Татьяна Абрамова
Занятие по развитию выразительности связного высказывания у детей с ОНР на основе сказки И. П. Токмаковой «Кукареку»
▼ Скачать + Заказать документы
Театрализованная деятельность в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи. Введите в мир театра малыша,
И он узнает, как сказка хороша,
Проникнется и мудростью и добротой,
И с чувством сказочным пойдёт он жемчужною тропой.
Г. Попова
Повышение эффективности коррекционной работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР)— одна из главных задач, стоящих перед педагогами дошкольных учреждений. Современные специалисты в поиске эффективных средств коррекции все больше ориентируются на использование разных видов искусства. Ученые единодушны во мнении, что театр является одной их самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Он доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребенка и формированию базиса его личностной культуры. По эстетической значимости и влиянию на общее развитие ребенка театрализованной деятельности по праву принадлежит почетное место рядом с музыкой, рисование и лепкой.
Темочки:
В последние годы вырос интерес к механизму воздействия театральной деятельности на ребенка с речевыми нарушениями. Особенность данного вида деятельности заключается в том, что, проживая и переживая вместе с героями различные ситуации, недоступные в реальной жизни, ребенок познает новые формы и стили общения, приобщается к культуре взаимоотношений и частично переносит их в повседневную действительность Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Играя роль, ребенок может не только представлять, но и эмоционально переживать поступки своего персонажа. Это, безусловно, влияет на развитие сферы чувств дошкольника. Эстетические переживания помогают ребенку испытать восхищение теми проявлениями жизни, которые он раньше не замечал, и передать их с помощью движений, жестов, мимики и других средств выразительности.
Для решения комплекса коррекционных задач на базе МБДОУ № 39 г. Междуреченска одним из методических средств нами была выбрана театрализованная деятельность, которая органично вошла в педагогический процесс логопедической группы. В группе оборудован специальный мини-центр для театрализованной деятельности, где имеются куклы для настольного, пальчикового, теневого театра, театра картинок и игрушек; шапочки-маски различных зверей и птиц; элементы костюмов и декораций; ширма для кукольного и теневого театров.
К созданию театрализованной среды привлечены не только специалисты МБДОУ, но и родители, активно участвующие в изготовлении элементов декораций, атрибутов, пошиве костюмов.
Работа над постановками спектаклей охватывает всех детей. Разучивание ролей происходит в свободной деятельности детей, на занятиях, индивидуально. Обыгрывая сказки, дети стараются следить за звукопроизношением, мимикой, интонацией. В процессе подготовки дети с нетерпением ждут показа спектакля. И конечно, самыми благодарными зрителями выступают воспитанники младших групп, мамы, папы, бабушки и дедушки.
Конспект занятия по развитию выразительности связного высказывания на основе сказки Токмаковой И. П. «Кукареку»
(старшая группа для детей с ОНР)
Цели:
Обучающие:
• формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа;
• распространение предложений с помощью наводящих вопросов и самостоятельно;
• отработка дикции;
• развитие речевой интонационной выразительности;
• обогащение речи выразительными средствами русского языка;
• развитие мимики, жеста, пантомимы;
• обучение театрализованным играм и играм-драматизациям по мотивам сказки.
Коррекционные:
• развитие произвольного и слухового внимания;
• развитие зрительной и словесно-логической памяти и логического мышления;
• развитие общей и мелкой моторики детей.
Воспитательные:
• воспитание у детей дружбы, чувства доброты, отзывчивости.
Оборудование: маски-шапочки и костюмы героев сказки. Фонограммы записей: П. Чайковский “Юмореска”, Д. Шостакович “Полька-шарманка”, Р. Щедрин “Юмореска”, П. Чайковский “Полька”, музыкальный проигрыватель. Декорации: деревья, верёвка, прищепки, надпись «ку-ка-ре-ку».
Предварительная работа: разучивание ролей по сказке Токмаковой И. П. «Кукареку».
Ход занятия
1. Организационный момент. Приглашение на деревенский двор.
Логопед: Ребята, я приглашаю вас в деревню. А чтобы попасть туда, нужно произнести волшебные чистоговорки.
Дети:
Ло-ло-ло – едем к бабушке в село.
Ва-ва-ва – на дворе растёт трава.
Ха-ха-ха – мы поймали петуха.
2. Пальчиковая гимнастика «петушок и курочка».
Петушок стоит весь яркий,
Гребешок он чистит лапкой.
Курочка прыг на крыльцо:
«Я снесла тебе яйцо!» Ладонь вверх указательный палец опирается на большой. Остальные пальцы растопырены в стороны и подняты вверх.
Ладонь располагается горизонтально. Большой и указательный пальцы образуют глаз. Следующие пальцы накладываются друг на друга в полусогнутом положении.
3. Упражнения на развитие мимики, жеста и элементы пантомимики.
(Дети одевают шапочки-маски.)
Логопед: Ребята, отгадайте загадки о домашних животных и птицах и изобразите их повадки.
Острые ушки,
На лапах подушки,
Усы, как щетинка,
Дугою спинка. (Кошка)
С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живёт под крылечком,
Хвост колечко. (Собака)
Кто имеет пятачок,
Не зажатый в кулачок?
На ногах его копытца.
Ест и пьёт он из корытца. (Свинья)
На лугу по кочкам
Прыгают листочки!
Выпуклые глазки
И кривые лапки. (Лягушка)
4. Чтение сказки Токмаковой И. П. «Кукареку».
Захотел петушок
Сочинить стишок.
Написал КУКАРЕКУ
И к нем у еще строку.
Но КУКАРЕКУ потерялось,
Ничего от него не осталось:
Ни «ку», ни «ка», ни «ре»…
Увидал он Хрюшку во дворе.
Говорит Петушок:
Я хотел сочинить стишок,
Написал КУКАРЕКУ
И к нему еще строку,
Но КУКАРЕКУ потерялось.
Ты не знаешь, куда оно девалось?
Хрюшка головой покачала…
Нет, КУКАРЕКУ я не встречала.
Не печалься, тебе я хрю-хрю
Вместо него подарю.
Говорит Петушок…
Нет, спасибо,
Мне КУКАРЕКУ найти бы!
Собрался Петушок,
Взял дорожный мешок
И пошел шагать –
Пропажу искать.
Видит навстречу – кошка,
Кошка идет, мягконожка.
Говорит Петушок:
Я хотел сочинить стишок
Написал КУКАРЕКУ
И к нему еще строку,
Но КУКАРЕКУ потерялось.
Ты не знаешь, куда оно девалось?
Кошка головой покачала
Нет, КУКАРЕКУ я не встречала.
Не грусти, я тебе удружу –
Мяу-мяу тебе одолжу.
Говорит Петушок…
Нет, спасибо,
Мне КУКАРЕКУ найти бы!
И пошёл петушок дальше искать КУКАРЕКУ.
Тут на встречу петушку
Бежит пёс по лужку.
Гав-гав! Я иду по следу!
У меня лучший в мире нюх.
Не поможешь ли ты нашему петушку?
Я хотел сочинить стишок
Написал КУКАРЕКУ
И к нему еще строку,
Но КУКАРЕКУ потерялось.
Ты не знаешь, куда оно девалось?
Нет, КУКАРЕКУ я не встречал
Лаять большой я мастак
Я подарю тебе ГАВ-ГАВ.
Петушок говорит: нет, спасибо,
Мне КУКАРЕКУ найти бы.
Вздохнул Петушок,
Подтянул ремешок,
До реки дошагал –
Очень устал.
Видит – скачет Лягушка,
Известная всем болтушка!
Говорит Петушок: «Лягушка!»
Я хотел сочинить стишок
Написал КУКАРЕКУ
И к нему еще строку,
Но КУКАРЕКУ потерялось.
Ты не знаешь, куда оно девалось?
Лягушка головой покачала…
Нет, КУКАРЕКУ я не встречала.
Ты возьми себе лучше ква-ква-
Для стихов неплохие слова.
Говорит Петушок: Нет, спасибо,
Мне КУКАРЕКУ найти бы!
Грустный Петушок
Взял посошок,
На закат взглянул,
Домой повернул.
Дома ужин ждет,
Дома – детки.
Глядь – на крылечке наседка:
Петушок, я так устала!
Все КУКАРЕКУ твое искала!
Утащили его цыплята,
Непослушные наши ребята!
Целый день с ним они провозились,
Говорят КУКАРЕКАТЬ учились!
Впредь храни ты его аккуратно!
Тут Петушок сочинил стишок:
Написал КУКАРЕКУ!
И еще КУКАРЕКУ!
И третью строку
КУКАРЕКУ!
Беседа по прочитанному.
Логопед: Ребята, как называется сказка?
Дети: «Кукареку».
Логопед: Кто автор этой сказки?
Дети: И. П. Токмакова
Логопед: Кто главные действующие лица сказки?
Дети: Петушок, курочка, кошка, собака, лягушка, цыплята.
Логопед: Вспомните, с чего начинается сказка. Что случилось с петушком?
Дети: Петушок хотел сочинить стишок.
Логопед: Что из этого получилось?
Дети: Он потерял «Кукареку».
Логопед: Кого он встретил на своём пути?
Дети: Пса, кошку, лягушку, свинью.
Логопед: Что они предлагали петушку? Почему?
Дети: Они предлагали свои слова, хотели помочь.
Логопед: Кто нашёл «Кукареку»? Кто его забрал?
Дети: Курочка. «Кукареку» было у цыплят.
Логопед: Чему учит сказка?
Дети: Аккуратности, дружбе, взаимовыручке.
5. Формирование эмоциональной лексики. Игра «Назови ласково героев сказки».
Логопед: Ребята, назовите наших героев ласково.
Дети:
Петух – петушок
Курица – курочка
Пёс – пёсик
Кошка – кошечка
Лягушка – лягушечка
Цыплёнок - цыплёночек
6. Коррекционно-развивающая игра на развитие слухового внимания «Не зевай, по порядку выбегай!»
(Дети надевают костюмы и выбегают в нужной последовательности.)
Логопед: Первыми в сказке появились цыплята (выбегают, затем петушок. Кого он встретил первым на своём пути? Кого вторым? Третьим? И т. д.
8. Лоритмическое упражнение без музыкального сопровождения «Шел по берегу петух» .
Шел по берегу петух, (идут на месте, поднимая высоко ноги, руки за спиной)
Поскользнулся, в речку – бух! (круговые движения руками, затем приседают)
Будет знать петух, что впредь (медленно поднимаются грозя пальчиком)
Надо под ноги смотреть! (наклоны вперед)
9. Инсценировка сказки Токмаковой И. П. «Кукареку».
Логопед: А теперь мы покажем, какая история произошла с нашими героями.
Список литературы
Антипина А. Е. «Театрализованная деятельность в детском саду». - М., 2006.
Артемова Л. В. «Театрализованные игры дошкольников» - М., 1991.
Доронова Т. Н. «Играем в театр».-М., 2005.
Жукова Н. С. «Логопедия. Преодоление ОНР у детей».-М., 1998.
Миронова С. А. «Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях». - М., 1991.