Оксана Мальцева
Технологии вовлечения родителей в образовательную деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
Семья для ребенка – это место его рождения и основная среда обитания (материального и духовного). В семье есть близкие люди, которые понимают и принимают его таким, какой он есть. Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, отношений между людьми. Именно в семье складываются его представления о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к основным жизненным ценностям. С близкими людьми в семье ребенок переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости. Из семейного опыта он усваивает представления о себе, о других и о мире в целом.
Публикация «Технологии вовлечения родителей в образовательную деятельность» размещена в разделах
Первые воспитатели ребенка – мать и отец. Их вклад в его развитие трудно переоценить! Мудрая, проверенная веками, народная пословица донесла до сегодняшнего дня образ ответственного, оберегающего родительства : «На плечах отца держится мир», «Материнская молитва со дна моря поднимет». Именно поэтому содержание и формы работы с семьей в дошкольном учреждении отличаются разнообразием, и подчинены одной задаче, которая отображена во ФГОС ДО. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155) говорится, что одним из условий, необходимым для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, является «взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи».
Таким образом, наиболее качественной и продуктивной на сегодняшний день технологией является проектная деятельность, которая помогает повысить самоценность семьи, реализовать семейные возможности, сблизится всем участникам творческого, поискового, исследовательского проекта. И здесь как воспитатель я, безусловно, выигрываю, так как нет большего счастья, видеть радостные лица детей и родителей, когда после выступления их хвалят. Повышается их самооценка и оценка их труда в глазах детей, а самое главное в глазах их собственного ребенка. Появляется интерес детей к образовательной деятельности, повышается познавательная активность.
В основе проекта лежит проблема, для решения которой необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний.
Проектно – исследовательская деятельность выводит процесс обучения и воспитания из стен детского сада в семью, в окружающий мир. В моей педагогической практике по работе с родителями именно проектно – исследовательская деятельность занимает ведущее место. Буквально с младшего возраста детей родители были вовлечены в совместную проектную деятельность сначала в краткосрочные ролевые-игровые и творческие проекты (Например «Наши любимые игрушки» «Наши первые книжки») Затем в долгосрочные «В гости к сказкам дедушки Корнея», «Что за прелесть эти сказки» и т. д. Постепенно к старшему возрасту проекты стали более познавательной направленности «Чудесные превращения из дерева», «История возникновения первого автомобиля», «Космос» и. д. При подготовке к проекту родителям предоставлялась различная степень участия: руководитель, участие на всех или отдельных этапах; консультант, материально-техническая поддержка и др.
Так, например, очень важна была помощь родителей в изучение необходимого материала по теме группового проекта «Чудесные превращения из дерева» Посмотрев список подобранной литературы, родители советовали дополнить или убрать какие-то источники, которые не совсем подходят к выбранной теме. Взрослые содействовали детям в сборе нужной информации, просмотру необходимых презентаций, телепередач, оформлении газеты, поиске источников дополнительной информации и готовых образцов по теме проекта. Также сами с удовольствием делились с детьми своими профессиональными знаниями по данной теме. Так например, папа Артема Б. плотник по профессии, очень подробно познакомил сына с разновидностями деревянных пород, материалов из дерева необходимых для строительства дома, орудиями труда. После чего Артем продемонстрировал презентацию по данной теме в своей группе.
Еще одним положительным моментом вовлечения родителей в работу над проектом являлась совместная работа педагога, детей и родителей. Это совместная работа взаимно обогащала знаниями каждого из её участников. Найдя много новой информации по данному проекту родители с удовольствие делились со мной. Такое проявление заинтересованности со стороны родителей, является важным фактором поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности детей при выполнении ими проектной деятельности. Работая вместе с детьми над проектом, родители больше времени проводили с детьми, они становились ближе к ним, лучше понимали проблемы своих детей. Зажатые, стеснительные дети, защищая свой проект совместно с родителями стали более открытыми, смелыми и активными участниками дальнейшего образовательного процесса. И самая большая радость для всех участников данного проекта было участие его в районном семинаре по опытно-исследовательской деятельности.
Поскольку дошкольник не может быть субъектом, т. е. автором, творцом, организатором проектной деятельности, то он нуждается в помощи взрослых, которые способны понять его интересы, уважают его склонности и желания, принимают их, помогают найти ответы на его вопросы. Так, например, заинтересовавшись темой «Космос» ребенок, самостоятельно принял решение подготовить проект. По ходу решения поставленных задач компетентный взрослый (в частности мама) помогла найти ребенку необходимые для этого средства и способы. Нашла решение проблемы через сбор информации, подготовке презентации, большого наглядного материала (схемы космического корабля, сумочки с едой космонавтов, изготовлении модели космического корабля. И все это совместно с ребенком и при полной его свободе творчества и самостоятельности.
Благодаря такому примеру активности и заинтересованности одних родителей мне удалось подтянуть и других малоактивных в работу по проектной деятельности.
С помощью тематических информационных стендов, выставок фото, детских работ, мини-газет, папок-передвижек родители получают важную, достоверную информацию о воспитании детей, работе по проекту. Благодаря данным формам просвещения оказывается теоретическая помощь, ведь не всегда у родителей есть время для беседы с воспитателем группы.
Таким образом, установление доверительных отношений с родителями плавно ведет к совместному исследованию и формированию гармонически развитой личности ребенка, повышению правовой и психолого-педагогической культуры родителей, созданию единого образовательного пространства для дошкольника в семье и детском саду, выработке согласованных педагогически целесообразных требований к ребенку с учетом его самобытности, дарования, индивидуального темпа продвижения, возрастных особенностей.
Родителям это необходимо, для того чтобы научиться понимать ребенка, а нам, воспитателям - чтобы эффективнее оказывать в этом помощь родителям. Все мы только выигрываем оттого, что родители осознают важность своего влияния на развитие личности ребенка, научатся содействовать его гармоничному развитию, активно сотрудничать с детским садом.