Татьяна Мокина
Опыт работы по проектной деятельности
▼ Скачать +Заказ
Технологии проектной деятельности
Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать (прописано в ФГОС к основной образовательной программе). Именно проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах.
Публикация «Опыт работы по проектной деятельности» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2023
Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стала технология проектирования. Она актуальна и очень эффективна, так как даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к школе.
Проектирование полезно не только детям, но и самим педагогам, так как даёт возможность сконцентрировать материал по определённой теме, повысить уровень собственной компетентности по проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями, ощутить себя действительно партнёром детей в решении исследовательских задач, сделать процесс познания нескучным и чрезмерно назидательным. Поэтому, на мой взгляд, проектирование доступно и гармонично вливается в образовательный процесс ДОУ.
Проектная деятельность осуществляется в пространстве возможностей, где нет чётких заданных норм. В этом случае и педагог, и ребёнок попадает в ситуацию неопределённости. Проектирование ориентировано на исследование как можно большего числа заложенных в ситуации возможностей, а не на прохождение заранее заданного (и известного педагогу) пути.
Педагог должен организовать проблемную ситуацию для детей, но не должен предлагать свои варианты решения задачи.
«Проект» – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.
Под проектом также понимается самостоятельная и коллективная творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.
Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Суть “метода проектов” в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность. “Всё, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить” – вот основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.
Так, детьми моей группы разрабатывался такой долгосрочный поисково-исследовательский проект «Весёлый огород», он направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях Смоленщины, на то, как ухаживать за растениями, на осознание значимости овощей в жизнедеятельности человека. Вся работа по проекту проходила в соответствии с требованиями, предусмотренными программой. Презентацией проекта стал детский праздник «Наш богатый урожай».
Целью проекта «Деревья нашего участка» является исследовательская деятельность по изучению жизни деревьев во взаимосвязи с его экосистемой; а также природоохранная деятельность. Презентацией проекта стала открытая НОД «Деревья – наши друзья» и мини-поход в парк.
Также дети моей группы участвовали в проекте «России малый уголок…» в рамках празднования 65-летия нашего города – Сафоново. В рамках данного проекта у детей сформировались ценностные отношения к своей семье, близким, к своему детскому саду и родному городу, его истории, необычным памятникам и зданиям. Презентацией проекта стали выставка работ детей и родителей «Мой город», а также познавательный КВН с участием родителей «Моя малая Родина».
Ещё один проект, над которым работали дети моей группы, стал «Театр своими руками». Данный проект был краткосрочный, но дети узнали много нового и интересного, например, какие виды театров существуют, из чего можно сделать атрибуты к спектаклю. Презентацией проекта стали инсценировка русской народной сказки «Заюшкина избушка» и выступление на Совете педагогов с отчётом о проделанной работе.
Таким образом, в проектной деятельности происходит формирование субъективной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует всестороннему личностному развитию детей. Проект является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых.