Светлана Афонченкова
Театрализованная игра — одна из форм художественно-эстетического воспитания в ДОУ
Ориентированность современных концепций дошкольного образования на гуманизацию предполагает изменение подхода к личности ребенка. Прежде всего это связано с направленностью на удовлетворение потребностей ребенка во всестороннем развитии, становления его как духовной сущности, понимающей себя и окружающий мир. Поэтому настоящие федеральные требования предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
Публикация «Театрализованная игра — одна из форм художественно-эстетического воспитания в ДОУ» размещена в разделах
Л. С. Выготский определил игру как ведущую деятельность в дошкольном возрасте. Л. И. Божович считает необходимым, чтобы ведущая деятельность составляла основное содержание жизни самих детей. Развивающее и воспитательное значение игры реализуется при условии организации ее как свободной самостоятельной деятельности детей. Только тогда она оказывает свое формирующее воздействие на личность ребенка. Условно все игры детей дошкольного возраста можно разделить на сюжетно – ролевые (творческие) и игры с правилами. Театрализованная игра очень тесно связана с сюжетно-ролевой игрой, являясь ее разновидностью, которая появляется в определенный период и как бы вырастает из сюжетно-ролевой. Она появляется у ребенка примерно в трехлетнем возрасте и достигает расцвета в 5-6 лет, театрализованная игра достигает вершины в 6-7 лет.
Ребенок в своем взрослении проходит ряд этапов, и так же поэтапно развивается его игра : от экспериментирования с предметами, ознакомления с ними к отображению действий с игрушками и предметами; затем появляются первые сюжеты, потом прибавляется вхождение в роль и, наконец, драматизация сюжетов.
Театрализованная игра появляется в определенный период и как бы вырастает из сюжетно-ролевой. Это происходит в тот момент, когда в более старшем возрасте дети не удовлетворяются только воспроизведением сюжетов реальных взаимоотношений взрослых. Детям становится интересно основывать игру на литературных произведениях, раскрывать в ней свои чувства, воплощать мечты, совершать желаемые поступки, разыгрывать фантастические сюжеты, придумывать истории.
Сюжетно-ролевая игра и театрализованные игры имеют общую структуру. Они включают замысел, сюжет, содержание, ролевое действие, правила. А различие в том, что в сюжетно-ролевой игре дети отражают жизненные явления, а в театрализованной берут сюжеты из литературных произведений.
Настоящий интерес к театрализованной игре появляется только у старших дошкольников, но это не означает, что приобщить детей к данному виду игры можно только в старшем возрасте. Детям младшего дошкольного и даже раннего возраста интересны игры с куклами, небольшие инсценировки. Маленьким детям нравится выражать свои эмоции в образно-двигательных импровизациях под музыку. Яркие впечатления, оставленные сюжетной игрой взрослого с ребенком, будут той первоосновой. На которой впоследствии разовьются начальные игровые умения, дальнейшие творческие качества детей. Я начинаю использовать театрализованную игру как игровой прием и форму обучения в непосредственно-образовательной деятельности. Малышам показываю куклу би-ба-бо. Это может быть зайка, мишка, ежик. Эти игрушки и позволяют более доступно объяснить детям тот или иной материал. Привлекает своей ненавязчивостью, отсутствием жесткой регламентации, излишней сухости в изложении материала. Для насыщения ребенка художественными впечатлениями я вместе с воспитателем показываем игровые сюжеты: инсценировки с участием 2-3 персонажей настольного театра, театра мягкой игрушки, на фланелеграфе. Я предоставляю большой выбор предметов, образцов сюжетных действий с ними, самих сюжетов. Осознание условной игровой ситуации позволяет ребенку постепенно проникать в нее, учиться действовать в ней, а со временем и проживать ее. Ребенок 2-3 лет, стремится к самостоятельности, но постоянное присутствие и поддержка взрослого ему необходимы. Детям 3-4 лет характерно принятие действий взрослых в качестве образца. Именно через роль в театрализованной игре ребенок усваивает нормы поведения, принятые в мире взрослых, для того чтобы ролевое поведение детей обогащалось, я даю примеры ролевой игры. Достигается это при проигрывании ролей детьми и при выступлении взрослых. В самостоятельной игре я часто наблюдаю как дети с интересом играют в концерт. Они берут своих любимых кукол, сажают на стульчики зрителей-игрушек и начинают выступать: читают за кукол стихи, поют песенки. Это развивает творческие качества детей, способствует развитию воображения, образного мышления. В этом возрасте дети сами обустраивают место для игры и оснастить ее необходимыми атрибутами. Воспитатель помогает им советом, подсказывает, где найти необходимый материал. Малыши охотно используют в игре элементы костюмов, имеющихся в игровой комнате. В среднем возрасте сюжетно-ролевая игра, а вместе с ней и театрализованная занимает ведущее место в жизни детей. Появляется возрастающий устойчивый интерес к перевоплощению. Этому способствуют приобретенные ребенком навыки и умения: воспринимать художественный образ, видеть его развитие, взаимодействовать с другими детьми. На музыкальных занятиях я инсценирую песни («Мы на луг ходили» муз. А. Филиппенко, провожу психогимнастические этюды («Лисичка подслушивает», «Вкусные конфеты», импровизирую с детьми на заданную тему (спой «мяу» грустно м. 3, спой «мяу» весело б. 3). Такая игровая форма проведения занятия способствует раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы и игры. Вместе с тем игра, используемая на занятиях, является по большей части дидактической, то есть обучающей игрой, и не может заменить самостоятельную игру детей в плане того, воспитательного и развивающего эффекта, который она дает. Известно, что самостоятельная игра дошкольников возникает под воздействием впечатлений полученных из окружающей среды. Поэтому для возникновения и развития полноценной игровой деятельности необходимо питать впечатления детей. Так в старшей группе, прослушав произведение Р. Шумана «Смелый наездник», мы с детьми нафантазировали, что это прекрасный принц мчится к юной принцессе на резвом коне, ему не страшны преграды, ведь надо поскорее спасти принцессу из замка злого короля. Выйдя на участок, Маша Л. надела диадему и злой король (Женя У.) повел ее в замок (домик, приставив двух охранников. Прекрасный принц (Матвей М.) скакал на воображаемом коне (палочке, сражался со стражниками и спасал свою принцессу. В возрасте 6-7 лет дети не удовлетворяются воспроизведением сюжетов реальных взаимоотношений взрослых. Им становится интересно основывать игру на литературных произведениях, раскрывать в ней свои чувства, воплощать мечты, совершать желаемые поступки, разыгрывать фантастические сюжеты, придумывать истории.
Действительность дает богатую пищу для воображения. Дети получают огромную массу впечатлений из окружающего мира, которые они стремятся воплотить в живые игровые образы и действия. Для этого в каждой групповой комнате созданы уголки для самостоятельной театрализованной деятельности. Это несколько видов театров, таких как теневой, би-ба-бо, театр картинок, куклы-марионетки, ростовые куклы, а также атрибуты к некоторым спектаклям: короны и накидки для королей, шляпы и щиты для рыцарей, маски животных к русским народным сказкам. С большим интересом приходилось наблюдать, как часть детей – зрители, усаживались перед ширмой, а часть детей устраивали настоящий спектакль, причем начиналось представление со знакомого сюжета, а затем добавлялись новые персонажи и действие обрастало новыми поворотами и непредсказуемым финалом.
Большое впечатление на детей оказывают праздники и развлечения. Яркие впечатления, бурные чувства и переживания толкают детей как на немедленное, так и на отсроченное во времени воплощение в игре увиденного. Дети обыгрывают прозвучавшие на празднике песни, выбирая своих солистов, поставленные сценки (причем, всегда находится ребенок, берущий на себя роль музыкального руководителя. Он точно подает реплики, делает замечания актерам). Яркие сюжеты, игры, хороводы, усвоенные в совместной деятельности детей и взрослых, в играх-занятиях, также способствуют возникновению самостоятельной театрализованной игры детей. Так, после знакомства детей с понятием «оркестр», «дирижер», звучанием некоторых инструментов симфонического и народного оркестра, дети с удовольствием играют в «оркестр», импровизируя на различных инструментах. По подсказке взрослого дети надевают шапочки зверят и вот уже звучит оркестр обитателей леса. Дошкольники с удовольствием повторяют знакомые игры в самостоятельной деятельности, растет их количество в игровом репертуаре, появляется возможность их выбора, что разнообразит саму игровую деятельность.
Как известно, Государственные Федеральные Образовательные стандарты устанавливают освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в которых в числе приоритетных отражены такие личностные качества как: коммуникабельность, сообразительность, любознательность, креативность, инициативность, самостоятельность, активность, умение фантазировать, воображать, умение обобщать. Действие, умение делать что-либо всегда являлось единственно надежной гарантией усвоения любого знания Эта мудрость была известна еще древним китайцам: «Я слышу и забываю. Я вижу и помню долго. Я делаю и понимаю.»
Театрализованные игры способствуют развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех видов творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического). А театрализованные представления это особая форма организации воспитательного воздействия на дошкольников. Они обогащают детей положительными эмоциями, расширяют представления об окружающем мире, приобщают к прекрасному средствами музыки, художественного слова, танца, изобразительного искусства. Спектакли, игры-драматизации, детские оперы, танцевальные миниатюры дают возможность проявиться художественной деятельности ребенка, формируют его творческую и исполнительскую активность. Поэтому в детском саду была создана театральная студия «Лучики».