Людмила Бочкаева
«Театрализованная деятельность-условие всестороннего развития ребенка». Консультация для воспитателей
▼ Скачать + Заказать документы
Бочкаева Людмила Николаевна
ГБОУ лицей с. Хрящёвка СПДС «Сказка», старший воспитатель
Театрализованная деятельность условие всестороннего развития ребенка
Дошкольный возраст — очень важный период развития личности ребенка, который характеризуется становлением единства эмоциональной и интеллектуальной сферы, становлением основ самостоятельности и творческой индивидуальности ребенка. Одна из проблем дошкольной педагогики заключается в том, что традиционный метод воспитания и обучения не позволяет в достаточной мере развивать познавательные процессы, эмоционально-волевую сферу, творческие способности ребенка. Что может затруднять в дальнейшем его социализацию.
Публикация «„Театрализованная деятельность-условие всестороннего развития ребенка“, Консультация для воспитателей» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Театр. Роль театра в развитии и воспитании. Консультации
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Многочисленные исследования ученых показывают, что определяющее влияние на развитие эмоциональной, интеллектуальной, волевой сферы ребенка оказывает театрализованная деятельность.
Выбирая театрализованную деятельность одну из направлений деятельности СПДС, исходили из того, что именно в процессе работы над образом происходит развитие личности ребенка, развивается мышление, двигательный, эмоциональный контроль. Происходит усвоение норм поведения, формируются высшие произвольные психические функции. Считаю, что важнейшим в детском театре является именно процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат.
Чем же хороши театрализованные игры? И что мы о них знаем? По-видимому, они названы так за свою близость к театральному представлению. Зрелищность всегда вызывает радость, а сказочность образов усиливает привлекательность игры. Театральные игры радуют, часто смешат детей и пользуются у них неизменной любовью. Участвуя в театральных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбу, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ. Поэтому театрализацию можно использовать как чудесный ключик, который открывает дверцу в окружающий ребенка волшебный мир.
Дети любят играть в театр, принимать различные роли, становясь то сказочным героем, то зрителем. Они с удовольствием подражают игровым образам. У детей есть свои любимые сказки и сказочные герои.
Одна из главных задач дошкольной педагогики — это создание естественной среды для развития фантазии, воображения, творчества, развитие коммуникативных навыков. Театрализованная деятельность позволяет воплотить это в жизни.
Наше дошкольное учреждение реализует общеобразовательную программу «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, принципы которой обеспечивают взаимосвязь театрализованной деятельности с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе.
Рассмотрим основные правила работы над играми-инсценировками:
• не перегружать детей;
• не навязывать своего мнения;
• не позволять одним детям вмешиваться в действия другого;
• предоставить всем детям возможность попробовать себя в разных ролях;
• первая встреча детей с пьесой должна быть эмоционально-насыщенной;
• учитывать возрастные особенности детей в выборе материала.
Как видите, они самым тесным образом перекликаются с основными идеями
• отсутствие лучшего или правильного ответа или способа действия;
• реализация собственных возможностей ребенка через ситуацию сотрудничества, работу в команде;
• нарочито отстраненная позиция взрослого, выступающего как «режиссер» или «советчик»;
• проигрывание знакомых сказок, ситуаций в неожиданно новых условиях;
• активное использование игр на развитие выразительности движений, эмоций, речи (игра «Зеркало», «Угадайте, что видели» : время года, деревья, животные и другое);
• отказ от исправления речи детей вдогонку.
Безусловно, все вышеперечисленное помогает детям общаться друг с другом, проявлять терпение, заботу и внимание к партнеру по игре. Навыки, приобретенные на занятиях, помогают детям легко перевоплощаться, принимать сюжет и задачи театрализованных игр.
Тематика и содержание театральных игр имеют нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке, литературном произведении и должна найти место в импровизированных постановках. Это дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость… Любимые герои становятся образами для подражания. С удовольствием перевоплощаясь в полюбившийся образ, ребенок добровольно принимает и присваивает свойственные ему черты. Так формируется умение поступать в соответствии с нравственными общепринятыми нормами.
Активное использование театральных игр оказывает благотворное воздействие на формирование психических качеств:
• внимание становится произвольным, улучшается зрительная память, развивается наблюдательность;
• формируются нравственные качества, такие как дружба, гуманность, отзывчивость, доброта;
• у детей расширяется круг понимаемых эмоций (радость, страх, удивление, грусть, в играх дети учатся понимать свое эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других людей;
• речь детей становится более выразительной, содержательной, образной, эмоционально окрашенной.
Таким образом, театрализованные игры помогают созданию таких условий, в которых каждый ребенок может проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды. Причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей, что особенно важно на этапе становления его личности, что будет, просто необходимо при обучении в школе и дальнейшей социализации в обществе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Антипина, А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду / А. Е. Антипина. – М. : Творческий центр сфера, 2003. – 128 с.
2. Бондаренко, А. К. Воспитание детей в игре / А. К Бондаренко, А. И. Матусик – М. : Просвещение, 1983. – 182 с.
3. Ботнарь, В. Д. Игры-драматизации – основа знакомства с культурой других народов / В. Д. Ботнарь, Э. К. Суслова // Дошкольное воспитание. – 1994. – № 3.
4. Доронова, Т. Н. Играем в театр / Т. Н. Доронова. – М. : Просвещение, 2005. – 84 с.
5. Ершова, А. П. Взаимосвязь процессов обучения и воспитания в театральном образовании // Эстетическое воспитание / А. П. Ершова. –Ежегодник РАО. – М., 2002. – 204 с.
6. Маханёва, М. Д. Театрализованные занятия в детском саду / М. Д. Маханёва. – М. : ТЦ «Сфера», 2001. – 190 с.
7. Петрова, Т. И. Театрализованные игры в детском саду / Т. И. Петрова, Е. Л. Сергеева. – М. : Школьная Пресса, 2000. – 206 с.
8. Сорокина, Н. Ф. Играем в кукольный театр / Н. Ф. Сорокина // Дошкольное воспитание. – 1997. – № 6, 10, 12; 1998. – №2. 52 – 57 с.
9. Чурилова, Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников / Э. Г. Чурилова. – М. : Владос, 2001. – 160 с.