Наталья Зотова
Театрализованная деятельность как средство развития творческой речи дошкольников
▼ Скачать
Тема: «Театрализованная деятельность как средство развития речевого творчества у дошкольников»
Слайд 2. Актуальность.
В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. А ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности, успешности. Благодаря родному языку дети входят в наш мир, получают широкие возможности общения с другими людьми.
Важность вопроса своевременного развития речи дошкольников определена в следующих документах:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Публикация «Театрализованная деятельность как средство развития творческой речи дошкольников» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Во ФГОС ДО среди направлений развития и образования детей выделена образовательная область «Речевое развитие», которая предусматривает овладение детьми «…речью как средством общения, культуры; обогащение активного словаря; развитие связной речи; развитие речевого творчества; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы как предпосылки обучения грамоте.»
Слайд 3. В ФОП ДО : «Решение совокупных задач воспитания в рамках образовательной области «Речевое развитие» направлено на приобщение детей к ценностям «Культура» и «Красота», что предполагает:
владение формами речевого этикета, отражающими принятые в обществе правила и нормы культурного поведения;
воспитание отношения к родному языку как ценности, умения чувствовать красоту языка, стремления говорить красиво (на правильном, богатом, образном языке).
В дошкольном возрасте игра - ведущий вид деятельности, в процессе игры ребёнок сам стремится научиться тому, чего ещё не умеет.
Долгое время работая с детьми, я пришла к выводу, что в повышении уровня речи детей помочь может театрализованная деятельность, которая является сильным, но ненавязчивым педагогическим средством.
Театрализованная игра – это творческая игра, представляющая собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказок, рассказов, специально написанных инсценировок).
Слайд 4. Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка:
• стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса;
• совершенствует артикуляционный аппарат;
• ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства (динамику, темп, интонацию и др.)
• формируется диалогическая, эмоционально насыщенная, выразительная речь.
Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, ребенок старается говорить четко, чтобы его все поняли
Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо.
С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать богатейший материал словесного творчества народа.
У детей разных возрастных групп театрализованная игра имеет свои особенности. Так, основной целью работы с детьми младшего дошкольного возраста является формирования интереса к театрализованным играм, складывающегося в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывает воспитатель, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов и сказок.
К старшему дошкольному возрасту происходит углубление театрально-игрового опыта за счет освоения разных видов игр-драматизаций и режиссерской театрализованной игры.
Театрализованная деятельность пронизывает все учебные и режимные моменты, но очень важно помнить, что даже дети старшего дошкольного возраста в театрализованные игры не играют самостоятельно. Поэтому педагог должен направлять детей и создавать необходимые условия.
Важным условием для появления и развития театрально-игровой деятельности детей дошкольного возраста является наличие образовательной среды, которая стимулирует развитие творческих способностей детей. Для этого у нас в группах оформлены уголки и центры.
Слайд 5. Театральный уголок включает в себя: ширмы, куклы бибабо, различные виды настольного театра, перчаточный и пальчиковый театр, театр на ложках, костюмы и маски.
Слайд 6. Центр книги включает в себя детскую художественную литературу (сказки, произведения детских писателей) в соответствие с возрастными особенностями детей, портреты детских писателей.
Слайд 7. В центре музыки имеется набор программных аудиозаписей и диски (танцевальная музыка, песни, звуки живой и неживой природы, животных, птиц, и т. д., музыкальные инструменты.
Театрализованные игры нужно проводить небольшими подгруппами, чтобы обеспечить индивидуальный подход к каждому ребёнку.
Существует два основных вида театрализованных игр:
Основанные на самостоятельных действиях ребёнка, где он играет сам или использует предметы, но основными средствами выразительности при этом являются мимика, пантомимика и жесты. Это игры-драматизации.
Игры, где ребёнок не принимает прямого участия, но создаёт сценические действия и ведёт игрушечного персонажа, действуя за него. Основным средством выразительности здесь выступает интонация. Это режиссёрские игры.
Виды театров используемых в работе:
Слайд 8. Пальчиковые. В игре участвуют куклы, которые дети надевают на пальцы и управляют ими. По движению сюжета ребёнок действует одним или несколькими персонажами-пальцами, произнося текст. Допускаются свободные действия или за ширмой.
Пальчиковый театр
• способствует развитию речи, внимания, памяти;
• формирует пространственные представления;
• развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений;
• повышает работоспособность, тонус коры головного мозга.
• игра с пальцами ускоряют процесс речевого и умственного развития
Слайд 9. С куклами бибабо. Действие игры происходит на ширме. Дети надевают на руку куклы и становятся водящими, проговаривая текст за персонажа. На усмотрение воспитателя допускается свободное передвижение детей. Такие куклы можно изготовить самостоятельно, используя старые игрушки.
Слайд 10. Театр масок. Изготавливаются маски-шапочки по размерам головы исполнителя. Это могут быть вязаные шапочки или нарисованные на картоне персонажи, которые крепятся резинкой вокруг головы. Предполагается, что ребёнок, облачившись по возможности в маску, накидку и т. п., играет за персонажа самостоятельно, без кукол.
Слайд 11. Настольный театр игрушек. Игра предполагает использование игрушек и поделок. Главное условие — устойчивость на поверхности и отсутствие помех при передвижении.
Настольный театр картинок. В качестве персонажей и декораций в этой игре используются картинки и рисунки. Действия героев ограничены, а настроения передаются исключительно интонацией играющего. Персонажи появляются по ходу действия, создавая эффект сюрприза.
Слайд 12. Фланелеграф. Действия игры происходят на экране из фланелевой ткани. Персонажи-картинки крепятся к нему с помощью приклеенных на обратной стороне кусочков бархатной бумаги или ткани. Рисунки подбираются вместе с детьми из старых книг, журналов или создаются самостоятельно.
Слайд 13-14. Самый «разговорный» вид театрализованной деятельности.
Игры-драматизации – это вид игр, в которых дети изображают героев мультфильмов или персонажей художественных произведений (сказки, стихи, песни и т. д.).
Импровизация. Этот вид игры-драматизации предполагает использование кукол и самостоятельную игру детей. Главное отличие от других — разработка сюжета по ходу действия.
Слайд 15-16 Ролевой театр
Теневой театр. Для игры используется экран из полупрозрачной бумаги или тонкой белой ткани, а также черные плоскостные персонажи и яркий источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают тени на экран. Изображение можно получить и при помощи пальцев рук. Показ сопровождается соответствующим звучанием.
Слайд 17. Марионетка —это управляемая театральная кукла, которую кукловод приводит в движение при помощи нитей или металлического прута
Театрализованные игры отличаются от других (сюжетно-ролевых и прочих) обязательным наличием, независимо от вида деятельности (будь это настольный театр картинок или импровизация, сюжета, основанного на литературных и фольклорных материалах.
Вот так в процессе театрализованной игры может развиваться речь детей. А развитая, грамотная, красивая речь - это залог успеха не только в учёбе, но и в его дальнейшей жизни в целом.