Екатерина Бондаренко
Техники контактирования по В. Оклендеру
▼ Скачать + Заказать документы
1) Мир на бумаге
Попросите ребенка создать собственный мир на бумаге. Объясните: для этого ему нельзя рисовать ничего реального, а можно
использовать только прямые и кривые линии, штрихи разных цветов. Попросите отметить, где в этом мире находится сам ребенок,
и рассказать, что есть в его мире. Спрашивайте про линии и цвета:
«что это?», «кто?», «какие это чувства?». Выясните, рядом с чем ребенок изобразил себя на рисунке, достаточно ли ему места в мире.
Публикация «Техники контактирования по В, Оклендеру» размещена в разделах
Попросите ребенка что-то сказать его чувствам – плохим и хорошим по очереди, например: «вы мне нравитесь». Аналогично попросите «поговорить» с людьми, местами, событиями, которые ребенок символически отразил на рисунке. Чтобы побудить детей к более творческой и спонтанной активности, используйте фактурную бумагу необычного цвета, например, оберточную, толстые восковые карандаши.
2) Каракули
Попросите ребенка вообразить, что он держит по карандашу в каждой руке, а перед ним – огромный лист бумаги в воздухе, до которого он может достать рукой, дотянуться до его верхнего края. Попросите ребенка представить, что он рисует каракули на этом листе, а затем – делает это всем телом. Дайте ребенку карандаш и лист бумаги и попросите нарисовать настоящие каракули. Вариант: предложите порисовать каракули с закрытыми глазами. Рассмотрите вместе с ребенком каракули и поищите те, которые похожи на реальные образы. Попросите ребенка придумать историю про какой-то из тех реальных образов, которые вы нашли в каракулях.
3) Паучок
Покажите ребенку фотографию маленького паучка, который плетет паутину. Скажите: «Жил-был паук, который пытался соткать паутину в дождливый ненастный день. Тогда…» – и пусть ребенок продолжит рассказ. Уточните его отношение к миру: плохо или хорошо пауку, враждебен ли мир. Узнайте о способе действий: что делает паук, проявляет ли он находчивость, сможет ли достичь своей цели сплести паутину, будет ли паутина крепкой, контактирует ли паучок с кем-то или чем-то, как именно контактирует – агрессивно, дружелюбно, зависимо, независимо.
4) Куст роз
Попросите ребенка нарисовать куст роз и рассказать о нем. Спросите: «Кто-то заботится о кусте? Хорошо ли он себя чувствует? Есть ли кто-то рядом?» Этот метод дает доступ к отношениям и переживаниям ребенка, которые связаны с контактами с другими людьми. Степень заботы о кусте, его состояние, то, есть ли рядом солнце, вода, тенек, может быть метафорой доступа ребенка к психологическим ресурсам.
5) Пластическое моделирование
Во время разговора с ребенком дайте ему кусочек пластилина или
теста для лепки. Когда он рассказывает об агрессии, обиде и других негативных переживаниях в связи с кем-то из семьи или детского сада, попросите слепить этого человека, например: «А слепи своего братика!» Когда фигурка будет готова, попросите ребенка: «Скажи ему то, что ты мне говорил». Еще один прием пластического моделирования, который подходит детям, – задание «вылепи себя изнутри».