Юлия Русяева
Театрализованная игра как средство формирования коммуникативных умений дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В научно-исследовательской литературе доказано, что в ходе театрализованной игры формируется творческая деятельность детей. Игру мы можем анализировать как исследовательскую инициативу. Как мы знаем, игра – это основной вид времяпрепровождения у ребёнка, а, следовательно, именно она ведёт к импровизации в сочинении небольших историй и сказок, «протягивает руку помощи» к различным желаниям детей самостоятельно находить средства выразительности для некой разработки идеи, прибегая к помощи движений, мимики, интонации, позы, жестов. А также дети самостоятельно связывают во время игры разные явления, вводят новые, совсем недавно открытые впечатления, иногда вводят в изображение настоящей жизни отрывки услышанных рассказов или увиденных мультфильмов, т. е. формируют игровую ситуацию. По мнению учёных, это всё развивает не только выразительную речь, но и коммуникативные умения. В игре ребёнок «оттачивает» свою речь, незаметно для себя пополняет лексический запас, совершенствуют звуковую культуру речи, и запоминает строение диалога.
Публикация «Театрализованная игра как средство формирования коммуникативных умений дошкольников» размещена в разделах
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Также, вовлечение в театр формирует опыт социальных навыков поведения детей, благодаря тому, что каждая литературная работа для ребёнка всегда имеет нравственное стремление (товарищество, сердечность, правдивость, вольность). Благодаря сказке ребёнок открывает мир не только умом, но и сердцем. Выражает своё собственное взгляд на добро и зло. Любимые герои становятся примерами для подражания. Можно привести простой пример – девочка, играя с куклой, представляет себя в роли мамы; мальчики любят воображать, что они – супергерои.
Чтобы дети говорили красноречиво и чётко, следует создавать такие ситуации, в которых каждый ребёнок сможет проявлять себя, причём это касается не только обычной беседы, но и публичного выступления, нужно чтобы ребёнок не стеснялся присутствия посторонних людей. Очень важно выработать отсутствие боязни ещё в раннем детстве. Подчеркнём, что в этом большую помощь могут оказать театрализованные занятия. Дети всегда рады таким занятиям. Они охотно в них «включаются». Порой бывает детей не остановить, так как игра сильно увлекла. Театрализованная деятельность знакомит ребят с окружающим миром во всём его разнообразии. А мастерски подобранные «задачки» воспитателя ставят перед необходимостью ребят ещё, и думать, анализировать, делать выводы и обобщения – одним словом, совершать различные мыслительные операции. Добиться красноречивой и связной речи у детей можно просто работая над новой ролью, так как речь персонажей уже заставляет ребёнка ясно и чётко излагать мысли, так как в создании игрового образа особенно велика роль слова. И дети это хорошо понимают. Слово помогает ребёнку обнародовать свои идеи и умозаключения, полностью прочувствовать переживания партнёров. Как сказал С. Л. Рубинштейн: «Чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому что чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий; его лицо, он сам».
Конечно же, нельзя не сказать, что помимо всего, именно театр остаётся самым ярким воспоминанием детства, ощущением праздника, проведенного вместе с ровесниками, родителями и педагогами в особенном волшебном мире. А театр – это и есть волшебная игра, которая так увлекает детей.
Но проблема была и остается – недостаточное использование театрализованной игры в воспитании подрастающего поколения, а именно детей дошкольного возраста. В детских садах играм-драматизациям не уделяют нужного внимания, эту форму игры очень часто «оставляют на полках», не понимая важность такого вида деятельности.
Включение ребенка в детскую театрализованную деятельность создаёт огромные возможности для развития его творчества, а именно:
– обеспечивает целостность и глубину воздействия, обусловленную синкретичностью данного феномена, включающего ритмические, музыкальные, словесные воздействия, а также воздействие игрового пространства, усиленное эффектом групповой деятельности;
– позволяет создавать ситуацию импровизационного действия, которая дает участникам высокую степень свободы самовыражения;
– обеспечивает безоценочность ситуации, что позволяет каждому участнику более полно и адекватно выражать собственные чувства, не опасаясь оценки и сравнения;
– обеспечивает высокий уровень включенности в происходящее действо;
– создает ситуацию вынужденного успеха, способствует творческому самовыражению, позволяя каждому ощутить себя в качестве успешного субъекта деятельности;
– позволяет символически изменить реальность в рамках происходящего, создает условия для участников труппы на модели реальности обучаться эффективным способам поведения и взаимодействия;
– создает атмосферу коллективного эстетического переживания, что является значимым фактором успешности, обеспечивая благоприятный эмоциональный фон.
Согласно психолого-педагогическим исследованиям творческому развитию могут способствовать:
– театральные ситуации «если бы» и активные действия (прячусь, спасаю, узнаю и т. д.);
– побуждения к изображению ребенком действий персонажей сказок, потешек, стихов, прибауток, народных сюжетных игр и т. п. ;
– словесное обращение к окружающим предметам и явлениями через их одушевление;
– выстраивание целостной картины мира по отдельным её элементам.
Таким образом, в театрализованной игре дети проявляют свою самостоятельность, учатся выражать свои чувства, помогают изготавливать костюмы – всё это даёт им возможность полноценно развиваться, как умственно, так и физически и эмоционально.