Папки-передвижки

Театрализованная игра как средство формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста

Иванова Галина
Театрализованная игра как средство формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ

В последние десятилетия происходит осознание того, что формы поведения и мышления людей в современном обществе изменяются. На передний план исследований выдвигаются такие аспекты общения, как коммуникативное поведение, культура общения и понимания, а также ряд теоретических и практических вопросов, в которых коммуникативные навыки человека приобретает особую значимость.

Публикация «Театрализованная игра как средство формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Маленький ребенок становится человеком только в общении с взрослыми и сверстниками. Через общение он проходит инкультурацию и социализацию, становится представителем своего народа и культуры, а также учится соотносить свое поведение с действиями других людей, образуя вместе с ними единый общественный организм-социум. В процессах социально- культурного взаимодействия приобретают свою устойчивую форму нормы, ценности и институты той или иной культуры. Именно общение во всех своих формах, видах, типах наиболее полно раскрывает специфику человеческого общества.

Актуальность формирования коммуникативных навыков дошкольников на педагогическом уровне определяется социальным заказом обществаформированием социально развитой личности ребенка. Достаточный уровень сформированности коммуникативных навыков, являясь одной из необходимых оставляющих готовности ребенка к обучению, обеспечивает ему возможность успешного освоения школьной программы. В Национальной доктрине образования в Российской Федерации (до 2025г.) подчеркивается необходимость обеспечения исторической преемственности поколений; сохранения, распространения и развития национальной культуры. Средством решения задач наследования служит общение. Опыт общения, его нравственные эталоны являются частью духовной культуры общества. Важность вопроса формирования коммуникативных качеств дошкольников определена Законом «Об образовании», «Концепцией модернизации российского образования на период до 2020 года», и др. Все это необычайно актуализирует поиск реальных источников формирования коммуникативных навыков дошкольников. Одной из важных исследовательских задач остается разработка средств формирования коммуникативных навыков, что связано с разработкой и внедрением эффективных технологий, при которых ребенок способен познать мир в тех формах деятельности, которые ему близки, доступны и способствуют продвижению в развитии. Причем решающее значение должно придаваться деятельности, в которой ребенок сможет полно раскрыть свои возможности и наиболее эффективно усвоить социально-культурный опыт.

Коммуникативная сфера детей рассматривается в общем контексте его социализации с учетом особенностей выстраивания межличностных взаимоотношений, со сверстниками, а также с взрослыми.

Театрализованная игра - деятельность необыкновенно эмоционально насыщенная, что делает ее привлекательной для детей и приносящей ребенку радость. Будучи по своему характеру синкретической деятельностью, театрализованная игра наиболее достаточно полно охватывает личность ребенка и отвечает специфике развития его психических процессов. Все это говорит об ее широком развивающем потенциале, который позволяет использовать театрализованную деятельность в образовательном и воспитательном процессе. Использование театрализованной деятельности в формировании коммуникативных навыков дошкольников является одним из решений этой проблемы.

Виды и значение театрализованных игр для детей старшего дошкольного

возраста

Театр – особая среда для развития творческих и коммуникативных способностей детей. Это ключ к нравственному развитию ребёнка, который открывает новую грань деятельности, приобщает не только к искусству мимики и жеста, но и к культуре общения.

Ценность театральной деятельности в том, что она помогает детям зрительно увидеть содержание литературного произведения, развивает воображение, без которого невозможно полноценное восприятие художественной литературы.

Значение театральной деятельности :

–Расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире;

Развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение;

–Активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, интонационная сторона речи, темп, выразительность;

–Совершенствуется моторика, координация, целенаправленность движений;

–Развивается эмоционально - волевая сфера;

–Происходит коррекция поведения;

Формируется опыт поведения;

–Стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности.

Театральная деятельность включает в себя:

–Игры драматизации;

–Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

–Разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

–Упражнение по социально – эмоциональному, коммуникативному развитию детей;

–Упражнение по формированию выразительности исполнения.

Театрализованные игры в детском саду являются творческой деятельностью, малыш развивает интеллект, способность мыслить, говорить. Инсценируя действия героев, ребенок учится быть самостоятельным, он может сам выбирать темы, придумывать действия, развивать сюжет игры. Обязательно для правильной постановки театрализованных игр участие воспитателей.

Театрализованные игры в детском саду воспроизводят поведение, эмоции, действия, слова вымышленного литературного персонажа. В основу берется театральная постановка, рассказ, повесть, сказка. Главные герои становятся действующими персонажами. Самыми распространенными темами становятся чувства: любовь, дружба, смелость, честность, доброта. Играя роль, малыш копирует поведение героя. Таким образом, психологически происходит непосредственное влияние на развитие ребенка. В результате перевоплощения в героя формируется опыт поведения в той или иной ситуации. Поскольку действия театральных персонажей несут в себе положительные качества, то малыш становится участником добрых и честных дел.

Театральная игра преследует цель стать сильным воспитательным средством для ребенка; она учит правильному поведению, развивает положительные качества; использует разные направления литературы, музыки, поэзии.

Одной из первых творческих игр становится кукольный театр. Он имеет большую педагогическую роль, его цели — раскрыть фантазию, развить смелость и уверенность в себе. Через кукольных героев происходит знакомство с новым, неизвестным сказочным миром.

Существуют два вида театрализованных представлений для детей дошкольного возраста : игра-драматизация, режиссерская игра. Она представляет собой постановку, где ребенок превращается в вымышленный персонаж, говорит за него, воспроизводит его интонацию, мимику, придумывает сюжет. Такие постановки относятся к настольному и теневому театру.

Игра-драматизация основывается на действиях исполнителя. Ребенок, играя роль персонажа, например надетого на руку, ведет действие самостоятельно, используя при этом свою мимику, манеру общения, интонацию.

Театр настольных кукол использует различные игрушки. Действо происходит на столе, поэтому персонажи должны быть небольших размеров, удобными, прочно стоящими на поверхности.

Театр картинок предполагает использование декораций. Делать представления с помощью этих элементов очень интересно, материал легкий, детям удобно с ним работать.

Стенд-книжка имеет вид макета или большой книги. Здесь книгу устанавливают на стол и только листают картинки. Действующим персонажем может быть один ведущий или группа детей, которая озвучивает роли. Перелистывая страницы книги, дети передают сюжет, изображение, действие.

Фланелеграф, или экран, на который устанавливаются и крепятся изображения. Картинки выбираются детьми из разных эпизодов рассказа или сказки.

Театр теней. Для такой постановки нужен экран, затянутый полупрозрачной бумагой. Дети садятся за ним и с помощью черных плоских кукол начинают вести действие. Здесь главную роль играют осветительные приборы. Чтобы эффект от теней был действительно впечатляющим, необходимо использовать сильный поток света. Создавать подобный театр можно не только с помощью кукол, но и используя пальцы рук. Сопровождать такое представление следует музыкой, звуками.

Пальчиковая драматизация использует маленьких кукол. Ребенку такой предмет следует надеть на палец или на всю руку. Согласно сюжету представления детям необходимо передать чувства и эмоции своего героя. Пальчиковые спектакли проводятся как за ширмой, так и просто в зале. Пальчиковые куклы бибабо показывают свои представления за ширмой. Малыш надевает героя на ручку и с ее помощью старается передать эмоции

персонажа. В таком спектакле детям можно не стесняться, видно из-за ширмы их не будет. Импровизация имеет вид представления без подготовки. Импровизировать можно с любыми предметами и героями, а можно и самим детям играть свои придуманные роли. Используются самые разные темы и сюжеты. Такие постановки развивают у детей самостоятельность в принятии решений и поведении.

Процесс драматизации относится к творческому виду игр для детей.

Развивая это направление, можно проводить инсценировки песен, сказок, рассказов. Если же говорить о спектаклях, то можно выделить музыкальные, драматические, хореографические представления, детские оперы, мюзиклы, пантомимы. Театральные действия могут носить характер праздника, шоу или развлечения. Проведение любого вида представлений имеет цель разнообразить детский досуг, развить новые способности и навыки.

Рассмотрим организация театрализованных игр.

Подготовительной базой для ребенка служат просмотр спектаклей в исполнении взрослых. Для начала могут устраиваться домашние постановки, в которых участвуют мама, папа, дедушка или бабушка. Начинать следует с кукольных представлений, после чего можно переходить к книгам и сказкам. Если существует возможность, следует сводить ребенка в кукольный театр, после чего повторить спектакль дома с помощью любимых кукол и игрушек малыша. Перевоплощение последних в сказочных героев очень понравится вашему ребенку.

Очень важна работа персонала в детском саду, основы занятий проходят с музыкальными работниками. Таким образом, воспитатель показывает свои возможности и таланты, дети подражают им и обучаются. Правильная работа педагога является главной в творческом процессе, необходимо помнить, что воспитатель должен точно выражать свои мысли с помощью слов, интонаций.

Существуют методики по творческому развитию деятельности у детей :

–создание воспитателем и детьми сюжетов и ситуаций, которые в дальнейшем будут использоваться в театре-постановке;

–обучение правильному ведению диалога и беседы;

–развитие фантазии дошкольников с целью разбудить мышление и воображение.

Педагог должен показывать детям модели поведения и стимулировать малышей к самостоятельным действиям. Крайне желательно участие родителей в процессе подготовки костюмов и декораций.

Главные требования для проведения театрализованных игр :

–Правильный и содержательный подбор темы для постановки.

–Регулярное и постоянное проведение игр и спектаклей.

–Во время театральных постановок требуется участие и активность всех детей группы, а не отдельных исполнителей.

–В процессе мероприятия необходимо общение детей друг с другом для постановки ролей.

–Содержание спектакля должно быть интересно детям с учетом их

возраста.

Театрализованная игра - это творческая игра. Она представляет собой разыгрывание литературных произведений (сказок, рассказов, инсценировок). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, изменённые детской фантазией – сюжетом игры.

Театрализованная игра в развитии речи детей :

–развивает художественный вкус, творческие способности, выразительность речи;

–развивает сценическое, певческое, танцевальное творчество;

–расширяет словарный запас слов, речь;

–развивает память, мышление, воображение;

формирует чувство коллективизма;

–приобщает детей к театрализованному искусству.

Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе театра лежит игра.

Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром, учатся его понимать. Через театрализованные игры мы развиваем у детей речевые особенности, обеспечиваем эмоциональное благополучие. Проведение театрализованных игр в детских садах сильно развивает воображение детей. Главная цель творческого воспитания — это развить умение слушать, понимать других, анализировать информацию, правильно говорить. Поэтому научить малышей ставить собственные театральные постановки будет очень полезно как для творческого, так и для личностного развития детей.

Коммуникативные навыки у детей дошкольного возраста

Постоянная коммуникация и взаимодействие с взрослыми и сверстниками – важное условие развития психологически здорового ребенка.

Конечно, необходимо обладать особым талантом, чтобы находить общий язык с любым человеком. Однако научиться держать беседу, с достоинством выходить из конфликтных ситуаций, приобретать знакомства может практически каждый. Как и остальные навыки, коммуникативные способности целесообразно развивать с самого детства. Способность к вербальному и невербальному общению состоит из умения и желания взаимодействовать с другими людьми для обмена идеями, мыслями и чувствами. Большинство детей учатся общаться для того, чтобы удовлетворять свои потребности и/или эффективно взаимодействовать с любимыми взрослыми. Дети проявляют первые попытки коммуникации буквально с самого рождения и делают это посредством звуков (плача, крика, писка, мимики (зрительного контакта, улыбок, гримас) и пантомимики (движения ножками в случае волнения или расстройства, а затем и жестов, например, указывая на

что-то). Когда взрослые реагируют на усилия малышей, те продолжают развивать свои навыки общения, чтобы более умело сообщить о том, в чем они нуждаются или чего хотят. Речь — это не врождённый, а приобретённый навык. Именно поэтому заниматься её развитием необходимо с раннего возраста. Родители должны знать нормы и особенности развития речи детей дошкольного возраста, чтобы вовремя заметить отклонения, обратиться к врачу и решить проблемы на ранней стадии их появления. Для этого рекомендуется ознакомиться с основными этапами развития разговорной речи:

Этап 1 Подготовительный (с рождения до 12 месяцев). Первые месяцы

жизни новорожденный только кричит и плачет. Он не понимает слов, лишь

интонацию. Примерно в 3 месяца младенец начинает издавать другие звуки — лепет. Он не несёт смысловой нагрузки, но требует обязательного поощрения, так как стимулирует речевой аппарат.

После 5 месяцев ребенок старается запоминать и повторять услышанные от взрослых звуки. Примерно в 8 месяцев он начинает понимать, что с ним разговаривают.

Этап 2. Пред дошкольный (от 1 до 3 лет). После 12 месяцев большинство уже произносит несколько слов (от 5 до 10). До 3 лет словарный запас активно растёт, но малыши всё равно пока понимают больше слов, чем могут произнести.

Этап 3 Дошкольный (от 3 до 7 лет). В этот период активно развивается разговорная речь. Дети становятся любознательны. Они задают взрослым множество вопросов, на каждый из которых необходимо отвечать, чтоб не отбить у ребёнка желание к саморазвитию. Дети, которым исполнилось 3 года, умеют охарактеризовать различные предметы и даже выстраивать небольшие рассказы. Речь их бывает нечёткой, многие звуки произносятся неправильно: обычно это «ш», «щ», «ч», «ж», которые заменяются на «с» и «з». Особенно сложным является звук «р». Он либо заменяется звуком «л», либо вообще пропускается. Даже в 5 лет не всем покоряется этот звук. К 5 годам дети умеют разговаривать так, чтобы было понятно не только родителям, но и всем остальным. Они уже умеют не только произносить предложения, копировать чужую интонацию голоса (они уже владеют интонационной выразительностью) и подражать голосам животных.

К 6 годам большинство детей произносят правильно все звуки. С малышами, которые искажают некоторые звуки, необходимо обязательно проводить занятия по коррекции. В противном случае неправильное произношение укоренится и переучить ребёнка будет сложно.

Формирование коммуникативности — важное условие нормального психологического развития ребёнка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни.

В общении друг с другом у дошкольников преобладают инициативные высказывания над ответными. В контактах ребенку значительно важнее высказаться самому, чем выслушать другого. А общаясь с взрослым, ребенок скорее предпочитает слушать, чем говорить сам.

Общение со сверстниками значительно богаче по своему назначению и функциям. Действия ребенка, направленные на сверстника, более многообразны, чем если бы партнером был взрослый, т. к. последний все время говорит, что хорошо, что плохо, как надо и как не надо делать, или что-либо рассказывает, т. е. ребенок от него ждет либо оценки своих действий, либо новой информации.

В общении со сверстником ребенок учится выражать себя, свои желания, настроения, управлять другим, вступать в разнообразные отношения. Одной из специфических закономерностей развития детей с нарушением зрения является дефицит информации об окружающем мире. Это негативно влияет на развитие составляющих коммуникативной деятельности, и поэтому требует специальной коррекции.

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста

предполагает:

1. становление умения владеть средствами общения;

2. формирование установок на взаимодействие и доброжелательное отношение;

3. установление позитивных взаимоотношений с окружающими: способность выслушать товарищей, корректно выразить свое отношение к собеседнику;

4. способность выразить собственные мнения, формирование позитивного образа Я;

5. формирование умения коллективного обсуждения заданий.

Основными методами по формированию способов общения

выступают:

1. Рассматривание иллюстраций с последующим обсуждением увиденного;

2. Упражнения подражательного характера;

3. Элементы сюжетно-ролевых игр;

4. Игры с правилами, настольные и словесные;

5. Использование пальчиковой гимнастики;

6. Беседы с использованием речевых и неречевых средств общения.

Таким образом, навыки общения дошкольников можно и нужно развивать, прививая дошкольникам основы грамотного общения и культурной

речи. Начинать такое обучение нужно с самого рождения, применяя весь спектр приемов и методов воздействия. Каждый взрослый воспитатель или родитель не должен забывать, что ответственность за построение взаимодействия лежит на нем, так как именно в общении с взрослыми дети получают и усваивают основные модели общения. Поэтому воспитатели и родители стоят во главе формирования культуры общения у детей дошкольного возраста.

Театрализованная деятельность в ДОУ является одним из наиболее распространенных и интересных направлений в воспитании детей.

Использование театрализованных игр дает возможность более эффективно решать важные педагогические задачи, которые касаются формирования коммуникативных умений, художественного вкуса, развития мышления и творческих способностей ребенка.

Театрализованные игры в детском саду представляют собой ролевое разыгрывание детских литературных произведений (детских рассказов, сказок или специальных инсценировок). Тематика игры должна иметь нравственно - этическую направленность: дружба, взаимопомощь, доброта и смелость.

Способность детей к подражанию и идентификации с персонажем позволяет посредством театральных образов оказывать воспитательное влияние. Разыгрываемые роли формируют у маленьких актеров определенную манеру поступать в соответствии с нормами морали, а заучивание своих ролей тренирует память.

Все театрализованные игры можно условно разделить на два больших

класса: драматизации, основывающиеся на самостоятельных действиях исполнителя, и детские режиссерские игры, в которых актер изображает определенного персонажа.

Примеры детских театрализованных драматизаций :

–Пальчиковые игры проводятся с помощью специальных пальчиковых кукол, которых ребенок надевает на руку и играет ими роль. Такие игры широко используют детские сады Монтессори.

–Игровые импровизации представляют собой разыгрывание сюжетной линии без подготовки.

– Творческое воспроизведение литературных произведений. Считается оптимальным, если внедрение театрализованной деятельности в учебно-воспитательный процесс носит регулярный характер. К примеру, можно готовить такие представления к каждому празднику.

Театрализованные игры в детском саду будут эффективно выполнять свою воспитательную функцию, только если их тематика и содержание соответствуют возрасту и уровню развития дошкольников.

Задействование детей во время организации и проведения театрализованных игр должно быть максимальным и равномерным, никто не должен оставаться в стороне, независимо от уровня развития актерских способностей.

Воспитатели или детский психолог также должны организовать плодотворное сотрудничество детей во время подготовки представления,

предоставить им больше свободы действий.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1Федеральный государственный образовательный стандарт СОО

(Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая

2012г. № 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 7 июня 2012г. №24480, Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.015 № 1578 «О внесении изменений в

федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего

образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки

Российской Федерации от 17 мая 2012г. № 413» (Зарегистрирован в Минюсте

России 02.02.2016г. №41020)

2Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "Об

образовании в Российской Федерации"

3Анкудинов, П. А. Творчество в детском саду : учеб. пособие / П. А.

Анкудинов, В. О. Орехов. - Москва: ЭКО, 2014 - 159 с.

4Бирюк, Т. П. Речь дошкольника и ее исправления. / Т. П. Бирюк. -

Москва: ЗАО Информ, 2015 – 304 с.

5Костикова, О. М. Методика развития речи и обучения грамоте

дошкольников / О. М. Кострикова, О. М. Антонюк. - Москва. : Ростов на -Дону:

Изд-во Образование, 2015 - 345 с.

6. Крамаренок, М. Н. Игры и упражнения по развитию умственных

способностей у детей дошкольного возраста : теория воспитания : учеб.

пособие для студентов высш. учеб. заведений / М. Н. Крамаренко. - 2-е изд. ,

стер. - Москва : Академия, 2015 - 205, [1] с. - (Высшее профессиональное

образование. Бакалавриат).

7. Марцинковская, Л. М. Развивающие занятия с детьми [Текст] /

Наука. – 2016 №1. – с. 11-114.

8. Макалева, О. М. Воспитание правильной речи у детей дошкольного

возраста : учеб. для студ. учреждений высш. проф. образования / О. М.

Макалева. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : Академия, 2017 – 186

9. Олейникова, О. П. Театр в детском саду [Текст] / Детство и

общество. -2017.-№1.-с 125-127

10. Петров,О. В. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения.

Гриф УМО МО РФ. -2017

11. Сигуткина, О. Р. Рекомендации к организации театрализованных

игр (в детском саду) [Текст] // Дошкольное воспитание. 2017 - №8. - С. 55-58.

12. Каменева, Е. М. Организационно-педагогические условия формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности // Педагогика. 2017

Публикации по теме:

Театрализованная деятельность как средство развития социально-коммуникативной компетентности детей раннего возрастаТеатрализованная деятельность как средство развития социально-коммуникативной компетентности детей раннего возраста Театр – это волшебный край,в котором ребенок радуется, играя,а в игре он познает мир! Театрализованная деятельность позволяет решать многие.

Игровой персонаж как средство формирования интереса к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста.Игровой персонаж как средство формирования интереса к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста. В своей профессиональной деятельности особое внимание я уделяю развитию у детей интереса к художественному творчеству. Как правило, в дошкольном.

Игры по формированию конструктивных умений у детей дошкольного возраста «Узнай на ощупь» Задача: Упражнять в умении отгадывать детали конструктора на ощупь. Оборудование: 2 набора деталей конструктора, 2 мешочка.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста» Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Тесную связь пальцевой моторики.

Перспективный план формирования представлений и умений детей младшей группы по образовательной области «Человек и общество»Перспективный план формирования представлений и умений детей младшей группы по образовательной области «Человек и общество» Перспективный план формирования представлений и умений детей младшей группы по образовательной области «Человек и общество». Сентябрь.

Перспективный план формирования представлений и умений детей средней группы по образовательной области «Человек и общество».Перспективный план формирования представлений и умений детей средней группы по образовательной области «Человек и общество». Представляю Вашему вниманию перспективный план по формированию представлений и умений детей средней группы по образовательной области «Человек.

Перспективный план формирования представлений и умений детей старшей группы по образовательной области «Ребенок и общество».Перспективный план формирования представлений и умений детей старшей группы по образовательной области «Ребенок и общество». Новый учебный год наступил. Предлагаю очередной перспективный план по образовательной области "Ребенок и общество". Надеюсь, что предложенный.

Проект «Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста» Игра - это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребенка, в игре закладываются основы будущей личности. Играя.

Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыковСюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыков Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыков. Назарова Т. А. С первых дней жизни ребёнка общение является одним из.

Театрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возрастаТеатрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста Актуальность Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Театрализованные игры являются одним из эффективных средств.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Театрализованная игра как средство формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 16 мая 2021 в 20:58
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Театрализованная игра как средство формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Иванова Галина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД