Светлана Петрова
Театрализованные игры как средство развития речи детей.
▼ Скачать + Заказать документы
Дыхательная гимнастика для детей с ОНР.
С помощью этих упражнений не только ребёнок оздоровиться, будет пребывать в хорошем настроении и дышать полной грудью, но и взрослые вместе с детьми вздохнут с облегчением. При регулярном выполнении такой гимнастики простуды будут обходить вашего ребёнка стороной.
Дыхательные упражнения- эти упражнения просто необходимы детям, довольно часто болеющим простудными заболеваниями, бронхитами, выздоравливающим после воспаления лёгких, страдающих бронхиальной астмой. Дыхательная гимнастика прекрасно дополняет любое лечение (медикаментозное, гомеопатическое, физиотерапевтическое, развивает ещё несовершенную дыхательную систему детей, укрепляет защитные силы организма.
Публикация «Театрализованные игры как средство развития речи детей,» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Правильное дыхание.
Ещё одно необходимое условие правильного развития, хорошего роста – умение правильно дышать. Ребёнка легко можно научить правильному дыханию. Ребёнка, не умеющего правильно дышать, можно узнать сразу: узкие плечи, слабая грудь, рот открыт, дыхания нервозны.
Суть дыхания в том, чтобы впустить воздух в лёгкие и насытить кислородом кровь. Дыхание распадается на два акта : вдох, во время которого грудь расширяется и воздух проникает в лёгкие; и выдох – грудная клетка возвращается к своему обычному объёму, лёгкие сжимаются и выталкивают имеющийся воздух. Наша задача –научить ребёнка хорошо очищать лёгкие. Необходимо научить детей дышать через нос и тем самым поможем ему избавиться от частых насморков, гриппа, ангины и т. д. Нужно приучать ребёнка к полному дыханию, чтобы он расширял грудную клетку и развивать мышцы живота. Необходимо показать как втягивать живот во время дыхания, делать его плоским и впалым.
Понять, что такое дыхание помогают игры «Понюхай цветок»(дать ребёнку понюхать цветок. Рот закрыт, ноздри развёрнуты). Многие дети сопят, а не нюхают. Необходимо дать почувствовать разницу. Затем можно дать понюхать одуванчик: сначала ртом, чтобы ребёнок видел, как разлетаются зёрнышки, потом носом (поочерёдно прижимая к переносице то одну ноздрю, то другую).
Можно использовать и другие игры : заставить кружиться бумажную мельницу, задуть свечу (эти упражнения тоже выполняются попеременно – ртом и носом).
Во время прогулки по парку, скверу, лесу и т. д. обратите внимание на чудесный вкус чистого воздуха, медленно вдыхая его носом. Затем заставьте ребёнка полностью удалить из лёгких использованный воздух. Одновременно развивается у детей восприимчивость : «Что ты чувствуешь? Цвет, запах травы или мокрых листьев?».
В своей работе я использую следующие упражнения дыхательной гимнастики для детей с ОНР.
Упражнение 1. Встать на колени, ягодицы прижать к пяткам, руки поднять вверх. Ребёнок медленно опускает руки и туловище вперёд до тех пор, пока ладони и лоб не коснуться земли. Не поднимая ягодиц с пяток, вытянуть руки как можно дальше, потянуть спину.
Упражнение 2. Лечь на спину, руки вдоль тела. По диагонали вытянуть правую руку и левую ногу, потянуться; потом левую руку и правую ногу, снова потянуться. Повторить несколько раз.
Упражнение 3. Встать на четвереньки, отвести прямую правую ногу назад как можно выше, выпрямить её и потянуть. То же самое проделать с левой. Повторить несколько раз. Между повторами попросить ребёнка «выгнуться кошечкой».
Упражнение 4. Подняться, походить на носочках, поднимая руки вверх. Необходимо контролировать дыхание ребёнка. Затем поднимать попеременно руки вверх, пытаясь при этом вытянуться как можно выше.
У детей сильно развит кашлевой центр, поэтому их довольно часто мучает кашель. Для того чтоб помочь ребёнку поскорее справиться с кашлем необходимо выполнять простые упражнения. Этот комплекс развивает дыхательную мускулатуру, речевой аппарат, координацию движений, мышцы рук и позвоночника, способствует правильному ритмичному дыханию и произнесению звуков. Этот комплекс упражнений необходимо выполнять до завтрака или после ужина. А также необходимо помнить, что дыхательные упражнения очень утомляют и могут вызвать головокружение, поэтому их стоит выполнять 5-10 минут.
Упражнение 1. ПУЗЫРИКИ
Пусть ребёнок сделает глубокий вдох через нос, надует «щёки-пузырьки» и медленно выдыхает через чуть приоткрытый рот(2-3р.)
Упражнение 2 .НОСОСИК
Ребёнок ставит руки на пояс, слегка приседает- вдох, выпрямляется –выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длиннее. (3-4р)
Упражнение 3. ГОВОРИЛКА
Задаём вопрос, ребёнок отвечает
Как гудит машину? БИ-БИ-БИ
Как кричит утка? КРЯ-КРЯ
Можно петь гласные звуки: о-о-о-оооо, и-и-ииии
Упражнение 4 : САМОЛЁТ
Рассказываем стихотворение, а дети выполняют движения в ритме стиха;
Самолётик- самолёт (развести руки в стороны ладошками вверх, поднимаем голову, вдох)
Отправляется в полёт (задерживаем дыхание)
Жу-жу-жу (делаем поворот вправо)
Жу-жу-жу (выдох и произносим ж-ж-ж)
Постою и отдохну (встаём прямо, опустив руки)
Я на лево полечу (поднимаем голову вверх- вдох)
Жу-жу-жу (поворот влево)
Жу-жу-жу (выдох ж-ж-ж)
Постою и отдохну (встаём прямо и опускаем руки) 2-3р.
Упражнение 5 МЫШКА И МИШКА
У мишки дом огромный (выпрямиться, встать на носочки, руки вверх, потянуться, посмотреть на руки- вдох)
У мышки очень маленький (присесть, обхватить руками колени, опустить голову- выдох ш-ш-ш)
Мышка ходит в гости к мишке (походить на носочках)
Он же к ней не попадёт(3-4р.)
Упражнение 6: КУРОЧКИ
Встать, наклониться, свободно свесить руки «крылья» и опустить голову. Произнести «так-так-так»и одновременно похлопать по коленкам-выдох. Выпрямиться, руки вверх- вдох(5р.)
Упражнение 7: ПЧЁЛКА
Сесть прямо, скрестив руки на груди опустив голову. Пчёлка сказала «жу-жу-жу»( сжимаем грудную клетку и на выдохе произносим :ж-ж-ж, затем на вдохе разводим руки в стороны, расправляем плечи и произносим ж-ж-ж)
Полечу и пожужжу, детям мёду принесу (встаём и, разведя руки в стороны, делаем круг по группе, возвращаясь на место) 5 р. Следить. чтоб вдох был через нос а дыхание глубоким.
Упражнение 8: ЛЫЖНИК
Имитация ходьбы на лыжах в течении 1,5-2 мин. На выдохе произносить м-м-м-м.
Упражнение 9: МАЯТНИК
Встать прямо, ноги на ширине плеч, палку держать за головой ближе к плечам. Наклонять туловище в стороны. При наклоне – выдох (т-у-у-у-у) 3-4 наклона.
Упражнение 10: ГУСИ
Медленная ходьба 1-3 мин. Поднять руки в стороны- вдох, опустить – выдох, произносит Г-У-У-У.
Эти упражнения мы выполняем в течении дня. В летнее время на улице.
В своей работе мы рекомендуем родителям выполнять ряд упражнений и дома:
БОЛЬШОЙ И МАЛЕНЬКИЙ:
Стоя прямо, на вдохе ребёнок встаёт на цыпочки, тянется вверх руками, показывая какой он большой. Зафиксировать это положение на несколько секунд. На выдохе опустить руки вниз, затем присесть, обхватив руками колени и одновременно произнести «ух», спрятать голову за коленями- показывая, какой он маленький. (5-6 Р.)
ПАРОВОЗ:
Ходить по комнате, имитируя согнутыми руками движения колёс паровоза, произнося при этом «чух=чух» и изменяя скорость движения, громкость и частоту произношения. (5-6 р.)
АИСТ:
Стоя прямо, развести руки в стороны, а одну ногу, согнув в колене, вынести вперёд. Зафиксировать положение на несколько секунд. Держать равновесие. На выдохе опустите ногу и руки, тихо произнося «ш-ш-ш» (5-6 р.)
Утренняя гимнастика с элементами логоритмики.
Логопедическая разминка № 1
1. Ходьба по одному : сделать 2 шага, остановиться, притопнуть левой ногой, два разв ударить по бёдрам, похлопать в ладоши(6-8 р.). Топ, топ! Хлоп, хлоп!.
2. Ходьба в полуприседе, руки на пояс (дети представляют себя котятами, спешащими к маме- кошке).Тук, тук, тук, тук! Моих пяток слышен стук, мои пяточки идут, меня к мамочке ведут.
3. Ходьба на внутреннем своде стопы (дети изображают пингвинов). Лёд да лёд, лёд да лёд, а по льду пингвин идёт. Лёд да лёд, скользкий лёд, но пингвин не упадёт.
4. Ходьба на наружном своде стопы (дети – медвежата). Мишка, мишка косолапый, мишка по лесу идёт, мишка хочет ягод сладких, да никах их не найдёт.
5. Ходьба с высоким подниманием коленей (дети- лошадки). Цок, цок! Конь живой, с настоящей головой, с настоящей гривой. Вот какой красивые!
6. Прямой галоп (выполняя движения, дети щёлкают языком).
7. Боковой галоп со сменой направления.
8. Бег с выносом прямых ног вперёд. Бу-ра-та-но.
9. Марш со сменой направления по сигналу (все бодро идут под музыку).
10. Свободная ходьба с упражнениями на дыхание.
Логопедическая разминка № 2
1. Ходьба в колонне по одному (см. первую разминку).
2. Ходьба в полуприсяде. Чок, чок, чок, чок наступлю на каблучок(6-8 р.)
3. Ходьба с высоким подниманием колена, с хлопком по бёдрам. Возле дома во дворе петушок гуляет и любимую свою песню распевает.
4. Ходьба на носках с хлопком над головой. Ку –ка-ре-ку, ку-ка-ре-ку(4-5 Р.)
5. Прыжки с продвижением вперёд, руки на поясе. (дети-зайки). Скачут зайцы –прыг да скок- на лесной опушке, а у зайчиков торчат ушки на макушке.
6. Ходьба на внутреннем своде стопы (дети-пингвины). Я пингвин не один, нас пингвинов стая. Мы живём среди льдин и не замерзаем.
7. Ходьба на наружном своде стопы (дети- медведи). Три медведя шли домой, папа был совсем большой, мама чуть поменьше ростом, а сынок малютка просто.
8. Лёгкий бег на носках (0,5 мин). Побежали наши дети всё быстрее и быстрей, не догонит косолапый…. Ну, давайте веселей!
9. Свободная ходьба.
Логопедическая разминка № 3
1. Свободная ходьба. На огород мы наш пойдём и овощей там наберём. Дорога коротка, узка,идём ступая мы с носка.
2. Ходьба в полуприсяде. Дождик, дождик, веселей, капай, капай не жалей. Только нас не замочи. Зря в окошко не стучи.
3. Ходьба приставным шагом вправо в полуприсяде. И по бордюру мы пойдём, и приседаем мы на нём, потом обходим деревца и пробежимся мы слегка.
4. Свободная ходьба. А что в нынешнем году в нашем выросло саду? Все мы вам покажем, обо всём расскажем.
Логопедическая разминка №4 «Медвежата»
1. Ходьба на носочка в среднем темпе, руки за головой. Мы весёлые ребята, наше имя медвежата. Любим лазать и метать, любим прыгать и играть.
2. Ходьба в глубоком приседе. Мишка шёл,шёл,шёл, землянику он нашёл. Он присел, попыхтел, землянику всю он съел.
3. Ходьба с высоким подниманием бедра, поворотом на 360 градусов. Мишка шёл, шёл,шёл, к тихой речке он пришёл, сделал полный оборот, через речку пошёл в брод.
4. Прыжки с продвижением вперёд. Мишка шёл, шёл,шёл,на лужайку он пришёл. Он попрыгал на лужайке быстро, ловко словно зайка.
5. Лёгкий бег на носках (0,5мин.)
6. Спокойная ходьба.
Логопедическая разминка№5.
1. Ходьба в полуприседе, хлопки по бёдрам. Вышли уточки на луг кря—кря- кря.
2. Лёгкий бег на носочках. Прилетел лохматый жук- жу- жу- жу.
3. Ходьба с перекатом с пятки на носок или с носках, руки назад. Гуси шею выгибают- га –га- га.
4. Прыжки с продвижением вперёд. А лягушки на болоте- ква- ква –ква.
5. Ходьба с высоким подниманием бедра, руки на поясе. Едем, едем на лошадке, цок- цок-цок! По дорожке гладкой, гладкой, цок- цок-цок.! В гости нас звала принцесса- цок-цок-цок! Кушать пудинг сладкий –цок-цок-цок!
6. Бег с захлёстыванием голени назад. Бей, бей барабан, помоги солдату. Если лопнет барабан, положи заплату.
7. Свободная ходьба под марш.
Дыхательная гимнастика для детей с ОНР.
С помощью этих упражнений не только ребёнок оздоровиться, будет пребывать в хорошем настроении и дышать полной грудью, но и взрослые вместе с детьми вздохнут с облегчением. При регулярном выполнении такой гимнастики простуды будут обходить вашего ребёнка стороной.
Дыхательные упражнения- эти упражнения просто необходимы детям, довольно часто болеющим простудными заболеваниями, бронхитами, выздоравливающим после воспаления лёгких, страдающих бронхиальной астмой. Дыхательная гимнастика прекрасно дополняет любое лечение (медикаментозное, гомеопатическое, физиотерапевтическое, развивает ещё несовершенную дыхательную систему детей, укрепляет защитные силы организма.
Правильное дыхание.
Ещё одно необходимое условие правильного развития, хорошего роста – умение правильно дышать. Ребёнка легко можно научить правильному дыханию. Ребёнка, не умеющего правильно дышать, можно узнать сразу: узкие плечи, слабая грудь, рот открыт, дыхания нервозны.
Суть дыхания в том, чтобы впустить воздух в лёгкие и насытить кислородом кровь. Дыхание распадается на два акта : вдох, во время которого грудь расширяется и воздух проникает в лёгкие; и выдох – грудная клетка возвращается к своему обычному объёму, лёгкие сжимаются и выталкивают имеющийся воздух. Наша задача –научить ребёнка хорошо очищать лёгкие. Необходимо научить детей дышать через нос и тем самым поможем ему избавиться от частых насморков, гриппа, ангины и т. д. Нужно приучать ребёнка к полному дыханию, чтобы он расширял грудную клетку и развивать мышцы живота. Необходимо показать как втягивать живот во время дыхания, делать его плоским и впалым.
Понять, что такое дыхание помогают игры «Понюхай цветок»(дать ребёнку понюхать цветок. Рот закрыт, ноздри развёрнуты). Многие дети сопят, а не нюхают. Необходимо дать почувствовать разницу. Затем можно дать понюхать одуванчик: сначала ртом, чтобы ребёнок видел, как разлетаются зёрнышки, потом носом (поочерёдно прижимая к переносице то одну ноздрю, то другую).
Можно использовать и другие игры : заставить кружиться бумажную мельницу, задуть свечу (эти упражнения тоже выполняются попеременно – ртом и носом).
Во время прогулки по парку, скверу, лесу и т. д. обратите внимание на чудесный вкус чистого воздуха, медленно вдыхая его носом. Затем заставьте ребёнка полностью удалить из лёгких использованный воздух. Одновременно развивается у детей восприимчивость : «Что ты чувствуешь? Цвет, запах травы или мокрых листьев?».
В своей работе я использую следующие упражнения дыхательной гимнастики для детей с ОНР.
Упражнение 1. Встать на колени, ягодицы прижать к пяткам, руки поднять вверх. Ребёнок медленно опускает руки и туловище вперёд до тех пор, пока ладони и лоб не коснуться земли. Не поднимая ягодиц с пяток, вытянуть руки как можно дальше, потянуть спину.
Упражнение 2. Лечь на спину, руки вдоль тела. По диагонали вытянуть правую руку и левую ногу, потянуться; потом левую руку и правую ногу, снова потянуться. Повторить несколько раз.
Упражнение 3. Встать на четвереньки, отвести прямую правую ногу назад как можно выше, выпрямить её и потянуть. То же самое проделать с левой. Повторить несколько раз. Между повторами попросить ребёнка «выгнуться кошечкой».
Упражнение 4. Подняться, походить на носочках, поднимая руки вверх. Необходимо контролировать дыхание ребёнка. Затем поднимать попеременно руки вверх, пытаясь при этом вытянуться как можно выше.
У детей сильно развит кашлевой центр, поэтому их довольно часто мучает кашель. Для того чтоб помочь ребёнку поскорее справиться с кашлем необходимо выполнять простые упражнения. Этот комплекс развивает дыхательную мускулатуру, речевой аппарат, координацию движений, мышцы рук и позвоночника, способствует правильному ритмичному дыханию и произнесению звуков. Этот комплекс упражнений необходимо выполнять до завтрака или после ужина. А также необходимо помнить, что дыхательные упражнения очень утомляют и могут вызвать головокружение, поэтому их стоит выполнять 5-10 минут.
Упражнение 1. ПУЗЫРИКИ
Пусть ребёнок сделает глубокий вдох через нос, надует «щёки-пузырьки» и медленно выдыхает через чуть приоткрытый рот(2-3р.)
Упражнение 2 .НОСОСИК
Ребёнок ставит руки на пояс, слегка приседает- вдох, выпрямляется –выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длиннее. (3-4р)
Упражнение 3. ГОВОРИЛКА
Задаём вопрос, ребёнок отвечает
Как гудит машину? БИ-БИ-БИ
Как кричит утка? КРЯ-КРЯ
Можно петь гласные звуки: о-о-о-оооо, и-и-ииии
Упражнение 4 : САМОЛЁТ
Рассказываем стихотворение, а дети выполняют движения в ритме стиха;
Самолётик- самолёт (развести руки в стороны ладошками вверх, поднимаем голову, вдох)
Отправляется в полёт (задерживаем дыхание)
Жу-жу-жу (делаем поворот вправо)
Жу-жу-жу (выдох и произносим ж-ж-ж)
Постою и отдохну (встаём прямо, опустив руки)
Я на лево полечу (поднимаем голову вверх- вдох)
Жу-жу-жу (поворот влево)
Жу-жу-жу (выдох ж-ж-ж)
Постою и отдохну (встаём прямо и опускаем руки) 2-3р.
Упражнение 5 МЫШКА И МИШКА
У мишки дом огромный (выпрямиться, встать на носочки, руки вверх, потянуться, посмотреть на руки- вдох)
У мышки очень маленький (присесть, обхватить руками колени, опустить голову- выдох ш-ш-ш)
Мышка ходит в гости к мишке (походить на носочках)
Он же к ней не попадёт(3-4р.)
Упражнение 6: КУРОЧКИ
Встать, наклониться, свободно свесить руки «крылья» и опустить голову. Произнести «так-так-так»и одновременно похлопать по коленкам-выдох. Выпрямиться, руки вверх- вдох(5р.)
Упражнение 7: ПЧЁЛКА
Сесть прямо, скрестив руки на груди опустив голову. Пчёлка сказала «жу-жу-жу»( сжимаем грудную клетку и на выдохе произносим :ж-ж-ж, затем на вдохе разводим руки в стороны, расправляем плечи и произносим ж-ж-ж)
Полечу и пожужжу, детям мёду принесу (встаём и, разведя руки в стороны, делаем круг по группе, возвращаясь на место) 5 р. Следить. чтоб вдох был через нос а дыхание глубоким.
Упражнение 8: ЛЫЖНИК
Имитация ходьбы на лыжах в течении 1,5-2 мин. На выдохе произносить м-м-м-м.
Упражнение 9: МАЯТНИК
Встать прямо, ноги на ширине плеч, палку держать за головой ближе к плечам. Наклонять туловище в стороны. При наклоне – выдох (т-у-у-у-у) 3-4 наклона.
Упражнение 10: ГУСИ
Медленная ходьба 1-3 мин. Поднять руки в стороны- вдох, опустить – выдох, произносит Г-У-У-У.
Эти упражнения мы выполняем в течении дня. В летнее время на улице.
В своей работе мы рекомендуем родителям выполнять ряд упражнений и дома:
БОЛЬШОЙ И МАЛЕНЬКИЙ:
Стоя прямо, на вдохе ребёнок встаёт на цыпочки, тянется вверх руками, показывая какой он большой. Зафиксировать это положение на несколько секунд. На выдохе опустить руки вниз, затем присесть, обхватив руками колени и одновременно произнести «ух», спрятать голову за коленями- показывая, какой он маленький. (5-6 Р.)
ПАРОВОЗ:
Ходить по комнате, имитируя согнутыми руками движения колёс паровоза, произнося при этом «чух=чух» и изменяя скорость движения, громкость и частоту произношения. (5-6 р.)
АИСТ:
Стоя прямо, развести руки в стороны, а одну ногу, согнув в колене, вынести вперёд. Зафиксировать положение на несколько секунд. Держать равновесие. На выдохе опустите ногу и руки, тихо произнося «ш-ш-ш» (5-6 р.)
Утренняя гимнастика с элементами логоритмики.
Логопедическая разминка № 1
1. Ходьба по одному : сделать 2 шага, остановиться, притопнуть левой ногой, два разв ударить по бёдрам, похлопать в ладоши(6-8 р.). Топ, топ! Хлоп, хлоп!.
2. Ходьба в полуприседе, руки на пояс (дети представляют себя котятами, спешащими к маме- кошке).Тук, тук, тук, тук! Моих пяток слышен стук, мои пяточки идут, меня к мамочке ведут.
3. Ходьба на внутреннем своде стопы (дети изображают пингвинов). Лёд да лёд, лёд да лёд, а по льду пингвин идёт. Лёд да лёд, скользкий лёд, но пингвин не упадёт.
4. Ходьба на наружном своде стопы (дети – медвежата). Мишка, мишка косолапый, мишка по лесу идёт, мишка хочет ягод сладких, да никах их не найдёт.
5. Ходьба с высоким подниманием коленей (дети- лошадки). Цок, цок! Конь живой, с настоящей головой, с настоящей гривой. Вот какой красивые!
6. Прямой галоп (выполняя движения, дети щёлкают языком).
7. Боковой галоп со сменой направления.
8. Бег с выносом прямых ног вперёд. Бу-ра-та-но.
9. Марш со сменой направления по сигналу (все бодро идут под музыку).
10. Свободная ходьба с упражнениями на дыхание.
Логопедическая разминка № 2
1. Ходьба в колонне по одному (см. первую разминку).
2. Ходьба в полуприсяде. Чок, чок, чок, чок наступлю на каблучок(6-8 р.)
3. Ходьба с высоким подниманием колена, с хлопком по бёдрам. Возле дома во дворе петушок гуляет и любимую свою песню распевает.
4. Ходьба на носках с хлопком над головой. Ку –ка-ре-ку, ку-ка-ре-ку(4-5 Р.)
5. Прыжки с продвижением вперёд, руки на поясе. (дети-зайки). Скачут зайцы –прыг да скок- на лесной опушке, а у зайчиков торчат ушки на макушке.
6. Ходьба на внутреннем своде стопы (дети-пингвины). Я пингвин не один, нас пингвинов стая. Мы живём среди льдин и не замерзаем.
7. Ходьба на наружном своде стопы (дети- медведи). Три медведя шли домой, папа был совсем большой, мама чуть поменьше ростом, а сынок малютка просто.
8. Лёгкий бег на носках (0,5 мин). Побежали наши дети всё быстрее и быстрей, не догонит косолапый…. Ну, давайте веселей!
9. Свободная ходьба.
Логопедическая разминка № 3
1. Свободная ходьба. На огород мы наш пойдём и овощей там наберём. Дорога коротка, узка,идём ступая мы с носка.
2. Ходьба в полуприсяде. Дождик, дождик, веселей, капай, капай не жалей. Только нас не замочи. Зря в окошко не стучи.
3. Ходьба приставным шагом вправо в полуприсяде. И по бордюру мы пойдём, и приседаем мы на нём, потом обходим деревца и пробежимся мы слегка.
4. Свободная ходьба. А что в нынешнем году в нашем выросло саду? Все мы вам покажем, обо всём расскажем.
Логопедическая разминка №4 «Медвежата»
1. Ходьба на носочка в среднем темпе, руки за головой. Мы весёлые ребята, наше имя медвежата. Любим лазать и метать, любим прыгать и играть.
2. Ходьба в глубоком приседе. Мишка шёл,шёл,шёл, землянику он нашёл. Он присел, попыхтел, землянику всю он съел.
3. Ходьба с высоким подниманием бедра, поворотом на 360 градусов. Мишка шёл, шёл,шёл, к тихой речке он пришёл, сделал полный оборот, через речку пошёл в брод.
4. Прыжки с продвижением вперёд. Мишка шёл, шёл,шёл,на лужайку он пришёл. Он попрыгал на лужайке быстро, ловко словно зайка.
5. Лёгкий бег на носках (0,5мин.)
6. Спокойная ходьба.
Логопедическая разминка№5.
1. Ходьба в полуприседе, хлопки по бёдрам. Вышли уточки на луг кря—кря- кря.
2. Лёгкий бег на носочках. Прилетел лохматый жук- жу- жу- жу.
3. Ходьба с перекатом с пятки на носок или с носках, руки назад. Гуси шею выгибают- га –га- га.
4. Прыжки с продвижением вперёд. А лягушки на болоте- ква- ква –ква.
5. Ходьба с высоким подниманием бедра, руки на поясе. Едем, едем на лошадке, цок- цок-цок! По дорожке гладкой, гладкой, цок- цок-цок.! В гости нас звала принцесса- цок-цок-цок! Кушать пудинг сладкий –цок-цок-цок!
6. Бег с захлёстыванием голени назад. Бей, бей барабан, помоги солдату. Если лопнет барабан, положи заплату.
7. Свободная ходьба под марш.
Театрализованные игры как средство развития речи детей.
Методическая разработка воспитателя МДОУ № 2
Петровой С. М.
Большое влияние на развитие детей оказывает театрально - игровая деятельность. Она обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, способствует их нравственно-эстетическому воспитанию.
Театрализованные игры дошкольников можно разделить в зависимости от художественного оформления на следующие группы
• Игры- драматизации
• Театр на фланелеграфе
• Теневой театр
• Театр бибабо
• Пальчиковый и варежковый театры
• Театр марионеток
Настольный театр : -плоскостные фигурки, -объемные фигурки.
Игры—драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли. Прежде чем проводить игры- драматизации, дети должны понять содержание, запомнить последовательность происходящих действий и речевой материал. Кроме этого, содержание должно быть не только понятно ребенку, но и эмоционально им воспринято.
Фланелеграф - картинки или персонажи выставляются на экран. Удерживает их фланель, вместо фланели можно приклеить на картинки кусочки бархатной или наждачной бумаги. Рисунки подбираются из старых книг, журналов или создаются самостоятельно.
Теневой театр - для него необходим экран из полупрозрачной бумаги, черные плоскостные персонажи и яркий источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают тень на экран. Изображение можно получить и при помощи пальцев рук. Показ сопровождается соответствующим звучанием.
Пальчиковый и варежковый театр - атрибуты надеваются на пальцы или на руку и играют за персонажа, изображение которого находится на руке. Можно изображать действия, находясь за ширмой, сидя свободно за столом или передвигаясь по комнате.
Театр бибабо – на пальцы надевают куклы. Они обычно действуют на ширме. Куклы можно изготовить, используя старые игрушки.
Настольный театр игрушек - используются самые разнообразные игрушки и поделки. Главное, чтобы они устойчиво стояли на столе и не создавали помех при передвижении. При этом необходимо помнить, что игрушки - персонажи спектакля должны храниться отдельно и использоваться только по назначению (для театрализованной деятельности). Нельзя давать их детям для самостоятельных игр, т. к. в этом случае они не будут восприниматься детьми как герои той или иной постановки.
Для того, чтобы добиться определенных успехов в обучении детей приемам театрализованной деятельности педагоги должны четко представлять этапы работы по этой проблеме. В условиях работы в доме ребенка, учитывая возрастные и психофизические особенности наших воспитанников, можно выделить 3 этапа.
1 этап. Ознакомление детей с сюжетными игрушками, когда воспитатель показывает и называет разнообразные действия с ними (кукла идет, поет, танцует и т. д.). Речь воспитателя должна быть интонационно выразительной. Одни и те же слова при последующих повторениях можно произносить, меняя интонацию, силу голоса и темп произношения. ( Миша идет по дорожке: топ- топ- топ. Волк топ – топ- топ. Лисичка топ- топ- топ и т. д.)
На этом этапе очень важно предоставлять детям возможность развертывать разнообразную деятельность с игрушками, в процессе которой активизируется их речь и закрепляются игровые действия.
2 этап можно выделить как этап работы с потешками. Содержание потешек позволяет наглядно воспроизводить сценки с несколькими последовательно сменяющимися действиями. Потешку легко можно инсценировать даже тогда, когда дети еще не владеют активной речью. Под рассказ воспитателя дети могут изображать движения действующих лиц или выполнять действия с игрушкой.
Например, для инсценировки потешки «Киска» игрушечную кошку положить на дорожку. Воспитатель рассказывает потешку а дети поочередно идут по дорожке и, перешагивая через кошку, изображают падение одновременно со словом «упадет».
Чтение потешки «Катя, Катя маленькая»- лучше сочетать с показом. Используя прием сравнения, провести практическое сопоставление инсценированного текста с реальной ситуацией, т. е. как дети умеют ходить, топать ножкой и т. д.
В подготовке к самостоятельной творческой игре в развитии воображения большую роль играют подвижные игры с ролью. Малышей необходимо научить действовать от имени осторожных воробушков, смелых мышек или дружных гусей, перевоплощаться в собак, кошек и других знакомых животных. С этой целью можно проводить игры «Наседка и цыплята», «Медведица и медвежата» и т. п. Полезно проводить игры с рифмованным текстом, ритмичными движениями. Первоначально взрослый сам проговаривает и сам проделывает движения, а дети слушают и смотрят. Затем они точно выполняют движения соответственно тексту. Например, «Зайка серенький сидит и ушами шевелит…»
3 этап - проведение игр – драматизаций. Подбирать художественное произведение необходимо в соответствии с возрастными возможностями детей и программными требованиями. («Курочка ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок», «Волк и семеро козлят»). При необходимости текст можно адаптировать. Текст произведения должен быть хорошо знаком детям. Они должны узнавать персонажей на картинках и игрушках. Т. е., проведению игры- драматизации должна предшествовать целая серия подготовительных дидактических игр. Например, прежде чем провести игру- драматизацию «Колобок», можно организовать дидактические игры по знакомству с персонажами сказки с целью уточнения представления детей о зайце, медведе, лисе, научить изображать этих персонажей сказки (брать на себя роль) и вызвать эмоциональное положительное отношение.
Первое знакомство со сказкой происходит на занятиях по развитию речи. Однако для детей необходимо неоднократное повторение, чтобы они смогли усвоить содержание сказки. Поэтому повторение знакомой сказки в кукольном театре оказывается необходимым элементом в подготовке к игре- драматизации. И только когда дети хорошо усвоят содержание сказки, у них сформируется эмоциональное отношение к персонажам и сюжету сказки и тогда можно проводить игру- драматизацию.
В процессе воспитательно-образовательной работы игра- драматизация может включаться как в занятие по развитию речи (на последнем этапе ознакомления с художественным произведением, так и в игры- развлечения.
Игры – драматизации и театрализованная деятельность оказывает огромное значение на полноценное психическое развитие ребенка. Они доступны и привлекательны для детей, доставляют им радость и удовольствие. Вызывают нравственно- эстетические переживания, которые в свою очередь создают соответствующее настроение, эмоциональный подъем, тем самым повышают познавательную активность детей и в частности способствуют развитию речи, т. к. возникает в игровой обстановке потребность говорить.
Рекомендации при организации театрализованной деятельности :
• Создать условия в группах для проведения театрализованных игр и игровых упражнений. Пополнять и обновлять атрибуты.
• Вызывая эмоциональный отклик ребенка, активизировать его речь.
• Ежедневно вводить на занятиях и в повседневной жизни игры- инсценировки с сюжетными игрушками, используя фольклорный материал.
• Ежемесячно планировать демонстрацию сказки с использованием разных видов театра.
• Формировать посредством театрализованной деятельности опыт нравственного поведения, уважительное отношение друг к другу.
К 3 годам знать героев и содержание сказок и литературных произведений «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Усатый-полосатый» С. Я. Маршак.