Тамара Николаева
Театрализованная деятельность как вид арт-терапии
▼ Скачать + Заказать документы
Театрализованная деятельность, как вид арт-терапии.
Подготовила музыкальный руководитель:
Николаева Т. В.
Ни для кого не секрет, что посещение детского сада играет очень важную роль в жизни каждого ребенка, поскольку именно в этом дошкольном учреждении дети получают важнейший навык общения, который в дальнейшей жизни позволит им быстрее приспосабливаться к новой обстановке и коллективам. Мы должны не только обучать и воспитывать, но и давать ребёнку возможность творческого самовыражения. Однако психика ребенка очень ранима и требует бережного к себе отношения, ведь малыш только начинает узнавать самого себя и этот мир вокруг. И чтобы ребенок развивался гармонично на помощь приходит арт-терапия. Что же это такое?
Публикация «Театрализованная деятельность как вид арт-терапии» размещена в разделах
- Арт-терапия в детском саду
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Доктор медицинских наук А. И. Копытин дает такое определение: «арт-терапия — это направление в психотерапии, психокоррекции и реабилитации, основанное на занятиях изобразительным творчеством. Арт-терапия может рассматриваться как одно из ответвлений так называемой психотерапии искусством.»
Еще одно определение дает кандидат психологических наук И. В. Сусанина: «Арт-терапия — это область, которая использует невербальный язык искусства для развития личности в качестве средства, дающего возможность контактировать с глубинными аспектами нашей духовной жизни.»
Таким образом, арт терапия представляет собой методику развития при помощи художественного творчества. Арт-терапия может быть представлена по средствам искусства художественного, музыкального, театрального. И одной из разновидностей данного метода является театротерапия.
Театротерапия - использование участия в театральных инсценировках в терапевтических целях в расчёте на то, что та или иная роль в спектакле окажет благотворное воздействие на личность пациента, поможет ему справиться со своими внутренними проблемами.
В театральное искусство изначально заложен психотерапевтический элемент инициируемый творчеством, креативностью и свободой самовыражения. Задолго до возникновения психологической науки было замечено, что театральное действие обладает способностью захватывать человеческие души, изменять психическую реальность.
Театрализованная деятельность — важнейшее средство развития у детей способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. Можно так же утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям, развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.
По-моему мнению, процесс получения театральных знаний строится на основе методик, которые включают в себя игры и этюды, направленные на развитие эстетических и психомоторных способностей детей. Согласно возрастным особенностям, дети познают окружающий мир с помощью игры, а театральная игра – это еще и шаг к искусству, начало творческой жизни и деятельности.
Театральные действия предполагают активное участие ребенка, который является в первую очередь участником процесса, а не просто пассивным слушателем. По своему опыту могу сказать, что новые знания лучше всего преподаются с помощью проблемных ситуаций, которые предполагают совместный поиск решений детей и взрослых. Данные занятия проводятся в увлекательной, интересной детям форме, опираясь на сюжетное построение.
В основу театрально-игровой методики мною положен индивидуальный подход, что предполагает занятие педагога с группой воспитанников, но при этом учитывается особенности каждого ребенка в отдельности, отмечая и поощряя каждую удачную находку, позволяет воспитывать в детях самостоятельность и уверенность в своих силах.
Мои театральные занятия состоят из теоретических и практических занятий:
1. Теоретические занятия включают беседу о самом театральном искусстве, просмотр детских спектаклей, сказок, а также прослушивание аудио-спектаклей
2. Практические занятия предполагают ознакомление с основами актерского дела. Дети учатся создавать яркий образ героя, передавать характерные движения персонажей, эмоциональные состояние героя через художественно-образные выразительные средства – интонацию, жесты, мимику, позу. А также разучивание песен и плясок персонажей, развитие и совершенствование певческих и двигательных навыков.
Проводя данные занятия, я ставлю перед собой следующие задачи:
1. Создать условия для развития творческой активности детей и поэтапного освоения ими различных видов театрального творчества.
2. Познакомить детей с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, и др.).
3. Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.
4. Развивать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
5. Овладение ребенком «языком» эмоций, как способом выражения собственного состояния.
Форма занятий - групповые и индивидуальные занятия.
Основными формами проведения занятий являются театральные игры, пластические этюды, конкурсы, драматизации, беседы, спектакли и праздники; постановка сценок к конкретным мероприятиям, инсценировка сценариев праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и мастерству, развитие эмоциональной сферы.
Методы работы
1) эмоционально-образный: помогает глубже проникнуть в содержание и характер произведения, найти нужные выразительные приемы и средства исполнения.
2) объяснительно-иллюстративный: ориентирует на эмоциональное, творческое исполнение произведений (образной роли) детьми, помогает понять и услышать стилистические, динамические и другие особенности произведения (образа).
3) метод бессловесных действий: ориентирует на развитие сенсорных способностей, ладовысотного слуха, чувства ритма, пластики (умение передать образ через движение).
4) метод словесных действий помогает развитию голоса и слуха, учит интонационной выразительности.
Применение на практике театрализованной деятельности не так сложно. Необходимо выполнение трех условий: сценарный материал, оборудование, декорации и костюмы. Однако значение этой деятельности велико. Занятия театральной деятельностью способствуют :
• формированию позитивного отношения к жизни и повышению самооценки;
• расширению кругозора;
• увеличению коммуникативного пространства, обновлению круга общения;
• приобретению новых знаний и умений, социально значимого опыта.
Все вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы:
1. В процесс театрализованной игры дети узнают об окружающем мире.
2. Развиваются психические процессы.
3. Развивается речь.
4. Совершенствуется моторика.
5. Развивается эмоционально-волевая сфера.
6. Происходит коррекция поведения.
7. Развивается чувство коллективизма.
8. Происходит развитие творческих способностей.
Таким образом, я считаю, что, занимаясь с детьми разыгрыванием сказок, постановкой спектаклей, мы устанавливаем с ними тёплые, доверительные отношения, всё это в конечном итоге приводит к творческому раскрепощению, к созданию ярких, неповторимых, индивидуальных сценических образов. Театр помогает ребёнку найти себя. Играйте с детьми в театр.
Литература:
1. Копытин А. И. Арт-терапия – новые горизонты / А. И. Копытин. – М. : Когито-Центр, 2006 – 336 с.
2. Копытин А. И. Современная клиническая арт-терапия : учебное пособие / А. И. Копытин. – М. : Когито-Центр, 2015 – 528 с.
3. Копытин А. И. Арт-терапия детей и подростков/ А. И. Копытин, Е. Е. Свистовская. – М. : Когито-Центр, 2007 – 210с.
4. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. Б. М. Бим-Бад - М. : Большая Рос. энцикл., 2009. - 527 с. : ил.
5. Строганов А. Е. Психотерапия на базе театральных систем. Практическое руководство// Наука и Техника. Мир психологии и психотерапии. – 2009г. - С. 243
6. Сусанина И. В. Введение в арт-терапию/ И. В. Сусанина. – М. : Когито-Центр, 2007 – 95 с.
7. Щербакова В. В. Помощь Мельпомены или театр как терапия // Молодой ученый. — 2014. — №3. — С. 816-818.