолог, воспитатели, медицинская служба, музыкальные руководители. Именно совместная работа позволяет достичь необходимой цели – сохранения и укрепления физического и психического здоровья, эмоционального благополучия.
Анализ работы ДОУ за последние несколько лет показывает, что процесс привыкания детей проходит очень успешно. Степень адаптации в основном легкая и средняя. Положительным является и то, что дети раннего возраста, а особенно третьего года жизни, привыкают к детскому саду безболезненно. Эти данные позволяют судить о правильно построенной работе по организации и проведению адаптации детей к условиям детского сада.