Наталья Шлюндина
Технологии фольклора в организации изодеятельности в группах раннего младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
На современном этапе одним из актуальных вопросов является поиск новых форм и методов обучения детей. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качественного улучшения системы дошкольного художественно – эстетического воспитания. Наряду с поиском современных моделей воспитания, необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики. Фольклор как сокровищница русского народа находит свое применение в различных разделах работы с дошкольниками : речевой, игровой, музыкальной и в том числе изобразительной.
Публикация «Технологии фольклора в организации изодеятельности в группах раннего младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Народная культура, фольклор
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
В соответствии с положениями ФГОС Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, в том числе изобразительного - становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Малые фольклорные жанры широко применяется в организации изобразительной деятельности. Встает естественный вопрос, почему? При обучении дошкольников изобразительной деятельности, особая роль отводится художественному слову, в том числе и фольклору, которые рассматриваются в педагогике как один из приемов словесного метода. Правильное использование на занятиях по изобразительной деятельности сказок, стихов, загадок, потешек открывает большие возможности для обогащения детских работ, для проявления творческого воображения.
Конкретность и эмоциональность литературных образов, их живость способствуют возникновению не только более четких представлений об окружающем, но и определенных индивидуальных ассоциаций. Например, в предметном рисовании лошадки как прием мотивации перед будущей работой логично использовать потешку «Едем-едем на лошадке».
Использование художественного слова в средней группе занимает большое место и наш опыт работы раскрывает многогранность использования малых фольклорных жанров в изобразительной деятельности. Прежде всего, необходимо заранее определить целевое назначение использования художественного слова в виде малых фольклорных жанров и связать это с целью конкретной непосредственно организованной образовательной деятельности. Как методический прием фольклорные формы можно применять в начале или в конце изобразительной деятельности детей.
Вот некоторые варианты использования художественных произведений.
Художественный словесный образ, взятый из фольклорного текста, мы используем в связи с темой рисования. В этих случаях словесный образ потешки, загадки главным образом воздействует на чувства детей и в то же время ясно передает внешние черты предмета, указывая на какой-либо один зримый признак. Например, в организации непосредственно организованной образовательной деятельности по теме «Радостная осень», мотивируя детей к предстоящей деятельности, используя потешку, стараемся воспроизвести в памяти детей виденный ими дождик.
«Дождик, дождик, что ты льешь?
Погулять нам не даешь.
Дождик, дождик, полно лить,
Деток, землю, лес мочить.
После дождика на даче
Мы по лужицам поскачем.
Данная потешка стимулирует интерес к предстоящей деятельности, оживляет в памяти детей дождик, ранее воспринятого в жизни.
Так же мы использовали фольклорный текст как основную тему для изображения. В этом случае предлагали детям послушать потешку, загадку, а затем нарисовать про это. Чтобы у детей сложились определенные представления об изображаемом предмете, содержание текста отбирали достаточно конкретное, а описание образное.
Например, в предметном рисовании зайчика, мы загадывали детям загадку и предлагали ее отгадать, кого они будут сегодня рисовать. Мы подбираем такой текст, чтобы в нем отразились характерные внешние признаки образа, который дети должны передать в своих работах.
Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку. (Зайчик).
Слушая загадку, дети стараются найти в предмете те же признаки, детали, о которых говорилось в загадке, более внимательно к нему приглядываются, проявляют определенные эмоциональные отношения. Дети, отгадывали загадку и изображали зайчика с помощью нетрадиционной техники рисования – метод тычка, для передачи фактуры.
В сюжетном рисовании мы используем разновидность фольклорных жанров - сказку. В рисовании по мотивам знакомых сказок, чтобы вспомнить содержание знакомого произведения, проводили короткую беседу. Правильно поставленные вопросы по тексту, помогали детям восстановить в памяти последовательность событий и действий, обстановку, в которой происходили события. Во время беседы направляли внимание детей на характер героев, вызвали определенные отношения к ним, что находило отражение в изобразительных работах ребят. Например, во время беседы по содержанию сказки «Колобок» мы уточняли, с какими животными встретился Колобок, какими их себе дети представляют /добрые, злые, добродушные, хитрые и т. д. / А затем предлагали нарисовать встречу Колобка с любимыми животными.
Чтобы все дети передали конкретный эпизод произведения, зачитывали только один, выбранный отрывок. В этом случае художественное слово, нацеливает внимание дошкольников на выполнение определенного задания.
Фольклорные жанры используются нами в декоративном рисовании, в ознакомлении с творчеством народных мастеров. В меткой, легкой, лаконичной форме происходит ознакомление детей с названиями основных элементов той или иной росписи, например о дымковской росписи.
Все игрушки не простые
А волшебно - расписные:
Белоснежны как березки,
Кружочки, клеточки, полоски-
Простой казалось бы узор,
Но отвести не в силах взор.
В этих словах содержится информация об основных элементах росписи, о ярких красках и жизнерадостных выражениях лиц игрушечных персонажей.
Отдельно, необходимо отметить применение музыкального фольклора в изобразительной деятельности. Использование на занятиях музыкальных и поэтических образов помогает повысить художественно-творческую активность детей, которая начинает проявляться уже в момент возникновения замысла, в процессе обсуждения будущей работы.
В рисунках детей по песням и программным произведениям передавался музыкальный образ в целом. Он был, как правило, собирательным, синтетическим, прямо отражающим индивидуальный жизненный, литературный и музыкальный опыт детей. Например, дети рисовали на тему «Снегопад» при рисовании заметила, что у всех ребят получаются одинаковые снежинки – пятно. Использовали русскую народную песню «Как на тоненький ледок» под музыку дети представили себе, как идет снег, и начинали дополнять свои рисунки.
Многие работы были очень эмоциональными, свидетельствующими о сопереживании героям.
В своей работе эффективно используем фольклорные тексты в завершении работы изобразительной деятельности. Потешки, стихи, загадки помогают нам эмоционально закончить, подвести работу к логическому завершению.
Рассматривая в конце занятия работы детей, мы часто предлагаем рассказать потешку или загадать загадку об отдельных изображаемых предметах или наоборот, на примере фольклорного текста найти соответствующий рисунок.
Таким образом, при умелом руководстве художественное слово продолжает жить в различных видах изобразительного творчества детей.
Фольклор позволяет разнообразить и процесс художественно – эстетического воспитания путем нахождения новых форм развития двигательно-творческой инициативы детей.
Воспитатель учит детей эмоционально воспринимать окружающее, расширять и углублять представление о предметах и происходящих явлениях.
Задачи каждого воспитателя – способствовать развитию инициативы ребенка, проявлению творчества в рисунках, лепке, аппликации.
Образы литературных произведений будят детскую фантазию, развивают творческое воображение. В процессе восприятия художественной литературы у детей развивается интерес и воспитывается любовь к искусству слова.
Поэтому, развивать у детей способность восприятия художественного воспитания необходимо.
1. Гавриш Н., Загрутдинова М. Использование малых фольклорных форм // Дошкольное воспитание, № 9- 1991.
2. Косминская В. Б. и др. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов / В. Б. Косминская, Е. И. Васильева, Н. Б. Халезова и др. –– М. : Просвещение, 1977. - 253с.