Либман Ольга
Технологии в музыкальной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкальное образование дошкольников направлено на становление музыкальной культуры. Помочь педагогу в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов музыкального воспитания и современных информационных технологий.
Какие же инновационные технологии целесообразно применять именно в музыкальной деятельности?
Публикация «Технологии в музыкальной деятельности» размещена в разделах
1. Здоровьесберегающие технологии. Формами работы на музыкальных занятиях являются : музыкально-валеологический аспект (исполнение песен, распевок о здоровом образе жизни, дыхательная и артикуляционная гимнастика, пальчиковые игры, музыкотерапия, физкультминутки, ритмопластика и др.
2. Игровые технологии. Основные формы – музыкальные и музыкально-дидактические игры.
3. Технология «Синтез искусств». Направлена в основном на восприятие музыки через привлечение других видов искусств (изобразительное искусство, театр, литература, хореография).
4. Проектная деятельность. Позволяет решать комплекс задач, подчиненных одной теме, разнообразными приемами и методами, постепенно и в системе.
5. Информационно-коммуникационные технологии. Современное образование невозможно себе представить без использования информационных ресурсов.
ИКТ я использую во всех видах музыкальной деятельности : слушании, пении, музыкально - ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах.
Знакомство с новой темой сопровождается показом слайдов, видеофрагментом, фотографий.
Во время слушания, использую репродукции картин художников, а также портреты композиторов. Вместе с детьми мы даже «посещаем» театры, концерты.
Восприятие музыки осуществляется не только живым звучанием (фортепиано, детских музыкальных инструментов, но и с помощью цифровых технологий : синтезатора, CD (компакт-дисков, видеодисков.
Инновационные технологии проведения музыкальных занятий способствовали развитию эмоциональной отзывчивости у детей, музыка стала для них миром радостных переживаний.
Для сохранения и поддержки индивидуальности каждого ребёнка, формирования общей культуры воспитанников, способных адаптироваться к условиям современной жизни работаю по нескольким направлениям:
-повышаю мотивационную готовность детей к музыкально-художественной деятельности, гармонично сочетая традиционные средства обучения с применением ИКТ;
-активизирую заинтересованность детей для повышения результативности музыкально-художественной деятельности.
А чтобы современных детей вовлечь в творческую деятельность и в свободное общение их с педагогами в нашем детском саду мы используем одну из занимательных форм - музыкально – литературная гостиная - это своеобразный праздник музыки. Здесь объединяются различные виды музыкальной, художественной и театрализованной деятельности.
Разрабатывая темы музыкальных гостиных, я обратилась к творчеству П. И. Чайковского, взяв за основу его музыкальный альбом «Времена года». Музыкальные гостиные, разработаны на все времена года, проводятся один раз в три месяца согласно рабочей программе музыкального руководителя.
Слушая произведения, сопровождаемые видеоматериалами, дошкольники принимают на себя образы природного мира: хрупкого подснежника, заливистого жаворонка, легкого облака, проявляют свое творчество опираясь на имеющийся опыт, а в пластике переживают состояние того образа, которое даёт музыка, эмоциональную окраску. Словарь детей обогащается оценочной лексикой: порхающая бабочка, заливистый жаворонок, тройка резвых лошадей.
Одна из форм музыкальной гостиной является использование театрализованных игр, экологического содержания. Перевоплощаясь в сказочных героев и следуя за ними, дети упражняются, примеряют на себя положительный или отрицательный образ, учатся взаимодействовать с окружающим миром, учатся разрешать проблемные ситуации. Таким образом, осваивают новый социокультурный опыт.
Гостями музыкально-театральных гостиных являются родители, воспитанники детского сада. С удовольствием наши гостиные посещают отдыхающие ГАУ СОН СО «Милосердие», «Комплексный центр социального обслуживания населения Тагилстроевского района города Нижний Тагил».
Использование в работе различных современных технологий позволило сделать образовательный процесс более эффективным, интересным и насыщенным для воспитанников нашего детского сада. У детей повысился уровень эмоционального восприятия музыки, музыкального вкуса, развития творческого потенциала, мышления, воображения, внимания, любознательности.
Использование всех видов музыкальной деятельности, доступных дошкольному возрасту, а также творческих возможностей ребенка, достигает решения главной цели моей работы и музыкального воспитания в детском саду – научить детей любить и понимать музыку.