Анна Логинова
Опыт работы «Театрализация в логопедической работе»
▼ Скачать + Заказать документы
Театр – это…синтез всех искусств. …искусство возможности которого многообразны, а сила воздействия велика … ожившая сказка, это страна волшебных фантазий.
Современные образовательные стандарты стимулируют педагогов - логопедов искать новые пути решения образовательных и коррекционных задач. Интегрируя различные варианты детской деятельности в своих занятиях, я выбрала наиболее интересный мне и моим воспитанникам - это театрализация. Ведь эта форма работы позволяет сразу активизировать многие аспекты детской речи, такие как процесс говорения и понимания,выразительность, темп, интонационная окраска речи, неречевые средства: жесты, мимику, пантомимические движения. А так же позволяет преодолеть психологический дискомфорт у детей.
Публикация «Опыт работы „Театрализация в логопедической работе“» размещена в разделах
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- Опыт работы, практика
- Работа логопеда. Логопедия
- Театр. Конспекты театрализованной деятельности
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
Добрую волшебную страну старалась я создать вокруг моих ребят. Каждом уголке моего логопедического кабинета поселялись добрые сказочные герои общаясь с которыми дети учились, развивались, росли. Не лёгкую науку правильной красивой речи, осваивали мы через театральную игру.
Примеряя театральный образ ребёнок обретает уверенность в своих силах, пропадает страх перед ошибками и неудачам, ведь теперь он живёт жизнью своего героя. И мои детишки преображались играя. Самые робкие становились решительнее, задиры и забияки – добрее и внимательнее, молчуны поражали активностью и говорливостью.
Знакомство детей с театральным искусством начиналось с небольших этюдов по изучаемому материалу (домашние, дикие животные, обитатели жарких стран и северных широт, транспорт, профессии человека и т. д.); инсценировок любимых и знакомых сказок, стихотворений, рассказов.
Эти игры помогали детям раскрепоститься, развивать свою мимику, мелкую моторику, звукопроизношение, грамматический строй и выразительность речи.
Глубже вжиться в образ, раскрыть его детям помогают костюм, атрибуты, театральные маски. По этому направлению я выполнила проект «Быстрые маски», разработав способ выполнения масок для детских спектаклей, на основе бумагапластики. Мои маски отличает легкость, быстрота исполнения, что позволяет работать в этой технике даже детям.
Прежде чем сыграть роль самому, ребёнку хочется попробовать несколько вариантов развития сюжета. В этом ребятишкам помогают разные виды театров.
Элементы театрализации в логопедической работе значительно расширили возможности деятельности детей.
Использование театрализации открывает широкие возможности для творчества педагога, это и привело меня к идеи создания театрально-дидактической куклы для логопедических занятий.
Работая над этим проектом я разработала и выполнила три куклы марионетки, куклу перчатку дед Секрет, дидактическую книгу-игрушку с элементами пальчикового театра и театральную куклу для работы над артикуляцией и звукопостановкой.
Дед Секрет живёт у нас в музее слова, он его хранитель. Он с удовольствием открывает для детей тайны и загадки слов, с радостью делится, каким ни будь забытым или новым секретом о словах омонимах, архаизмах и вновь появляющихся словах проводя по лабиринтам лексики.
Куклы марионетки Буква, Слог, гусеница Подсказка помогают дошколятам войти в мир грамоты. Вместе с ними дети знакомятся с буквами, начинают сливать слоги, затем читать слова. Играют в разные игры «Найди место звука в слове», «Потерявшаяся буква» и т. д. Знакомятся с основами звукового и слогового анализа.
Книга «Весёлое подворье» приглашает ребёнка в весёлую сказку, герои которой домашние животные. Играя ребёнок получает и закрепляет знания по теме (кто их детёныши, где они живут, чем питаются, какую пользу приносят человеку.).
Кукла для работы с артикуляционным аппаратомВесёлый Дракоша помогает при знакомстве ребёнка с артикуляционным аппаратом. С ним ребятишки охотнее выполняют даже самые сложные артикуляционные упражнения, интереснее становятся задания по постановки звуков и развитию правильной воздушной струи.
Последней моей разработкой стала дидактическая кукла "Звукозайки" Эта игрушка помогает улучшить качество работы по звуковому анализу и синтезу с детьми дошкольного возраста, стимулируя развитие фонематического восприятия, по средствам активизации наглядно-образного мышления.
Пособие представляет собой игрушку-перевертыш, символизирующую звуки речи и набор карточек с буквами и рисунками.
Работая с игрушкой ребенок : дает характеристику звука, подбирает картинку на заданный звук, определяет его место в слове.
Работая с гласными ребенок получает возможность выбрать артикуляционный профиль звука- по средству сменный ртов игрушки. Работая с согласными получает возможность охарактеризовать мягкость-твердость и звонкость –глухость звука.
Успехи достигнутые детьми в речевом развитии, интерес проявляемый ими к образовательной деятельности, эмоциональная раскрепощённость, психологический комфорт детей на занятиях, умение владеть собой позволяет сделать вывод об уместности театрализации в логопедической работе.
В игре перевоплощения, в выдумке, в инсценировке меняются все. Развивается не только личности ребёнка, художественные способности, творческий потенциал, но и общечеловеческая способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области, это помогает моим ребятишкам адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным, в ходе совершенствования диалогов и монологов, осваивается выразительности, грамотности речи наиболее эффективно происходит речевое развитие.
Я убеждена, что театрализация в логопедической работе нашла прочное, верное место и имеет огромные перспективы развития, так как театр – это тот вид искусства возможности которого многообразны, а влияние безгранично.