Юлия Хасанова
Театр как средство формирования речи детей
▼ Скачать
[ТЕАТР КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ
“Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он засушенный цветок”.
Сухомлинский В. А
Игра является основной деятельностью ребенка дошкольного возраста. Это наиболее доступный и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций.
Публикация «Театр как средство формирования речи детей» размещена в разделах
Известно, что дети с нарушениями речи часто бывают необщительны, скованны, плохо адаптируются к окружающей среде. Недостатки речевого развития влияют и на их деятельность. Нередко они теряют возможность полноценно общаться со сверстниками из-за неумения выразить свою мысль и боязни показаться смешными, хотя правила и содержание той или иной деятельности им доступны и понятны. У детей с речевой патологией имеются и такие отклонения, как: неустойчивость внимания, плохая слуховая и зрительная память, бедность словаря, нарушения грамматического строя речи, недостаточность развития фонетико-фонематического восприятия.
Основатель Московского кукольного театра С. В. Образцов однажды высказал мысль о том, что каждому ребенку свойственно стремление к актерству. А мы знаем, что знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно.
Театрализованная игровая деятельность является одними из средств развития речевой активности дошкольников. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное и речевое развитие детей.
Театрализованная постановка позволяет заинтересовать воспитанников, удержать их внимание, развить творческое воображение, элементарно-логическое мышление, память и, главное, сформировать внутреннюю мотивацию речевого высказывания.
Воспитательное значение театрализованной игры состоит в развитии эмоций, познавательной деятельности с одной стороны и решений коррекционных задач с другой стороны.
Ведущая роль в этой работе принадлежит взрослому. Речь и выразительные умения взрослого служит образом для подражания.
В наш детский сад поступают дети с различными видами речевой недостаточности: ОНР, ФФНР, заикание и т. д. Часто речевой дефект является весьма стойким и сочетается с различными недостатками психической деятельности.
Для занятий с такими детьми необходимо особенно тщательно подбираю материал для театрализованного развлечения. Разработка новых технологий интегрированного подхода к содержанию логопедических занятий весьма актуальна. Интегрированные занятия (всех специалистов) способствуют развитию творческих и речевых способностей детей.
Речевая деятельность как совокупность процессов говорения и понимания является основой коммуникативной деятельности и включает неречевые средства : жесты, мимику, пантомимические движения. При некоторых речевых нарушениях адекватное использование неречевых средств общения затруднено. Кроме того, речевые нарушения могут сопровождаться отклонениями в формировании личности.
Театрализация привлекательна тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет ребятам проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений. Поэтому театральная деятельность является средством всестороннего развития личности ребенка-логопата, воспитания у него активности, коллективизма, уверенности в своих силах.
Театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, развития речи, формирования элементарных математических представлений до физического совершенствования. Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности.
Велико значение театрализованной игры для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи).
В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя, игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.
Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью и т. п.). Все эти показатели не складываются стихийно, а формируются в ходе воспитательно-образовательной работы.
Что же такое выразительная речь?
На сегодняшний день к хорошей речи предъявляется множество требований:
содержательность,
логичность,
точность, ясность и простота,
богатство,
чистота,
уместность,
правильность,
образность,
живость, эмоциональность, выразительность,
благозвучие.
В рамках театрализованной деятельности особенно значимым является выразительность и эмоциональность.
Выразительность речи – это умение передавать в речи оттенки чувств и мыслей. В устной речи средствами выразительности могут быть интонация, жесты, мимика, пауза, тон и тембр голоса.
Выразительность речи — это живость, яркость, образность, убедительность отражения мысли, «такие особенности её структуры, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя или читателя»
(Головин Б. Н. Основы культуры речи. - М., 1988.)
Интонация – это сложный комплекс, включающий в себя несколько выразительных средств звучащей речи :
Мелодика – повышение и понижение голоса при произнесении фразы, что придает речи различные оттенки : певучесть, мягкость, нежность и др. Именно это позволяет избежать монотонности. Мелодика присутствует в каждом слове звучащей речи, и её оформляют гласные звуки, изменяясь по высоте и силе.
Темп – ускорение и замедление речи в зависимости от содержания высказывания с учетом пауз между речевыми отрезками.
Ритм – равномерное чередование ударных и безударных гласных, образующих слоги. Иначе говоря, чередование следующих их качеств: долготы и краткости, повышение и понижения голоса.
Фразовое ударение – выделение, в зависимости от смысла высказывания, паузами, повышением голоса, большей напряженностью и долготой произношения группы слов.
Логическое ударение – выделение паузами, повышением голоса, большей напряженностью и долготой произношения отдельных слов, особо значимых в высказывании.
Тембр речи – звуковая окраска, отражающая экспрессивно эмоциональные оттенки: грустный, веселый, мрачный и т. д.
Интонационно невыразительная речь может быть следствием снижения слуха, недостаточно развитого речевого слуха, неправильного речевого воспитания, а также различных нарушений речи.
Именно эмоциональная речь взрослого служит образцом интонационной выразительности. Поэтому работа над развитием этого важного качества ведется, в основном, путем подражания.
При заучивании стихотворения, при рассказывании или пересказе взрослый сам пользуется эмоциональной речью и обращает внимание на выразительность речи ребенка. Постепенно дети в самостоятельной речи начинают использовать нужные интонации.
В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, ребенок начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется.
Увиденное и пережитое в самодеятельных театральных представлениях расширяет кругозор детей, вызывает потребность рассказывать о спектакле своим друзьям и родителям. Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической форме.
Известный всем нам писатель Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать - вот, что необходимо ребёнку».
Развитие речи теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения ребёнка. Постепенно складывающееся умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы, композиционно оформлять их содержание способствует овладению монологической речью, что имеет первостепенное значение для полноценной подготовки ребёнка к школьному обучению.
Таким образом можно сделать вывод, что театрализованная деятельность даёт возможность использовать её как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство развитию речи.
Содержание занятий по театрализованной деятельности :
o просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
o игры-драматизации;
o упражнения для социально-эмоционального развития детей;
o коррекционно-развивающие игры;
o упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика);
o задания для развития речевой интонационной выразительности;
o игры-превращения («учись владеть своим телом», образные упражнения; упражнения на развитие детской пластики;
o ритмические минутки (логоритмика);
o пальчиковый игротренинг для развития моторики рук, необходимой для свободного кукловождения;
o упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимы;
o театральные этюды;
o отдельные упражнения по этике во время драматизаций;
o подготовка (репетиции) и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
o знакомство не только с текстом сказки, но и средствами ее драматизации - жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями (реквизит, мизансценой и т. д.
Одним из условий успешного освоения детьми театрализованной деятельности, совершенствования речи является эффективное взаимодействие воспитателя с родителями. Именно в семейных условиях можно уделить ребенку достаточное внимание в зависимости от особенностей его развития, склонностей, читательских интересов и др. С мамой можно послушать сказку в исполнении мастеров художественного чтения, рассмотреть иллюстрации к литературному произведению, обсудить сказочный персонаж.
Театрализованная деятельность оказывает влияние на развитие речи детей дошкольного возраста только в том случае, если будет вызывать интерес и желание включиться в игру, а также будет учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.
Список литературы.
1. Белякова Л. И., Дьякова Е. А. Заикание. – М. : В. Секачев, 1998.
2. Головин Б. Н. Основы культуры речи. - М., 1988.
3. Логопедия. Разработка занятий с детьми дошкольного возраста: выпуск 1/Сост. О. В. Епифанова – Волгоград: Учитель – АСТ, 2004.
4. Новоторцева Н. В. Развитие речи детей. – Ярославль: «Академия развития», 1997.
5. Поварова И. А. Коррекция заикания в играх и тренингах. 2-у издание. – СПб. : Питер, 2004.