Ромм Светлана
Технологии формирования у дошкольников ценностного отношения к здоровью (из опыта работы воспитателя младшей группы)
▼ Скачать + Заказать документы
Технологии формирования у дошкольников ценностного отношения к здоровью
(из опыта работы воспитателя младшей группы)
Здоровье является одним из важнейших компонентов благополучия человека, одним из неотъемлемых его прав, не зависимо от возраста. Право каждого ребенка на здоровый рост и развитие закреплено в Конвенции о правах ребенка. На сегодняшний день состояние здоровья подрастающего поколения вызывает особую озабоченность государства и общества. В данной социальноэкономической обстановке для большинства людей наиболее важны материальные блага, нежели здоровье, поэтому одной из главных государственных задач является создание престижа здоровья и здорового образа жизни. Основы здоровья должны закладываться в период формирования личности человека, таким периодом является дошкольный возраст. Одной из главных задач федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, в рамках образовательной области «Физическое развитие», является становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами. Выделяют три уровня решения задач целенаправленного приобщения детей к ценностям здорового образа жизни.
Публикация «Технологии формирования у дошкольников ценностного отношения к здоровью (из опыта работы воспитателя младшей группы)» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Опыт работы, практика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2022
Первый уровень – информационный, определяющий сформированность знаний в области культуры здоровья и физической культуры, которая проявляется в соответствующих высказываниях и суждениях.
Второй уровень - личностный, свидетельствующий о сформированности эмоционально положительного отношения ребенка к содержанию занятий (эмоционально-мотивационный уровень ценностного отношения). Его показатели – интерес, потребность, положительные эмоции при выполнении заданий.
Третий уровень – деятельный, характеризующий активную включенность ребенка в деятельность по организации ЗОЖ.
Проблема формирования представлений о здоровом образе жизни детей в настоящее время является очень актуальной. На здоровье наших детей влияют многие факторы: биологические, экологические, социальные, гигиенические. Также невозможно воспитание положительного отношения дошкольников к здоровому образу жизни без активного участия в этом процессе педагогов и родителей.
Я начала решать эту проблему с детьми младшего дошкольного возраста, когда у ребенка только начинает формироваться отношение к окружающему миру. На этом этапе развития жизненные установки достаточно гибки, что помогает ребенку в развитии потребностей здорового образа жизни (ЗОЖ).
Забота о здоровье ребенка, формирование у него привычки здорового образа жизни должна осуществляться систематически и последовательно. Положительный результат данной работы, может быть достигнут только при тесном взаимодействии всех участников воспитательно-образовательного процесса.
В группе мною были созданы условия для формирования начальных представлений о ЗОЖ:
- создание развивающей предметно-пространственной среды по формированию ЗОЖ у детей;
- разработан перспективный план на год по формированию у детей культурно-гигиенических навыков;
- осуществлено взаимодействие с родителями по вопросам формирования начальных представлений о ЗОЖ.
Главными составными частями здорового образа жизни являются:
- рациональный режим жизни
- правильное питание
- оптимальная двигательная активность
- закаливание организма
- сохранение стабильного психоэмоционального состояния.
Формирование у дошкольников ценностного отношения к здоровью заключает в себе много аспектов:
- приучение к прочным культурно-гигиеническим умениям и навыкам
- развитие знаний о строении своего тела, предназначении органов
- обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи
- формирование знаний о том, что полезно и что вредно для организма
- вырабатывание привычки ежедневных организованных и самостоятельных упражнений.
В начале учебного года в ходе наблюдения за детьми в повседневной деятельности обращала внимание на такие детские проявления как:
- заинтересован ли ребенок правилами здоровьесберегающего и безопасного поведения;
-получает удовольствие в ходе выполнения простейших умений и навыков гигиенической и двигательной культуры;
- позитивно настроен на выполнение элементарных процессов самообслуживания;
- удовлетворен самостоятельными и совместными действиями и их результатом.
По результатам наблюдения планировала индивидуальную, подгрупповую и групповую деятельность. Чтобы заинтересовать детей использовала игровые моменты, в группу был внесен игровой персонаж, которому дети помогали научиться чему-то, похвалу.
Чтобы процесс формирования ЗОЖ у детей младшей группы был целостным и результативным, я выполнила следующие педагогические условия:
- разработала перспективный план, который был нацелен на получение детьми ряда обязательных навыков и привычек ухода за собой, своим телом, бережного отношения к себе и окружающим детям;
- внесение в развивающую предметно-пространственную среду игрового материала: сюжетно-ролевая игра «Больница», наглядно-дидактические пособия «Распорядок дня», «Эмоции», «Спорт», «Спортивный инвентарь», «Виды спорта», развивающие игры «Правильное питание», «Лото спорт», «Кубик настроений», дидактическая игра «Помоем куклу Машу», плакаты «Тело человека», «Эмоции», «Осторожно, микробы». Художественное слово: стихи про ЗОЖ для детей, стихи про питание, про умывание, потешки, пословицы и поговорки про пищу и еду, загадки о человеке, про еду, про спорт. Демонстрационный материал: «Предметы гигиены», «Алгоритм умывания», «Наши чувства и эмоции», «Если малыш поранился». Спортивный инвентарь: мячи разных размеров, корзины для бросания мячей, обручи, скакалки, кегли, массажные дорожки. Атрибуты для подвижных игр: маски, шапочки. Атрибуты для выполнения упражнений: флажки, султанчики, погремушки, ленты.
- консультации для родителей: «Новый день начинаем с улыбки и утренней зарядки», «Здоровый образ жизни в семье», «Бережем здоровье с детства», «Одежда ребенка», «Воспитание привычек у ребенка».
Картотеки: «Пальчиковая гимнастика», «Физкультминутки», «Дыхательная гимнастика», «Утренняя гимнастика», «Бодрящая гимнастика», «Подвижные игры» «Игровые упражнения».
С детьми проводила беседы: «Я и мое здоровье», «Как правильно мыть руки», «Что такое витамины», «Зачем делать зарядку».
Таким образом, я осуществляла комплексный подход в формировании у дошкольников ценностного отношения к здоровью.
Литература
1. Голицина Н. С., Шумова И. Н. Воспитание основ здорового образа жизни у малышей. М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2007.
2. Гулидова Т. В., Осипова Н. А. Взаимодействие детского сада с семьей в физкультурно-оздоровительной деятельности дошкольников : семейные праздники, физкультурные занятия, консультации для родителей. ФГОС ДО. Волгоград: Учитель, 2016.
3. Елжова Н. В. Здоровый образ жизни в дошкольном образовательном учреждении. Ростов-на-Дону: Феникс, 2011.