Хрипко Юлия Викторовна
Технологии активизации поисково-исследовательской деятельности на примере знакомства с изобретением звуковых игрушек
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учереждение
детский сад «Солнышко» с. Сенцово
Липецкого муниципального района Липецкой области
Мастер-класс для педагогов
Тема: «Технологии активизации поисково – исследовательской деятельности на примере знакомства с изобретением звуковых игрушек»
Ю. В. Хрипко
воспитатель МБДОУ д/c “Солнышко»
с. Сенцово
2019 г.
Тема «Технологии активизации поисково – исследовательской деятельности на примере знакомства с изобретением звуковых игрушек»
Публикация «Технологии активизации поисково-исследовательской деятельности на примере знакомства с изобретением звуковых игрушек» размещена в разделах
- Игрушки. Конспекты занятий
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Темочки
Образовательная область: «Познавательное развитие».
Вид деятельности : познавательно-исследовательская деятельность.
Цель деятельности педагога :
Создание условий для профессионального общения педагогов, развития их творческой активности, формирования и совершенствования профессиональных умений и навыков в условиях опытно – экспериментальной деятельности.
Задачи:
-развивать творческую инициативу педагогов по опытно – экспериментальной деятельности;
-показать технологии активизации поисково – исследовательской деятельности на примере знакомства с изобретением звуковых игрушек.
Материалы:
Теоретические – презентация с материалами по теме мастер – класса, памятки для педагогов.
Практические - очки разных цветов (красные, синие, жёлтые, шляпа для «профессора»; воздушные шары, гайки, монеты, пуговицы; три ведра с водой, пластиковые трубки разного диаметра, пластиковые бутылки с обрезанным дном, без пробок; крупы, фасоль, горох, пластмассовые ёмкости разной величины, мультимедийный проектор.
Планируемые результаты развития профессиональной компетенции педагогов:
- активное участие в обсуждении путей изготовления звуковой игрушки из различных предметов;
- взаимодействие друг с другом;
- проявление интереса к поисково – исследовательской деятельности;
Ход мероприятия:
1. Организационный момент
Слайд №1
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности : прием пищи, игру, образовательные области, прогулку и сон. Ребенок дошкольник сам по себе уже является исследователем. Проявляя интерес различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются на долго.
Слайд №2.
Китайская пословица гласит:
«Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму».
На сегодняшний день в педагогической среде и в частности в дошкольной, много внимания уделяется познавательно-исследовательской деятельности. И для многих педагогов не совсем понятна важность этой деятельности в развитии дошкольников.
Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребенка к познанию мира? Куда направить кипучую энергию и неуемную любознательность? Как способствовать развитию творческого начала дошкольника?
И сегодня, уважаемые коллеги я расскажу вам сказку Эта сказка поможет мне показать вам технологии активизации поисково – исследовательской деятельности на примере знакомства с изобретением звуковых игрушек.
СЛАЙД №3 В некотором царстве, в некотором государстве жил – был Педагог- новатор. Всего у него вдоволь: и знаний, и умений. Слыл он человеком компетентным, имел большой опыт и был рад дарить тепло своей души детям малым. Педагог был уверен в себе, знал, что он мастер своего дела, и гордился этим.
СЛАЙД 4Как-то раз сидел Педагог под дубом мудрости, наслаждался звуками природы, журчанием ручья, щебетанием птиц, и был в самом хорошем расположении духа. Думу думал педагог, как же ему сотворить диво – дивное, чудо – чудное – сотворить педагогический процесс ещё интереснее и увлекательнее. Но тут собрались над дубом тучи, подул ветер перемен и принёс ФГОС. Не испугался педагог этих перемен, не растерялся. А только много вопросов возникло у него к ФГОС.
Слайд 5 А ФГОС отвечает: опыта и знаний у тебя достаточно. Вот тебе в помощь чудо чудное – свиток новшеств, которые являются основой образовательного процесса, клубочек волшебный, что верный путь к решению этих вопросов показывает, очки дивные – креативные, что позволяет рассмотреть вопросы сложные, посмотреть на всё другими глазами-глазами исследователя, экспериментатора.
Бросил он клубочек перед собой и отправился в путь. Идёт задумчивый, ещё больше сомнений и различных вопросов возникло у педагога. Долго ли, коротко ли шёл педагог, и встретились ему дивные образовательные области.
Слайд № 6 И спрашивают Образовательные области: «О чём задумался, какие сомнения тебя гложут?» Отвечает педагог: «Да вот, думу думаю, как научить детей смотреть на всё другими глазами – глазами исследователя, экспериментатора, изобретателя?»
Образовательные области отвечают: «А в этом тебе помогут очки дивные – креативные!
С их помощью можно отправиться в страну ДОКОРУПО.»
«Что же это за страна?» - спрашивает педагог.
Отвечают образовательные области:
Даже сквозь самую сильную лупу
Глупо на карте искать ДОКОРУПО,
Поскольку великая эта страна
На карту не может быть нанесена.
В ту страну не идут поезда
И самолет не летает туда,
Но если всмотреться внимательным взглядом
Во все, что находится рядом,
То не придется дорогу искать
В страну ДОКОторойРУкоюПОдать.
Слайд №10 3. Основная частьИ сказал Педагог:
-Много я узнал, интересного открыл, да понял, что одному мне не справиться, все одному не осилить. Предлагаю вам, мои уважаемые коллеги, отправиться всем вместе в страну ДОКОРУПО, в которой мы узнаем, как научить детей изобретать, экспериментировать, исследовать!
-Давайте возьмем очки дивные – креативные. (Выбирают очки разных цветов, по желанию и одевают.)
Слайд 7 - Если вы не против, возьмемся за руки и скажем волшебные слова «Раз, два, три - в ДОКОРУПО попади!» (Три раза повторяют)
Слайд № 8 Педагог надевает шляпу: - Здравствуйте, я профессор исследовательских наук, приглашаю вас в свою лабораторию. Свое рабочее место вы определите по цвету ваших очков.
- Тема нашего исследования: «Изобретение звуковой игрушки из различных предметов».
В действиях с различными предметами всегда что-то происходит, иногда интересное и неожиданное.
Сегодня каждая группа исследователей будет изобретать звуковую игрушку. Давайте произведем с предметами различные действия и придумаем звуковую игрушку и назвать ее.
Участники в синих очках проверяют, что будет происходить, если пластмассовую трубку, или бутылку опускать в воду с различной скоростью (быстро, медленно, если по ней постучать и т. д. Делают вывод, что появляется звук, чем быстрее опускать и вынимать трубку, тем звук сильнее, он похож на музыку.
Участники в красных очках в воздушные шары помещают гайки и монеты, надувают шар, вращают в разных направлениях. Делают вывод, что чем быстрее вращается шар, тем сильнее издается звук. Звук похож на музыку.
Участники в желтых очках наполняют различные емкости крупой, фасолью, горохом. Делают выводы, что получаются различные шумовые звуки.
Каждая группа презентует свое изобретение и его название.
Слайд 9 - А сейчас я предлагаю все наши изобретения объединить в единый звуковой оркестр.
Все участники объединяются и играют на своих изобретенных звуковых игрушках русскую народную мелодию.
4. Заключительная часть Детские удивительные открытия находятся рядом, а посему только собственный опыт поможет ребенку приобрести необходимые знания о жизни. А нам взрослым необходимо создать условия для экспериментальной деятельности и поддерживать интерес ребенка к исследованиям и открытиям!
Но большого и ценного опыта можно добиться только совместным трудом, помогая друг другу.
5. Рефлексия
Слайд №10 На экране и на мольберте вывешиваются рисунки чемодан, мясорубка, корзина.
Чемодан – информацию буду использовать в работе с детьми.
Мясорубка – информацию переработаю.
Корзина – мне это не нужно, выброшу.
Участники подходят анализируют и прикрепляют стикеры к рисункам.
Слайд №11.
Благодарю за участие. Спасибо за внимание!