Людмила Николаевна Сяднева
Театрализованная деятельность, как средство формирования навыков коммуникации у детей с РАС
Театрализованная деятельность как средство формирования навыков коммуникации у детей с РАС.
Театр - самый наглядный и эмоциональный способ передачи знаний и опыта в человеческом обществе. Театр для ребё нка может быть представлен в двумя видами:
- как вид искусства, в процессе которого ребенок выступает в роли зрителя;
- как театрализованная деятельность, в которой он сам принимает участие.
Публикация «Театрализованная деятельность, как средство формирования навыков коммуникации у детей с РАС» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- ОВЗ. Сценарии развлечений
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Исследования показали, что обе роли – зрителя и актера являются для развития ребенка значимыми. Спектакль или театрализованная игра предполагают такое качество и такой уровень вовлечения детей в мир художественного произведения, когда детей захватывают события, судьбы героев, когда они радуются, восхищаются, огорчаются, думают, сомневаются, решают проблемы вместе с героями произведений. Спектакль позволяет сделать далекое -близким, непонятное - понятным, безразличное - значимым.
Грамотно организованная театральная деятельность очень эффективна в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и в создании благоприятного эмоционального фона.
Творческая игра-драматизация является важным условием, в котором развиваются коммуникативная деятельность, умение понять своего партнера, опираясь не только на вербальные высказывания, но и на эмоциональность и выразительность его лица, действий и поступков; формируется умение показать свое отношение, как в личностном, так и в сознательном плане. Формирование выразительных средств, для передачи яркого образа героя предполагает выработку навыка выразительной речи, накопление двигательного опыта в передаче различных по характеру образов, а также формирование чувства партнера, т. е. умения действовать совместно с другими детьми.
Принятие ребенком роли какого-либо персонажа — существенная предпосылка развития процессов понимания другого человека. Она даёт возможность попробовать разные (роли) способы взаимодействия с людьми, выполняющими другую роль: ребенок учится понимать, что такое ролевое поведение.
Театрализованные игры выполняют одновременно познавательную, коррекционную и воспитательную функции.
В своей деятельности – проведению театрализованных игр и адаптированных спектаклей - ориентировалась на следующие принципы:
1. Динамичность.
2. Коррекция и развитие высших психических функций.
3. Системность – предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении;
4. Увлекательность - является одним из самых важных, (учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей с РАС);
5. Коллективизм - в коллективных творческих занятиях происходит развитие разносторонних способностей.
Мною были выбраны и использованы следующие формы работы :
1. Коллективная – когда инклюзивный спектакль смотрят большое количество детей одновременно и актеры вовлекают детей в действие по сценарию.
1. Индивидуальная – выполнение задания в группе проходит неравномерно, поэтому необходимо проводить индивидуальную работу (дополнительно объяснять задание с учетом индивидуальных возможностей каждого ребёнка).
Мои наблюдения показывают, что участие детей в театрализованной деятельности положительно влияет на многие факторы в их развитии:
1. Знания и умения детей об окружающем мире значительно расширяются и углубляются.
2. Развиваются такие психические процессы как память, внимание, восприятие, мышление.
3. Активизируется собственная речь
4. Более активнее и успешнее формируются навыки невербального общения.
5. Обогащается словарный запас ребёнка.
6. Совершенствуется моторика, координация и пластичность движений.
7. Развивается эмоционально-волевая сфер.
8. Корректируется поведение ребёнка.
9. Формируется его активность и самостоятельность.
Благодаря комплексной деятельности, сочетающей движение, музыку, изобразительное искусство, каждый ребенок может компенсировать недостаток какой-либо одной способности другой, более развитой в данный момент.
В театрализованной деятельности активно развивается диалог как форма социализированной (коммуникативной) речи. Участие в театрализованной деятельности ребёнка, применение элементов театрализованной игры на занятиях по изобразительной деятельности положительно влияет на речевое развитие детей. Оно способствует обогащению словарного запаса, формированию грамматического строя речи, формированию монолога и самое главное диалога. Таким образом, можно выделить главный аспект, что в театрализованной игре формирование диалогической, эмоционально насыщенной речи происходит легче, чем на обыкновенных занятиях.
Дети приобретают опыт разного рода во взаимоотношениях между героями сказки или инсценировки. Воспитанники учатся согласовывать свои действия с действиями своего партнера: слушать не перебивая; говорить, обращаясь к партнеру, уважительно относиться друг к другу, что способствует развитию навыков социальной коммуникации. Это самая главная составляющая, т. к. является основой для дальнейшего общения со здоровыми сверстниками, педагогами и взрослыми.
Нельзя обойти стороной и зрительный контакт. Принимая участие в разных постановках, дети устанавливают и визуальный, т. е. зрительный контакт не только с взрослыми, но и другими детьми. Следя взглядом за одним из детей или взрослым, ребенок может исполнить практически самостоятельно танец или повторить какие-либо движения в игре, песне с движениями.
На музыкальном празднике, в театрализованной постановке, не зависимо от выраженности диагноза, двигательных способностей детей, уровня умственного развития - каждый ребенок исполняет доступную для него роль. Не имеет значения, какую роль исполняет ребенок, важно, что он создает образ с несвойственными ему чертами, учится преодолевать речевые трудности и свободно выполнять новые для него действия.
Наряду с осознаваемыми процессами в ходе восприятия театральных постановок, спектаклей (зрительными, двигательными, осязательными, слуховыми представлениями) имеет место возникновение бессознательных психических реакций (эмоций, эстетических переживаний). Поэтому существенным условием работы по художественному воспитанию детей с интеллектуальной недостаточностью, является использование специально подобранных театральных произведений, которые, воздействуя на аффективную сферу ребёнка, могли бы развивать такие высшие психические функции, как внимание, восприятие, мышление, воля, мотивация и др. Через сознание мы проникаем в бессознательное, мы можем известным образом так организовать сознательные процессы, чтобы через них вызвать процессы бессознательные, считал Лев Семёнович Выготский.
Таким образом, театрализованная деятельность оказывает огромное влияние на все стороны психики детей с ограниченными возможностями здоровья и главным образом, на развитие личности. Степень развития коммуникативных способностей зависит, в том числе, от раскрытия творческого потенциала в театрализовано-игровой деятельности и от степени взаимодействия детей в творческом процессе. Включение игры в социально – педагогическую деятельность обеспечивает успешную социальную адаптацию ребёнка, развивает его коммуникативные и творческие способности.