Ильгия Латыпова
Технологии обучения для развития речи детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Технологии обучения для развития речи детей с ОНР
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день особенно актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Дети испытывают трудности в звукопроизношении, в овладении лексико-грамматическими формами, имеют скудный словарный запас и не умеют строить связные высказывания.
Публикация «Технологии обучения для развития речи детей с ОНР» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения
К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, относится формирование у них связной речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению. Значительные трудности обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы – фонетико-фонематического, грамматического, лексического, недостаточной сформированности как произносительной (звуковой, так и семантической (смысловой) сторон речи. Наличие у детей вторичных отклонений в развитии ведущих психических процессов (восприятия, внимания, воображения и др.) создаёт дополнительные затруднения в овладении связной монологической речью. Таким образом, развитие связной речи детей с ОНР является трудным процессом, требующим использования особых методических приёмов, что обусловило актуальность данной проблемы.
Традиционные технологии по развитию речи в коррекционно-педагогической работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.
Здоровье сберегающая технология.
Технологии сохранения и стимулирования здоровья: динамические паузы, логоритмика, релаксация, гимнастика пальчиковая, артикуляционная гимнастика, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, которые играют большую роль в развитие речи.
Занятия эти очень полезны для физического, психического, социально-коммуникативного, речевого и эмоционального развития ребенка. Развивается правильное речевое дыхание, формируется понимание темпа, ритма, выразительности музыки, движений и речи.
Коррекционные технологии : сказкотерапия (сочиняют сказки, рисуют, лепят – развивают мелкую моторику и речь.
Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребенком
массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками;
прищепочный массаж;
массаж орехами, каштанами;
массаж шестигранными карандашами;
Технология легоконструирование.
Учитывая, что основными видами в дошкольном возрасте являются игровая и конструктивная деятельность, большое внимание отводится разработке и внедрению таких педагогических технологий, которые имеют ярко выраженный моделирующий характер. Они дают возможность формировать у детей с речевыми нарушениями как речевую, так и связанные с ней неречевые виды деятельности. Манипулируя с элементами ЛЕГО, ребенок учиться творчеству, созиданию. Тренируя пальцы, оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи. Поэтому применение ЛЕГО-технологии, ориентированных на развитие мелкой моторики, являются незаменимыми в логопедической работе.
ЛЕГО-технология объединяет элементы игры с экспериментированием, а, следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников. ЛЕГО – технология – это средство развивающего обучения, стимулирует познавательную деятельность детей дошкольного возраста. Конструктор ЛЕГО используется как в совместной деятельности взрослого и детей, а так и в самостоятельной деятельности дошкольников. ЛЕГО – это не просто игрушка, это замечательный инструмент, помогающий увидеть и понять внутренний мир ребёнка, его особенности, желания, возможности, позволяющий более полно раскрыть его личностные качества, понять имеющиеся у него трудности.
Игровая технология.
Можно использовать в любых режимных моментах.
Игровая технология применяется для развития умения составлять описательные рассказы можно использовать такие игры, как «Угадай игрушку», «Что игрушка рассказывает о себе», «Узнай по описанию»,«Волшебный мешочек», в ходе которых дети учатся подбирать прилагательные, характеризующие соответствующую игрушку (медведь - неуклюжий, большой, добрый, мохнатый, косолапый; лиса - хитрая, рыжая, пушистая.
Кроме этого можно провести игры-соревнования, например «Кто больше скажет про медвежонка», «Скажи, что ты знаешь про куклу Машу». В них дети учатся самостоятельно выделять объект, его признаки, называть их, рассказывать двумя-тремя предложениями. Такие игровые ситуации повышают речевую активность дошкольников, позволяют детям овладевать навыками необходимыми для построения связного монологического высказывания.
Технология моделирования.
Моделирование представляет собой уникальное сочетание и гармоничное слияние всех методов обучения – наглядного, практического и словесного.
Детей обучают составлению предложений:
• по предметным картинкам
• по сюжетным картинкам
• по демонстрируемым действиям
• по опорным словам
Моделирование предложений осуществляется с помощью различного вида наглядности – схемы, буквы, картинки, предметные игрушки.
Мнемотехника — система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, позже к мнемотаблицам.
Для составления описательных рассказов применяются мнемотаблицы, с опорой на которые дети составляли более содержательные рассказы. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.
Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.
Использование приёмов мнемотехники в работе с детьми с ОНР позволяет достичь хороших результатов -
- у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
- появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
- появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
- словарный запас выходит на более высокий уровень;
- дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Компьютерная технология.
В работе можно использовать различные компьютерные презентации:
- для развития речевого дыхания с использованием звуковых волн,
- артикуляционная гимнастика, для выработки правильных артикуляционных укладов, развития подвижности мышц и переключаемости движений.
-автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, фразах,
- работа над фонематическим восприятием, умение слышать и различать, дифференцировать звуки.
На занятиях можно использовать презентации на различение звуков по твердости-мягкости, глухости-звонкости, презентации с заданием различить голоса животных.
Компьютерные средства представляют для специалиста не часть содержания коррекционного обучения, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка.
Для сочинения рассказов по картинке.
Это задание можно выполнить 3-мя способами:
1. На экране выводятся 3-4 картинки, представляющие собой связанный рассказ (1-начало, 2-продолжение, 3-конец).Дети просто описывают события, изображенные на картинках. В этом случае каждая картинка выступает как очередная глава.
2. Детям предлагается только одна картинка. Воспитателем задается вопрос: Что было до этого? Что может быть после? После высказывания предлагается подлинная история и на экран выводятся все картинки.
3. Воспитатель показывает на экране картинки, которые идут друг за другом не по сюжету, а в перепутанной последовательности. Эти картинки дети должны расположить по порядку, а затем составить рассказ.
Новая технология синквейн. Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», нерифмованное стихотворение. Правила составления синквейна на экране.
первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;
третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;
пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.
В век компьютеризации угасает живое общение, снижается уровень развития речи у детей. Недостатки речи проявляются особенно ярко во время обучения ребёнка в школе и могут привести к неуспеваемости. Обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого. Сформировать эти качества позволяет использование в педагогической деятельности методов и приёмов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ).
Умелое использование приёмов и методов ТРИЗ успешно помогает развивать у дошкольников изобретательность, смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление. Основное средство работы с детьми – педагогический поиск. Педагог не должен давать ребёнку готовые знания, раскрывать перед ним истину, необходимо научить находить её самостоятельно.
Для детей с ОНР игры, которые способствуют развитию речи.
Игра «Что хорошо, что плохо?»
Задача: учить находить в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.
Почему дождь хорошо, почему плохо?
Почему солнышко хорошо, почему плохо?
Игра «Кто что умеет делать?»
Задача: развивать творческое воображение, обогащать и активизировать словарь.
Педагог называет объект или загадывает о нём загадку. Дети должны сказать, что может делать объект или что делается с его помощью.
Что может телевизор? (включаться, выключаться, сломаться, показывать и т. д.)
Что может растение? (пить воду,расти, расцветать, качаться, погибнуть, пахнуть, колоться и т. д.)
Игра «На что похоже?»
Задача: обучать сравнению разнообразных систем.
Педагог обозначает объект, а дети называют объекты, похожие на него по самым разнообразным признакам: назначению, цвету, размеру, форме, материалу, запаху, звуку. На этапе ознакомления с игрой можно использовать предметные картинки.
На что похож абажур? (на зонт, на Красную Шапочку, на колокол, потому что он большой; на цаплю, потому что стоит на одной ноге.)
На что похожа иголка? (на булавку, на кнопку, на гвоздь – острые, металлические; на колючки у ёжика и кактуса, на застёжку у серёжки – все они острые)
Игра «Где живёт?»
Задача: развивать воображение.
Педагог обозначает предмет окружающего мира (живой, неживой, фантастический). Дети называют среду обитания объектов, их место нахождения.
Где живёт собака?
Где живёт подорожник? (у дороги, в поле, в лесу, в аптеке, когда я его пил, он жил у меня в животике. Когда я его прикладывал к ране, он жил у меня на ноге.
Игра «Теремок».
Задача: выделять общие признаки путём сравнения; тренировать аналитическое мышление
Каждому игроку раздаются карточки с изображениями различных предметов. Один из участников назначается хозяином условного теремка, а другие подходят к нему и просятся в домик (на примере сказки)
Тук, тук, кто в теремочке живёт?
Я – малина, а ты кто?
А я –смородина. Пусти меня в теремок.
Если скажешь, чем ты на меня похожа, то пущу. И т. д. (мячик, рубашка)
Игра «Загадалки - узнавалки»
Задача: развивать логическое мышление, внимание, чувство юмора.
Кто стучит, как в барабан?
На сосне сидит… (дятел).
Кто любит по ветвям носиться?
Конечно, рыжая … (лисица).
В чаще голову задрав,
Воет с голоду (волк).
Ах, какой я молодец,
Красный, круглый… (помидор).
Игра «Маша-растеряша».
Задача: развивать находчивость, творческое воображение.
Один из игроков назначается Машей-растеряшей.
М-р. Ой!
Дети: Что с тобой?
М-р: Я потеряла нож. Чем я теперь буду хлеб резать?
( предлагаются альтернативные варианты нарезки хлеба: пилой, леской, линейкой, отломить рукой)
Игра «Аукцион».
Задача: выделять дополнительные ресурсы предмета, развивать воображение.
На аукцион выставляется какой-то предмет. Дети по очереди называют все ресурсы его использования. Тот, кто последним предложит вариант его использования, выигрывает.
Линейка: измерять расстояние, вместо указки, помешать ею что-то, спину почесать, ударить, в цель метать, линию провести и т. д.
Игра «Чем был - чем стал»
Задача: тренировать аналитическое мышление.
Педагог называет материал (стекло, дерево, глина, ткань, а дети – объекты, в которых эти материалы присутствуют.
Стекло – стеклянные окна, стеклянный стол, стеклянные бусы, стеклянные витрины)
Игра «Кто кем был – кто кем будет?»
Задача: определять прошлое и будущее предмета, развивать логическое мышление.
Кто кем (чем) был? Лошадь –жеребёнком, дуб- жёлудем, рыба – икринкой, бабочка – гусеницей и т. д.
Кто кем (чем) будет?
Яйцо – птенцом, черепахой, змеёй, яичницей.
Ребёнок – мужчиной, женщиной, папой, мамой…
Железо – машиной, иголкой, ножом.
Аналогично игра «Что сначала, что потом?». Использовать волшебное зеркальце. Выставляется картинка, ребёнок смотрит в волшебное зеркальце и «видит» прошлое и будущее объекта.
Дом – машины, кирпичи, стройка; люди, мебель, новоселье, пьют чай, соседи.
Игра «Что кто это может быть?»
Задача: обосновывать два противоположных значения предмета.
Что может быть одновременно: горячим и холодным (утюг, чайник, плита);
лёгким и тяжелым (снег, перо); длинным и коротким (волос, путь, пояс); острым и тупым (нож, ножницы, бритва, гвоздь);гладким и шероховатым (лёд, кожа рук, ткань, мягким и твёрдым (пластилин, глина, воск, парафин).
Игра «Проверка памяти»
Задача: развивать зрительную память, наблюдательность.
Детям предлагается внимательно посмотреть на игрушку, картинку в течение одной минуты и постараться запомнить, как она выглядит. Затем игрушка убирается, задаются вопросы.
- Какие у куклы волосы?
-Что у куклы на голове?
- На ногах носки или гольфы?
-Что у куклы в руках?
- Чем украшена сумочка7
- Сколько пуговиц на платье у куклы?
- С какой стороны на платье карман?
После этого вновь показывается игрушка.
Игра «ДА –нетки»
Задача: развивать логическое мышление, долговременную память.
Ребёнку надевается шапочка с изображением предмета Он задаёт вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет». Дети хором отвечают. Диалог длится до тех пор, пока ребёнок не догадается, о каком предмете идёт речь.
Другой вариант: Водящий знаком с тем предметом, который скрыт от детей. Дети по одному задают вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет».
Игра «Узнай меня» Задача: описывать предмет, не называя его.
Составление описательных загадок лучше всего проводить по очереди: взрослый – ребёнок. Заранее обговариваются правила игры: нельзя называть задуманный предмет; описывать характерные признаки и свойства предмета.
Светит, но не лампочка. Колючая, но не ёж.
Греет, но не печка. Зелёная, но не травка.
Круглое, но не мяч. (солнце) Пахнет, но не духи. (ёлка)
Использование технологии «Лэпбук»
Формирование речи является одной из главных задач речевого воспитания дошкольника, т. к. играет большую роль в формировании личности. Для развития речи ребенка необходимо использовать различные игры, занятия, пособия, инновационные технологии. Одним из таких средств обучения сегодняшних дошкольников является лэпбук или иными словами тематическая или интерактивная папка, что мы активно используем в речевой деятельности. Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал.
Лэпбук служит
- повышению познавательного интереса;
- обогащению и активизацию словаря;
- формированию грамматически правильной речи;
- развитию монологической речи, логического мышления.
Презентация лэпбуков.
Положительные результаты приносит включение в коррекционно-развивающий процесс арттерапии - музыкотерапия (слушание музыки, игра на музыкальных инструментах).
Музыкотерапия – это лекарство, которое слушают. Лёгкая спокойная музыка во время коррекционных занятий успокаивающе действует на нервную систему, приводит в равновесие процессы возбуждения и торможения.
Песочная терапия.
Многообразные возможности песочной терапии способствуют более качественной коррекции речи и развитию эмоционально-волевой сферы.
При играх с песком:
— снижается уровень мышечной зажатости, психоэмоционального напряжения.
— происходит обогащение игрового опыта и, как следствие, творческой активности и самостоятельности в игре.
Выше перечисленные технологии оказывают существенное влияние на развитие речи, позволяют повысить эффективность коррекции речи старших дошкольников с ОНР, а также являются средствами формирования одной из ключевых понятий – владение устной коммуникацией, так необходимой для адаптации в современном информационном обществе.