Наталья Дейниченко
Технологии проведения развивающих модулей программы дошкольного образования «Продетей»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Целесообразность формирования на этапе дошкольного детства личности, не пассивно созерцающей действительность, а активно преобразующей ее, обозначена в ряде исследований и нормативных правовых документах. В связи с этим, основной целью нашей педагогической деятельности является создание педагогических условий для развития самостоятельности, индивидуальности и поддержки инициативы у детей дошкольного возраста.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Публикация «Технологии проведения развивающих модулей программы дошкольного образования „Продетей“» размещена в разделах
1. Формировать у детей умение делать выбор и планировать собственную деятельность.
2. Способствовать умению детей доводить деятельность до конца.
3. Развивать инициативность детей в различных видах деятельности.
4. Расширять взаимодействие с родителями в целях развития самостоятельности детей.
Задачу формирования самостоятельной личности необходимо решать уже в работе с дошкольниками. Своевременное развитие самостоятельности расширяет возможности познания, общения, подготавливает успешное вхождение ребенка в ситуацию школьного обучения.
Ребёнок, более чем кто-либо другой стремится проявить своё «Я», утвердиться в своих знаниях, убеждая взрослого, что может сделать что-то не хуже других, доказывая, что может обойтись без их помощи. Следовательно, воспитательное воздействие взрослого дети пропускают через призму своего жизненного опыта, отвергают или принимают его и в зависимости от этого строят своё поведение.
По мнению, Е. О. Смирновой, самостоятельность – не столько умение исполнять какие-то действия без посторонней помощи, сколько способность постоянно вырываться за пределы своих возможностей, ставить перед собой новые задачи и находить их решения.
В 2018 году нам удалось посетить семинары тренера программы дошкольного образования «ПРОдетей», старшего преподавателя кафедры управления образовательными учреждениями ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО, тьютора федерально-региональной мобильной сети подготовки управленческого корпуса системы образования Оберемок Светланы Михайловны. На семинаре - тренинге мы познакомились с технологиями проведения развивающих модулей программы дошкольного образования «ПРОдетей». Предложенные технологии мы начали апробировать в процессе образовательной деятельности с детьми нашей группы.
Этапы освоения представленных технологий детьми группы №9 :
Технология «Линейный календарь». Начиная работу с этим модулем, мы предложили детям рассмотреть длинную полоску из картона и высказать свое предположение - «что это?»
В процессе обсуждения ребята пришли к выводу: «Это временной отрезок». Картонную полоску расчертили в виде таблицы (три горизонтальные строки и тридцать одна вертикальная колонка (в зависимости от количества дней в месяце). В верхней части календаря мы записали числа от 1 до 31. Вторая полоса отводится для фиксации дня недели и предстоящих событий. Здесь можно записывать дни рождения детей, дни проведения утренников, праздников и других важных, интересных для детей событий. Третья полоса – для отметки выходной день или рабочий. Выходной день отмечается изображением домика, а рабочий – стаканчиком с карандашами.
Таким образом, каждому дню отводится три клетки в линейном календаре: первая – число, вторая – день недели, событие, третья – рабочий день или выходной. Ранее, мы использовали в работе с детьми матричные календари. Линейный календарь оказался гораздо интереснее и понятнее для детей.
В результате педагогического наблюдения мы обнаружили, что интерес детей к работе с календарем растет, если появится что- то новое. Часто сами дети предлагали новые идеи для оформления календаря. Мы старались поддерживать детскую инициативу. Например, отмечая на календаре выходные и рабочие дни, дети заменили изображение стаканчика с карандашами на тетрадку с ручкой, а к домику стали дорисовывать забор, скворечник, деревья.
Следующей ступенью работы с календарем, было предложение, каждой семье изготовить свой индивидуальный календарь. Когда дети стали приносить изготовленные календари, мы были приятно удивлены идеями оформления, событиями интересными для той или иной семьи.
Например, семья одного из наших воспитанников отмечает свой семейный праздник - День кошки.
Мы с ребятами решили поддержать эту идею. 1 марта в День кошки дети пришли в сад в костюмах, масках кошки, девочки надели ободки с ушками, прицепили к одежде хвостики. Ребята с интересом разглядывали друг друга. Но на этом мы не остановились. Дети предложили каждому изготовить книжку – малышку о своей кошке. Кто- то это делал дома с родителями, кто- то в группе. Так у нас появилась коллекция книжек о домашних любимицах – кошках. Вот такие названия носили наши кошачьи истории: «Сказка про Бусю», «Книжка про Барсика», «История про Багиру», «Мяу – мяу» и мн. др.
Эти истории дети несколько дней перечитывали друг другу. Еще воспитанникам группы было предложено, с помощью техники оригами изготовить кошек и разрисовать мордочки. После этой совместной деятельности, дети самостоятельно изготавливали таких кошек разных размеров. В итоге у каждого ребенка было несколько кошек- матрешек. Таким образом, работа с линейным календарем дала начало детскому проекту.
Технология «Линейный календарь» помогает научить ребенка узнавать время, считать, фиксировать события, развивать фантазию и навыки письма, умение работать в группе, развивать творчество.
Технология «Работа в парах». Суть данной технологии заключается в том, что дети делятся на пары и каждая пара получает две карточки.
На одной изображено ухо, что означает «слушаю», на другой изображены губы - «говорю». Дети самостоятельно распределяют, кто будет говорить, а кто слушать, затем меняются карточками. Распределение этих ролей происходит с помощью считалки или игры «Угадай, в какой руке?».
Эту технологию мы уже использовали в нескольких режимных моментах, таких как коррекционный час, обсуждение утренних новостей, во время вечернего сбора. Данная технология дает возможность развивать диалогическую речь детей, обогащать словарь детей, совершенствовать коммуникативные их навыки. В процессе работы в парах у каждого ребенка есть возможность высказаться и быть услышанным, научиться активному слушанию, задавать вопросы, контролировать свое поведение в соответствии с правилами.