Борисова Екатерина
Работа театрализованного кружка в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
«Страна чудес»
Золушка»
Пояснительная записка
Наиболее полное познание окружающего мира ребёнком происходит через призму доступного и занимательного для него способа переработки информации, то есть с помощью игры. Именно игра положена в основу театрализованной деятельности, подразумевающей импровизацию, оживление предметов, звуков.
Публикация «Работа театрализованного кружка в подготовительной группе» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Театр. Кружковая работа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театральные студии и кружки для детей. Планы, программы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2019
С помощью такой игры дошкольники социализируются, учатся осмысливать нравственные категории. И это далеко не полный перечень целей и задач театрализации.
Время для этой деятельности отводится вне занятий. Занятия кружка проводятся 2 раза в неделю во второй половине дня, в промежутке с 17.00 до 17.30 часов. Для того чтобы творческая активность не стала обыденной, необходимо менять набор приёмов:
просмотр сценок кукольного театра, разыгрывание сказок и инсценировок, беседы о театре, выполнение упражнений, направленных на формирование выразительности исполнительского мастерства, психогимнастика (проигрываем различные эмоции).
Для театральных постановок и мини-спектаклей необходимы несложные атрибуты, элементы костюмов, декорации. Они должны соответствовать требованиям охраны жизни и здоровья детей. Изготовление несложных атрибутов осуществляется на занятиях ИЗО и в свободное время, а также при помощи родителей.
Цель:
- расширяются знания малышей об окружающем мире, в частности, ребята знакомятся с жанрами театра, его устройством и типами постановок;
- формируется творческая, самостоятельная активность ребёнка;
- развивается речь, правильная артикуляция (особенно важно для детей средней и старших групп, в которых развитию речи и постановке звуков уделяется особое внимание);
- обогащается словарный запас;
- развивается память, фантазия, образное мышление;
- совершенствуется пластика тела, координация движений, гибкость;
- развивается навык передачи эмоций и чувств через мимику, жесты, а также интонацию;
- воспитывается умение сотрудничать с другими членами коллектива (эта цель важна в любом возрасте, но для малышей подготовительной группы, которые готовятся ко вступлению в новый коллектив, она имеет особое значение).
Задачи:
- активизация познавательного интереса детей через знакомство с подходящими для возраста драматургическими образцами;
- ликвидация скованности и зажатости юных театралов (постепенно дети перестают стесняться выступать на публике, что впоследствии очень важно для снятия напряжённости при устных или письменных ответах у доски в школе);
- формирование быстрой реакции на команду или музыкальный сигнал (дети учатся выполнять смену разных видов деятельности по условному знаку, что также пригодится в школе на уроках, когда переключение от работы с учебником до выполнения самостоятельной работы, например, происходит очень быстро);
- развитие умения координировать свои поступки с другими ребятами, то есть соотносить себя с коллективом;
- тренировка речевого дыхания, дикции на материале скороговорок, а также расширение интонационной палитры речи;
- знакомство с правилами поведения в театре, театральной терминологией, устройством сцены, зрительного зала.
Перспективный план театрального кружка
«Страна Чудес» подготовительной группы «Золушка»
На 2019-2020 учебный год.
Сентябрь
1. «В мире театра»
«Театр игрушек»
Картинки на фланелеграфе. Беседа о видах театров (Драматический театр, Театр кукол, Музыкальный театр, Академический театр).
Занятие «В гостях у домовенка Кузи».
Упражнения:
- дыхательные «Задуй свечу»;
- на релаксацию «Тяжёлая ваза»;
- артикуляционное «Сказка о весёлом язычке».
Игра «Улиточка». Рассматривание иллюстраций, фотографий.
Повторить правила поведения в театре.
2. Настольный театр игрушек. Способы использования разнообразных игрушек - фабричных и самодельных. Игры на знакомство.
Игра «Кто это?»
Упражнение «Ласковое имя», Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки».
Обыгрывание стихотворения «Девочка чумазая» (А. Барто). Рисование «Искусство гжельских мастеров».
3. Театр игрушек или картинок на столе. Правила дорожного движения.
Зависимость движения по улице транспорта и людей от работы светофора. Занятие «Как вести себя на улице».
Игра «Путешествие по городу», «Паровозик».
Инсценировка «Случай на дороге». Отгадывание загадок про транспорт.
Беседа о правилах дорожного движения.
4. Устное народное творчество. Беседа об истоках возникновения русского фольклора.
Занятие «Бабушкин сундук».
Игра «Ладушки-хлопушки»
Игра «Незнайка», «Смелые мышки».
Игра «Сочини загадку».
Театрализованная сказка «Про Лису – рыжую красу». Рассматривание иллюстраций:
русского народного костюма и старинных вещей.
Октябрь
1. Трафаретный театр. Скороговорки, пословицы, песенки, колыбельные песни.
Использование трафаретов для изготовления персонажей. Занятие «Бабушкины песенки».
Изготовление персонажей с помощью трафаретов.
Упражнение «Через стекло», «Жираф»,
Постановка «Три котёнка». Игра на народных инструментах.
2. Трафаретный театр. Беседа о сказках.
Виды сказок (волшебные, бытовые, о животных).
Занятие «Сказка ложь, да в ней намёк».
Развитие речи «Неоконченная сказка».
Техника речи: артикуляционное упражнение «Улыбка»
Чтение украинской сказки «Смоляной бочок»
Постановка сказки «Смоляной бочок».
3. Театр теней. Особенности показа теневого театра: с помощью плоскостных персонажей и яркого источника света.
Изображение персонажей при помощи пальцев рук. Занятие «В царстве света и тени».
Техника речи. Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки».
Речевая минутка: («Три котёнка»)
Знакомство с произведением В. Сутеева «Кто сказал мяу!»
Инсценировка В. Сутеева «Кто сказал мяу!» Подвижная игра «День - ночь».
4. Все профессии нужны, все профессии важны.
Беседа о профессии актёра. Беседа о профессиях.
Занятие «Кем быть?»
Техника речи. Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки».
Речевая минутка:
-артикуляционное упражнение «Маляр», «Качели», «Часы»
Инсценировка С. Михалков «А что у вас?» Аппликация «Платье для Кати».
Ноябрь
1. Пальчиковый театр. Способы изготовления пальчикового театра. Занятие «У бабушки в деревне». Изготовление персонажей.
Упражнения:
- пальчиковая гимнастика «Деревья»
Изготовление персонажей и декораций.
Постановка сказки «Репка».
2. Игры-драматизации с пальчиками.
Способы управления персонажами пальчикового театра. Занятие «Осенние хлопоты».
Техника речи.
Речевая минутка: «Листопад», «Кто точнее» и т. п.
Пальчиковая гимнастика «Топ-топ».
Изготовление персонажей и атрибутов.
Постановка сказки «Заюшкина избушка».
Подготовка выставки рисунков на тему: «Осень в лесу».
3. Техника взаимодействия нескольких кукол за ширмой.
Диалоги персонажей. Обучение технике взаимодействия нескольких кукол за ширмой на коротком фрагменте.
Использование диалогов. Занятие «Сказочные герои в театре».
Техника речи. Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки».
Речевая минутка: «Тихо - громко», «Кричи - молчи».
Изготовление афиши для сказки «Рукавичка»
Инсценировка сказки «Рукавичка».
4. Игры-драматизации с куклами бибабо. Знакомство с техникой управления куклы бибабо.
Создание мини-этюдов. Занятие «У Петрушки в гостях».
Техника речи. Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки».
Речевая минутка: «Речевые интонации персонажей».
Пальчиковая гимнастика: «Пальчик-мальчик»
Инсценировка с куклами бибабо «Под грибком». Аппликация «Снеговик».
Декабрь
1. Игры-драматизации с куклами бибабо. Беседа о зиме.
Ознакомление со сценарием сказки «Рукавичка».
Занятие «Зимушка-зима».
Техника речи. Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки».
Работа над текстом сказки, распределение ролей.
Инсценировка этюда «Дед и собака Жучка». Слушание музыкальных произведений «Времена года» (П. И
Чайковский)
2. Пластика движения персонажей. Речевые интонации персонажей (темп речи, громкость, эмоциональность). Занятие «Сказочные герои».
Техника речи. Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки».
Речевая минутка: «Скороговорки»
Этюды «Мышка-норушка», «Лягушка-квакушка», «Зайчик-побегайчик». Просмотр диафильма «Рукавичка»
3. Техника взаимодействия нескольких кукол за ширмой.
Диалоги персонажей. Обучение технике взаимодействия нескольких кукол за ширмой на коротком литературном фрагменте.
Использование диалогов. Занятие «Сказочные герои в театре».
Техника речи. Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки». Упражнение на релаксацию «Разговор через стекло».
Инсценировка сказки «Дед и собачка Жучка». Изготовление афиши для сказки «Дед и собачка Жучка»
Январь
1. Народные праздники.
Русский балаганный театр. Знакомство с народными праздниками («Крещенские гадания», «Святки»). Фольклорный праздник «Святки».
Техника речи. Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки».
Речевая минутка.
Разучивание и обыгрывание частушек, дразнилок, загадок, колядок. Чтение и разучивание колядок, народных песенок.
2. «В гостях у сказки».
Беседа о сказочных героях русского фольклора.
Знакомство с Бабой-Ягой, Кикиморой, Лешим.
Занятие «Музыкальная театрализованная игра «Бабка Ёжка».
Техника речи. Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки».
Игры: «Водяной», «Где звенит колокольчик», «Весёлый бубен».
Чтение русских народных сказок: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
3. Драматизация с элементами импровизации.
Монолог. Разыгрывание темы, сюжета без предварительной подготовки.
Занятие «В стране игрушек».
Техника речи. Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки».
Речевая минутка.
Развитие мимики и пластики движений: «У зеркала», «Изобрази настроение», «Игрушки».
Игра «Угадайте, кто я».
Конкурс рисунков «Моя любимая игрушка».
Чтение стихотворений: А. Барто «Игрушки».
4. Чтение или рассказывание сказки с элементами драматизации.
Монолог-описание. Использование мимики, интонации в изображении характерных особенностей образа. Занятие «Народные игры».
Техника речи. Речевая минутка. Речедвигательная гимнастика.
Игра «Узнай меня!», «Оживи предмет».
Подвижная игра «Воробышки и кот». Чтение литовской народной сказки «Почему кот моется после еды».
Февраль
1. Театрализованные игры.
Монолог-повествование. Беседа о правах и обязанностях ребёнка. Занятие «Мозаика справедливости, или что, значит, быть справедливым человеком».
Составление рассказа по серии картинок.
Игра «Найди по описанию».
Работа над сказкой «Палочка-выручалочка». Рассматривание иллюстраций.
Чтение сказки в. Сутеева «Палочка-выручалочка».
2. Импровизация, драматизация с использованием кукол бибабо. Беседа о своих поступках и поступках товарищей, сравнение их с поступками персонажей литературных произведений. Занятие «Узнай себя».
Техника речи.
Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки».
Речевая минутка.
Музыкальная пауза.
Работа над сказкой «Два жадных медвежонка». Знакомство со сказкой «Два жадных медвежонка».
Подбор масок и атрибутов для сказки.
3. Наша армия родная. Беседа о разных родах войск, мужестве и отваге наших защитников. Занятие «Русский солдат – умом и силой богат».
Техника речи. Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки».
Речевая минутка.
Игра «Угадай-ка».
Игры-импровизации.
Сюжетные сценки.
Сюжетно-ролевая игра «На боевом посту».
Рассматривание иллюстраций с изображением солдат разных родов войск.
Отгадывание загадок.
4. Подготовка к празднику «Флотская душа». Беседа о чрезвычайных происшествиях.
Знакомство с профессиями: пожарный, милиционер, спасатель. Занятие «Богатырские забавы».
Техника речи. Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки».
Речевая минутка
Работа над сказкой «Каша из топора».
Подготовка номеров, театральных постановок к празднику. Чтение стихотворения С. Михалкова «Дядя Стёпа».
Март
1. «Здравствуй, весна!» Беседа о весне.
Народные приметы. Дидактическая игра «Необыкновенное путешествие по временам года – круглый год».
Техника речи. Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки».
Речевая минутка.
Музыкальная пауза (разучивание песен). Аппликация «Самые красивые цветы - маме».
2. Утренник «Мамин день!» Беседа о значимости мамы в жизни ребёнка.
Разучивание стихотворений про маму. Занятие «Мамины руки».
Составление рассказа по серии картинок.
Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки».
Речевая минутка.
Игра «Найди по описанию».
Работа над рассказом В. Осеевой «Печенье». Конструирование «Цветы для мамочки» (из полосок).
3. «Чистота – залог здоровья!» Беседа о творчестве К. И. Чуковского. Техника речи. Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки».
Речевая минутка (скороговорки).
Словарная работа.
Мини-этюды «Самовар», «Чашечка», «Медный таз».
Работа над произведение Чуковского «Федорино горе». Показ диафильма «Федорино горе» (художник В. Дмитрук).
4. Творчество К. И. Чуковского.
Выразительное чтение воспитателя с элементами драматизации детей. Беседа о способах выражения состояния персонажа с помощью мимики, голоса, интонации. Занятие «Телефон (по стихотворению К. Чуковского)».
Техника речи. Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки».
Речевая минутка.
Подготовка атрибутов и масок для персонажей.
Работа над произведением К. Чуковского «Телефон».
Апрель
1. Сценическое движение и пластика.
Куклы марионетки. Знакомство с техникой управления куклами - марионетками.
Создание мини-этюдов. Занятие «Сочиняем сказку».
Техника речи. Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки».
Речевая минутка: «Чистоговорки».
Упражнение в ведении куклы (темп, ритм движений, плавность - резкость).
Импровизация «Продолжи сказку». Слушание музыки.
Дидактическая игра «Времена года».
2. Куклы марионетки.
Малые фольклорные формы. Составить рассказ по пословице.
Способы управления куклами - марионетками.
Представления детей о жанровых особенностях. Переносное значение образных слов и словосочетаний. Занятие «В большом деле и маленькая помощь дорога».
Техника речи. Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки».
Речевая минутка: «Тихо - громко», «Кричи - молчи».
Отработка навыков ведения куклы.
Этюды «Ку-ка-ре-ку!», «Подсолнух».
Изготовление декораций и атрибутов.
Работа над сказкой «Хитрый петушок». Аппликация «Петушок на жердочке».
3. Творчество С. Я. Маршака.
Знакомство с произведениями С. Я. Маршака.
Рифма. Техника речи. Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки».
Речевая минутка.
Музыкальная пауза (разучивание песен).
Игра «Угадай-ка».
Драматизация стихотворения «Усатый - полосатый». Рисование «Усатый - полосатый» (по стихотворению С. Маршака).
4. Творчество С. Я. Маршака.
Импровизация, драматизация с использованием кукол бибабо. Юмор, озорная шутка в произведениях С. Я. Маршака. Техника речи. Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки».
Речевая минутка.
Музыкальная пауза
Работа над сказкой С. Маршака «Сказка о глупом мышонке». Знакомство со сказкой «Сказка о глупом мышонке».
Подбор масок и атрибутов для сказки.
Май.
1. «Кем быть?»
Ознакомление детей с различными профессиями. Занятие «Город мастеров».
Техника речи. Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки».
Речевая минутка.
Сюжетно-ролевая игра «Повар».
Чтение стихотворения В. Маяковского «Кем быть?» Конкурс рисунков «Все профессии важны».
Чтение стихотворения В. Маяковского «Кем быть?»
2. Тематическое занятие «День Победы!» Беседа о войне и мире. Занятие «Мы гордимся вами!»
Техника речи. Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки».
Речевая минутка: «Произнеси чистоговорку», «Звездочки».
Пантомимы «Самолёт», «Капитан корабля». Чтение стихотворений о победе, мире, весне.
Рассматривание картинок, иллюстраций.
Слушание песен военных лет.
Аппликация «Салют».
3. Весна в природе. Беседа о весне (обобщающая). Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны Занятие «У солнышка в гостях».
Техника речи. Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки».
Речевая минутка: «Речевые интонации персонажей».
Пальчиковая гимнастика: «Пальчик-мальчик»
Инсценировка с куклами бибабо «У солнышка в гостях». Рисование «Что мы видели в лесу?»
Слушание звуков леса.
Игра «Отгадай, чей голосок?»
4. В гости к лету.
Итоговое занятие. Беседа о разновидностях режиссерских игр: настольные (театр игрушек, театр картинок) Работа над сценарием игровой программы «В гости к лету».
Подготовка музыкальных номеров.
Инсценирование стихотворений о лете.
Концерт для родителей и детей младших групп детского сада. Выставка рисунков «Хорошо, что снова лето!»
В конце учебного года целесообразно провести анализ и диагностику.
Любой вид активности ребёнка в ДОУ имеет цель помочь формированию познавательных и психических процессов личности. Немаловажную роль в этом играет и уровень развития коммуникативных навыков малыша. Для будущих первоклассников, например, очень важно быстро входить в контакт с людьми, не теряться, если нужно задать вопрос учителю, спросить что-то у одноклассника или самому оказать помощь. То есть театрализованная активность не только раскрывает творческий потенциал юного актёра, но и помогает понять социальную роль каждого члена коллектива.