Гульнара Гараева
Театр, как средство развития особенных детей
▼ Скачать + Заказать документы
Так сложилось, что я уже более двенадцати лет работаю в специализированном детском саду, который посещают дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (в основном с диагнозом детский церебральный паралич). Списочный состав группы 9 детей в возрасте от 4 до 8 лет. Работать не просто, но "если не я, то кто?. "
Детский церебральный паралич (ДЦП) – это двигательные нарушения, причиной которым могут послужить повреждение центральной нервной системы во время беременности, родов или в первые дни жизни. У ребенка с детским церебральным параличом, кроме двигательных нарушений, могут часто наблюдаться и нарушения речи, слуха, зрения.
Публикация «Театр, как средство развития особенных детей» размещена в разделах
Врачи считают, что детский церебральный паралич – это не болезнь, а стиль жизни, но для родителей это слабое утешение, ведь каждой маме хочется, чтоб её ребенок был полностью здоров. Могу сказать с полной уверенностью, что данное нарушение, как правило, не влияет на умственное развитие ребенка. А значит, не смотря на тяжесть диагноза, наши особенные дети тоже хотят играть, познавать мир, общаться. Очень помогает в достижении этих целей театрализованная деятельность.
Обязательное условие в моей работе участие всех детей группы в постановках. Сценарий пишется «под детей» и учитывает индивидуальные особенности каждого маленького артиста. В качестве зрителей приглашаются родители воспитанников, сотрудники детского сада и дети младшей группы.
Сценарий театрализованной постановки для детей с ограниченными возможностями в разновозрастной старшей группе
по мотивам словацкой народной сказки «У солнышка в гостях»
Цели:
- учить детей принимать на себя роль и с помощью средств выразительности (мимики, жестов) передавать особенности образа;
- закреплять навыки диалогического общения, развивать интонационную выразительность речи;
- воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми, любовь к искусству, интерес к театру, желание участвовать в театральных постановках, выступать перед зрителями.
Материалы и оборудование:
• Музыкальный центр;
• Декорации;
• Костюмы;
• «Карусель» (обруч с нашитыми лентами);
• Кувшин, таз, расческа, полотенце, заколки.
Предварительная работа:
• Изготовить декорации;
• Подготовить инсценировку сказки;
• Подобрать костюмы и музыкальное сопровождение.
Рассказчик: Здравствуйте ребята. Сегодня мы с вами попали в сказку. Здесь живут очень дружные звери и птицы. А в том, что они дружные вы сейчас убедитесь. Слушайте и смотрите внимательно. «Однажды, рано утром…».
Выходит Петушок: Я у солнышка дружок
Голосистый петушок
Рано утром я встаю
Громким голосом пою
Кукареку-у-у! (2раза)
Что то не просыпается солнышко, наверное крепко уснуло. Придется идти к нему, будить, а то будет нам всем темно и холодно.
Выходят котята: Мягкие лапки,
Коготки – царапки,
Лапкой умываемся,
А с водой не знаемся, мяу.
Доброго утра, Петушок. А куда ты собираешься?
Петушок: Я иду солнышко будить.
Котята: Можно мы с тобой пойдем?
Петушок: Можно, вместе веселее! (под музыку идут по залу).
Рассказчик: И отправились они в путь, но не успели далеко отойти, как увидели…
Выходит Бычок: Встал я прямо у дорожки
Не идут от страха ножки.
И мычу я громко: «Му-у!
Шаг я сделать не могу!»
Здравствуйте. А куда вы идете?
Петушок: Мы идём солнышко будить.
Бычок: Можно я с вами пойду, а то мне здесь одному темно и страшно?
Петушок: Можно, вместе веселее! (под музыку идут по залу).
Рассказчик: И отправились они в путь вчетвером, дошли до ручья, а куда дальше идти не знают. (Смена декораций - ручей)
Выходит Лягушка: Я зеленая лягушка,
Всем зверятам я подружка.
Я красива, зелена,
Весела я и умна! Ква-ква-ква!
Здравствуйте. А куда вы идете?
Петушок: Мы идём солнышко будить, только мы не знаем, куда дальше идти.
Лягушка: Солнышко каждое утро из-за леса поднимается, значит нужно через лес пройти. Возьмите меня с собой.
Петушок: Пойдём, вместе веселее! (под музыку идут по залу).
Рассказчик: И отправились они в путь впятером, вошли в лес, а куда дальше идти не знают. (Смена декораций - лес)
Выходит медвежонок: Я в лесу огромней всех,
Я ношу богатый мех,
Я в берлоге до весны
Днем и ночью вижу сны!
Здравствуйте. А куда вы идете?
Петушок: Мы идём солнышко будить, только мы не знаем, куда дальше идти.
Медвежонок: Я тоже не знаю, надо у лисы спросить, она все знает. Возьмите меня с собой.
Петушок: Пойдём, вместе веселее! (под музыку идут по залу).
Выходит Лиса: Я лисичка – рыжий хвостик,
Приглашаю всех вас в гости.
Как вы вкусно пахнете. Давайте с вами поиграем. Петушок мне песенку споет. А потом я его скушаю!
П/и «Лиса и петушок» («Мышеловка») (под музыку)
Рассказчик: Как тебе не стыдно Лиса зверят пугать? Они идут для всех солнышко будить, а ты их задерживаешь. Лучше покажи дорогу.
Лиса: Я больше так не буду, простите меня. А солнышко живет на высокой горе за лесом, пойдемте – покажу (под музыку идут по залу).
Выходит Ё ж: Здравствуйте. Я Ёж - колючая голова.
«Песенка про Ёжика»
(хороводная игра под музыку)
1. Жил в лесу колючий Ёжик
Да-да, да-да!
Был клубочком и без ножек
Да-да, да-да!
Припев: Не умел он хлопать
Хлоп-хлоп-хлоп.
Не умел он топать
Топ-топ-топ.
Не умел он прыгать
Прыг-прыг-прыг.
Только носом шмыгать
Шмыг-шмыг-шмыг.
2. А ребятки в лес пошли
Да-да, да-да!
Ёжика в лесу нашли
Да-да, да-да!
Припев: Научили хлопать
Хлоп-хлоп-хлоп.
Научили топать
Топ-топ-топ.
Научили прыгать
Прыг-прыг-прыг.
Научили бегать
Во-о-от так!
Ё ж: А куда вы идете?
Петушок: Мы идём солнышко будить.
Ё ж: Возьмите меня с собой.
Рассказчик: И отправились они в путь (под музыку идут по залу). (Смена декораций – туча).
Петушок: Смотрите! Какая туча! Это она солнышко закрыла. Сейчас я его разбужу. Кукареку-у-у! (2раза)
Солнышко из-за тучи: Кто меня будит? Что случилось?
Все звери: Просыпайся, вставать пора!
Солнышко выходит: Здравствуйте. Как долго я спало. Не могу я такое неумытое и лохматое на небе появиться. Вы мне поможете?
Все звери: Да! (Умывают, причесывают под музыку).
Солнышко: Спасибо вам за помощь. А за то, что вы такие дружные и смелые приглашаю вас покататься на моей солнечной карусели.
П/и «Солнечная карусель» (под музыку)
Солнышко: тут и сказки конец!
Мы вам сказку показали.
Хорошо-ли, плохо-ли,
А теперь попросим вас,
Чтобы вы похлопали!
Все артисты выходят на поклон.
Такие театральные постановки вызывают сильный эмоциональный отклик и «ситуацию успеха», как у артистов, так и у их родителей.