Ирина Дунихина
Мастер-класс для педагогов «Театрализованная деятельность в ДОУ с использованием ИКТ»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель.
Повышение профессиональной компетентности педагогов в развитии творческих способностей дошкольников. Представление опыта работы по развитию творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности с использование ИКТ. Систематизация знаний педагогов по организации театральной деятельности детей дошкольного возраста. Демонстрация мультимедийного сопровождения наглядных методов в работе над образом в театрализации.
Задачи.
Познакомить с возможностями ИКТ при создании мультимедийного сопровождения работы по театрализованной деятельности с помощью программы Smart Notebook.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Театрализованная деятельность в ДОУ с использованием ИКТ“» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Театр своми руками. Кукольный, настольный, пальчиковый
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» декабрь 2018
Познакомить с дидактическими играми по работе над образом сказки «Теремок».
Ход мастер-класса:
I. Вступительная часть «Театрализованная деятельность в ДОУ с использованием ИКТ»
Сегодня я поделюсь своим опытом использования методов и приёмов работы над образом в театрализации с использованием информационно – коммуникативных технологий. Эти методы можно широко использовать и в других видах детской деятельности: художественно - эстетической, познавательной, физической и в развитии речи. Благодаря этому, материал может быть использован педагогами, занимающимися различными тематическими направлениями.
Театрализованная деятельность в детском саду – это возможность раскрытия творческого потенциала личности ребёнка. Каждый из нас использует театрализованную деятельность в своей работе. Мы разучиваем стихи, занимаемся подготовкой различных инсценировок и драматизаций. Для этого нам необходимо знать специальные методы и приемы.
Сегодня вашему вниманию я представлю различные дидактические игры по работе над образом персонажа из сказки, на примере сказки «Теремок». Эту работу можно проводить с детьми разных возрастов и для разных сказок, что делает методический материал универсальным в использовании.
Мы рассмотрим дидактические игры с использованием информационно – коммуникативных технологий, а именно программы Smart Notebook для интерактивных досок, что делает дидактические игры интерактивными. Данное программное обеспечение может быть использовано без доски, установив его на компьютере, с помощью мыши мы сможем управлять программой за компьютером, демонстрируя детям красочную наглядность.
Использование программы Smart Notebook.
Хотелось бы продемонстрировать возможности и особенности работы данным программных обеспечением. Она легка и доступна в использовании, свои занятия вы сможете сделать увлекательными и красочными.
В рабочей области программы можно установить фон, выбрав цвет или вставив картинку – фон. Можно вставлять рисунки, задать параметры прозрачности, изменить размеры, поместить в нужное место и закрепить. Вставить героя из сказки и «поселить» его в теремок.
Операция множественного клонирования позволяет копировать объект одним движение руки. Вставлять звук к объекту, ссылку на другую страницу в файле, ссылку на видео, звук. Все эти возможности позволяют задействовать все виды мультимедиа в одном файле, делая материал динамичным и интерактивным.
Театрализованная деятельность с использованием презентационного материала, мультимедийных пособий, проходит более эмоционально, выразительно.
II. Практическая часть “Использование ИКТ в работе над образом персонажа»
Уважаемые коллеги, я прошу Вас быть активными участниками данного действия, получить для себя что-то новое и полезное, а в завершении нашей работы оценить мой мастер - класс! Для этого вам понадобятся жетоны (желтый и коричневый). Раздаем жетоны.
Я хочу поделиться с вами опытом использования мною разработанных дидактических игр для театрализованной деятельности, а именно работы над образом персонажей из сказки «Теремок». Мои игры можно адаптировать и на другие сказки, их можно использовать для детей старшего дошкольного возраста, наполнив содержанием соответствующего возрасту детей.
Вначале знакомства со сказкой мы с детьми читаем сказку в разных изданиях, рассматриваем иллюстрации, затем слушаем её без наглядного сопровождения, дети отвечают на несложные вопросы по содержанию сказки.
Когда дети ознакомлены с содержанием сказки, можно проводить дидактические игры «Кто за кем?» по запоминанию последовательности событий сказки.
Демонстрация дидактической игры «Кто за кем?»
Вызываю педагогов для перемещения персонажей в теремок.
Теперь, когда дети легко ориентируются в событиях сказки, можно работать более детально над каждым героем. Мы продолжаем знакомиться с персонажами сказки, я учу детей распознавать конкретный образ, выделяя характерные черты, присущие только ему. Для решения поставленных задач, мы читаем стихотворения о персонажах, учимся отгадывать загадки.
Демонстрация дидактической игры «Познакомимся с героем из сказки!»
Педагогам загадываю загадку, они отвечают.
Итак, дети познакомились со всеми персонажами из сказки, пришло время распределить роли, но как сделать их выбор неожиданным, никого не обидеть? Я использую дидактическую игру «Волшебный цветок» для неожиданного распределения ролей, в которой дети попадают на волшебную поляну с разнообразными цветами. С детьми старшего возраста, можно закрепить знания цветов. Такие игры могут быть созданы для различных областей развития.
Я приглашаю Вас выбрать понравившийся вам цветок, и вы перевоплотитесь в сказочный образ.
Демонстрация дидактической игры «Волшебный цветок»
Выходит педагог и выбирает цветок, тем самым выбирая себе роль.
Вы сегодня будете мышкой – норушкой. Предлагаю Вам перевоплотиться с помощью атрибута из волшебного сундука для создания образа. Попрошу остаться в образе ненадолго.
Очень важно в раннем возрасте развивать речевой аппарат детей и совершенствовать интонационную выразительность. Для реализации поставленной задачи я использую дидактическую игру по произношению звуков и звукосочетаний по подражанию персонажей из сказки «Кто как кричит?». Дети младшего возраста повторяют звуки за воспитателем. Если игра проводится с детьми старшего возраста, можно прослушать аудиозаписи звуков животных – персонажей и попытаться воспроизвести звуки героя.
Приглашаю наших героев сказки послушать, какие звуки воспроизводит ваш герой.
Педагог выходит и нажимает на своего героя, воспроизводится звук животного. По желанию участника, все вместе повторяем звуки животного.
Предлагаю нашим участникам вернуться на свои места. Кому интересно самостоятельно выбрать себе героя, я вас приглашаю. Все звуки можно воспроизводить одновременно, что погружает детей в атмосферу настоящего леса, природы.
Воспроизвести несколько звуков героев одновременно.
Педагогам предлагается посмотреть атрибуты для создания образа.
Чтобы научить детей передавать эмоциональное состояние героев с помощью мимики, я использую дидактическую игру «Грустный – веселый», «Добрый – злой». Сначала, мы вспоминаем, кто из героев сказки, какие испытывал чувства, каким он был на протяжении всей сказки. В сказке «Теремок», все герои были веселыми и добрыми. С детьми рассматриваем особенности изображения той либо иной эмоции, определяем эмоции персонажей с помощью смайликов.
Демонстрируется дидактическая игра «Грустный-добрый - веселый», желающие могут выйти, определить настроение персонажа сказки.
Научить детей двигаться в соответствии с характером персонажа помогает дидактическая игра по подражанию движений животного «Повторяйка». Для детей младшего возраста ставиться задача запомнить движения, характерные для того или иного персонажа, путем повторения за воспитателем.
Демонстрирую игру «Повторяйка» для детей младшего возраста (лягушка и медведь)
Детям старшего возраста можно дать возможность для импровизации, придумать движения самостоятельно. Предварительно просмотрев видеофрагменты про персонажей сказки.
Демонстрируется видео зайца, лисы.
Видео: https://www.youtube.com/embed/Nh-Kdj6qIWAЯ приглашаю трех желающих для участия в игре.
Правила игры:
совместно выбрать конкретный образ;
первый участник показывает одно движение, присущее выбранному образу;
задача каждого последующего участника игры, воспроизвести движение, или жест предыдущего участника и добавить свой элемент, дополняющий образ.
Игра проводится под музыкальное сопровождение.
Таким образом, игры на память физических действий способствуют развитию двигательной активности детей, и созданию образа через жест и движения: «жест – образ».
Теперь, когда дети знакомы со сказкой, с её героями, знают какие звуки, движения, эмоции присущи данному герою, можно просматривать мультфильмы, программа позволяет вставлять видео. Для детей старшего возраста вместо мультфильмов – это могут быть фрагменты кукольного театра, постановок.
Демонстрируется мультфильм (фрагмент)
Видео: https://www.youtube.com/embed/CaNV20RIGx4Характерной чертой театрализованной деятельности является её конечный результат: этюды, инсценировки. Здесь мы с детьми применяем полученные знания и умения.
Демонстрация фотографий детей.
Я предлагаю Вашему вниманию небольшой этюд с героями сказки «Теремок».
Мне понадобится Ваша помощь, кто желает исполнить роль мышки?
Я буду лягушка – квакушка.
Обыгрывание отрывка из сказки «Теремок»
III. Заключительная часть.
Театрализованная деятельность не исчерпала своих возможностей и продолжает активно вовлекать детей в процесс творчества. Следовательно, чрезвычайно важно искать новые методы и приемы, создавать специфическую предметно-окружающую среду, способствующие развитию творческой личности ребенка.
IV. Рефлексия.
Задание «Наполни бочонок».
Наш мастер-класс подошел к концу. Благодарю всех педагогов за активность, творчество, эмоциональность. Мне очень важно знать ваше мнение о мастер-классе. Помогут мне в этом ваши жетоны.
Инструкция к жетонам.
Если вас заинтересовал мастер-класс – «добавьте ложку меда» в бочонок – положите желтый жетон.
Если не заинтересовал мастер-класс «добавьте ложку дегтя» в бочонок – положите жетон коричневого цвета.
Подведение итогов мастер-класса с помощью жетонов. Спасибо за внимание!