Елена Нестерова
Театральные атрибуты, используемые в проектной деятельности по коррекции речи
▼ Скачать
Я работаю над долгосрочным проектом “Ранняя профилактика нарушений письменной речи у детей с ОНР через театрально-игровую деятельность”.
При недостаточно эффективном коррекционном процессе у детей с тяжелыми нарушениями речи в дошкольном возрасте уже в первом классе может ставиться логопедическое заключение “нарушение чтения, письма, обусловленное недоразвитием языкового анализа и синтеза” (у детей с сохранным интеллектом, “трудности формирования процессов письменной речи” (у детей с задержанным развитием, которые в последствии могут перерасти в дисграфию, дизорфографию, дислексию.
Публикация «Театральные атрибуты, используемые в проектной деятельности по коррекции речи» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр своми руками. Кукольный, настольный, пальчиковый
- Театр. Проекты
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Значительно легче предупредить нарушения письменной речи, чем устранить.
К мерам ранней профилактики относится работа по развитию зрительно- пространственных функций, памяти, внимания, аналитико- синтетической деятельности, формирование звукового анализа и синтеза, лексики, грамматического строя, устранение нарушений устной речи.
В основу проекта положена идея организации “Театра звуков и букв”, его развитие, коррекция речи, обучение и развитие дошкольников.
Цель проекта – создание условий для ранней профилактики нарушений письменной речи у детей с ОНР посредством театрально-игровой деятельности.
Одними из задач проекта являются :
-создавать среду, побуждающую ребенка к активному коррекционно-образовательному процессу;
- создавать благоприятную психологическую атмосферу в ходе коррекционно-образовательной деятельности;
- развивать сотрудничество учителя- логопеда с детьми, детей друг с другом;
- вовлекать родителей в единое пространство “семья – детский сад”.
Игра-ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста. В игре он преодолевает трудности, находясь в благоприятной психологической атмосфере. А исправление недостатков речи - огромный труд. Задача логопеда - окружить игрой так, чтобы он не заметил, что занимается тяжелой работой. В этом нам помогает театрализация коррекционного процесса.
Возрастом, логопедическим заключением продиктована система использования логосказок и сказочных логоисторий, выполняемых на занятиях. Задания детям предлагаются от простого к сложному.
Для использования таких форм преподнесения и закрепления материала, как логосказка, сказочная логоистория, созданы театральные костюмы.
На первых занятиях мы знакомимся с органами артикуляционного аппарата (язык, зубы, губы, примеряем костюмы- колпачки определенного цвета. Героями логосказки или сказочной логоистории, в которой уточняется артикуляция звука, идет работа по дифференциации гласных и согласных звуков, являются именно они.
Любимый герой занятий - воздух, который преодолевает преграды или проходит свободно. Его костюм - прозрачный плащ.
Далее мы знакомим детей с гласными звуками. Их костюм - колпак красного цвета. Так как для детей с тяжелым нарушением речи характерно снижение вербальной памяти, дополнением к колпаку являются аксессуары красного цвета (браслет, сумочка, в которой находится символ того звука, который играет в данном случае ребенок).
Согласные звуки имеют колпаки синего (твердый звук, зеленого (мягкий звук) цвета, звонкие звуки – колпаки со звоночками. Дополнением к колпаку являются аксессуары синего цвета (в сумочке может находиться схема позиции звука в начале слова, игрушка, картинка этого слова).
Для определения позиции звука в слове используется символ слова, выполненный из ткани.
Королева (король) звуков наряжается в мантию, украшенную символами гласных и согласных звуков, голову украшает корона, выполненная в трех цветах (красный, синий, зеленый). Королева (король) звуков может давать задания, проверять правильность выполненного.
Костюмы букв: жилет, на который пристегивается буква, сделанная с помощью аппликации.
Включение анализаторов (зрительного, слухового, осязательного) позволяет решать более эффективно поставленные задачи.
Ими могут быть:
коррекционно-образовательные задачи :
- корректировать произношение звука;
-знакомить со звуковым анализом слогов;
-знакомить со звуковым анализом слов;
- знакомить с графическим образом буквы;
-знакомить со звуко-буквенным анализом слогов;
-знакомить со звуко-буквенным анализом слов.
Коррекционно-развивающие задачи :
- развивать фонематический слух: умение опознавать звук в словах, дифференцировать звуки в слогах, в словах;
- развивать интонационную выразительность речи;
- развивать внимание;
- развивать память;
- развивать мышление;
-развивать мелкую моторику;
- развивать общую моторику.
Воспитательные задачи:
- воспитывать навыки взаимодействия;
- воспитывать навыки взаимопомощи;
- воспитывать активность;
- воспитывать самостоятельность;
- воспитывать трудолюбие.