марина козырева
Программа «Театр — творчество — счастливые дети»
▼ Скачать + Заказать документы
«Введите в мир театра малыша,
И он узнает, как сказка хороша,
Проникнет и мудростью, и добротой,
И с чувством сказочным пойдет он
Жизненной тропой».
Г. Попова.
Художественно-эстетическое развитие ребенка определяется как развитие его способностей к восприятию, сочувствию и пониманию прекрасного в жизни и искусстве. Воспитание и приобщение ребенка к стремлению самому участвовать в познании окружающего, в художественной деятельности, проявление инициативы, творчества и развитие креативности.
Публикация «Программа „Театр — творчество — счастливые дети“» размещена в разделах
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
Особую роль в эстетическом воспитании детей отводится искусству. Именно искусство побуждает и пробуждает в детях сопереживание, сочувствие, волнуя и радуя их, раскрывая перед ними смысл жизненных явлений и полноту окружающего их мира. От эстетического развития детей зависит умственное, физическое и психологическое развитие, нравственное отношение к жизни и окружающим его людям, а также эмоциональная сфера ребенка, т. е. ребенок, развивается по принципу всестороннего и гармоничного развития.
Основную цель, которую ставлю в своей работе с детьми - это сделать жизнь воспитанников интересной, содержательной, наполненной яркими, незабываемыми впечатлениями. Стремление к тому, чтобы навыки полученные от театрализованной деятельности малыши смогли применить в повседневной жизни.
В целом театрализованная деятельность развивает личность ребенка, воспитывает любовь к театру, чтению художественной литературы, эмоционально переживать и воплощаться в образ, она побуждает их к познанию нового, не известного, к поиску новых образов.
Чем раньше педагог начинает развивать творчество детей, тем больше можно достичь результатов в работе с детьми, но для этого необходимо постоянно, систематично обогащать его жизненный опыт. Ребенок должен получить определенные знания, умения и навыки, чем богаче опыт ребенка, тем ярче творческие проявления малыша.
Поэтому так важно с самого раннего детства приобщать ребенка к театру, музыке, литературе, живописи. Особенно в наше время, когда дети вовлечены в компьютерные игры, интернет, телевизор, телефоны и планшеты буквально живут в виртуальном мире, им не хватает общения со сверстниками и взрослыми. Отсюда и происходят проблемы недопонимания, агрессивность, не умение ребенка выражать свои чувства, мысли и желания и так далее.
Исходя из выше сказанного, мы считаем, что развитие творческих способностей детей дошкольного возраста весьма актуальная тема и поэтому нами была разработана и реализуется Программа «Театр – творчество - счастливые дети»
Законодательно-нормативное обеспечение программы :
1. Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ
2. «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях». Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26, (далее – СанПиН).
3. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384).
4. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.08.2013г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования».
Цель программы : развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.
Задачи:
• Создание условий для развития эмоциональной и творческой деятельности детей и взрослых.
• Развитие художественно - эстетических способностей детей, в том числе и развитие индивидуального творчества.
• Способствовать знакомству с различными видами театров.
• Развитие и приобщение детей к театральной культуре, поддержка детской инициативы ребенка, обогащение его опыта.
• Вовлечение родителей в непосредственно образовательную деятельность.
Программа опирается на следующие принципы построения общей дидактики:
1. Доступность:
• учет возрастных особенностей детей;
• адаптированность материала к возрасту.
2. Систематичность и последовательность:
• постепенная подача материала от простого к сложному;
• частое повторение усвоенных норм.
3. Наглядность:
• учет особенностей мышления.
4. Динамичность:
• интеграция программы в разные виды деятельности
5. Дифференциация:
• учет возрастных особенностей;
• создание благоприятной среды для реализации театрализованной деятельности, организации театрализованных игр
Программа определяет важнейшие дидактические принципы организации театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста:
• Принцип психологической комфортности.
Это, прежде всего – создание условий, в которых дети чувствуют себя «как дома», снятие стрессообразующих факторов, ориентация детей на успех, а главное, ощущение радости, получение удовольствия от самой деятельности.
• Принцип творчества.
Это максимальная ориентация на творческое начало, приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.
• Принцип целостного представления о мире.
Это личностное отношение ребенка к полученным знаниям и умение применять их в своей практической деятельности.
• Принцип вариантности.
Он предполагает у детей понимание возможности различных вариантов решения задач.
Работа с детьми велась в двух направлениях:
- Первое направление включало в себя - спектакли, пьесы и сценки для кукольного театра;
- Второе направление - игры-драматизации, театрализованные игры с использованием различных видов театра : настольного, теневого, пальчикового, перчаточного с участием куклы- петрушки, кукол бибабо, эстрадные сценки.
В работе с детьми использовали различные методы и приемы:
Одномоментности – самостоятельный творческий поиск детьми, проявление инициативы.
Наглядности - просмотр презентаций, видеофильмов, иллюстраций, тематических альбомов и других наглядных пособий.
Словесный – беседа, художественное слово, указания, пояснения.
Практический – самостоятельное обыгрывание детьми сказок, сценок, игр- драматизаций, стихотворений и т. д.
Эвристический – развитие находчивости и активности
Проблемно- мотивационный- стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятий.
Сотворчество- совместная деятельность ребенок- родитель- педагог.
Программа построена с учетом интеграции образовательных областей.
Образовательная область Направление работы с детьми
«Чтение художественной литературы» Знакомство с литературными произведениями используемые для постановки кукольных театров, спектаклей, мюзиклов, игр-драматизаций, самостоятельной театрализованной деятельности.
«Речевое развитие» Использование детьми скороговорок, чистоговорок, потешек. Развитие дикции, интонации.
«Художественное творчество» Дети знакомятся с иллюстрациями близкими по содержанию, сюжету спектакля. Рисуют разными материалами по сюжету спектакля, или его персонажей.
«Познавательное развитие»
Знакомство с предметами ближайшего окружения, культурой, бытом и традицией народов,
Знакомство с подвижными играми разных народов мира.
что послужит материалом, входящим в театрализованные игры и спектакли.
«Физическое развитие»
«Музыкальное воспитание» Дети знакомятся с музыкой к очередному спектаклю. Отмечают характер музыки, дающий полный характер героя, и его образ.
Программа «Театр – творчество - счастливые дети» была разработана и реализуется в три этапа. Рассчитана на три учебных года (средняя, старшая, подготовительная к школе группа).
1 этап Организационный
Изучение литературы по данной теме.
Создание предметно-развивающей среды.
Привлечение родителей к реализации Программы.
Разработка перспективного плана работы с детьми, родителями и педагогами.
2 этап Внедрение в практику
• Работа с детьми.
• Работа с родителями.
• Работа с педагогами.
• Работа с социальными партнёрами.
3 этап Заключительный.
Презентация результатов реализации программы на итоговом педагогическом совете.
Постановка спектакля, мюзикла в конце учебного года.
Занятия проводились один раз неделю с группой детей или по подгруппам по 10-12 детей.
В средней группе продолжительность занятия составляла 15-20 минут, в старшей группе 20-25 минут, подготовительной к школе группе 30-35 минут.
Индивидуальная работа с детьми по театрализованной деятельности проводилась для того чтобы:
Выявить отношение ребенка к деятельности.
Учет индивидуальных способностей и предпочтений детей.
Определение возможных перспектив работы с ребенком.
Спланировать работу, направленную на развитие творческих способностей детей.
Индивидуальная работа велась в системе. Анализировалось участие ребенка в инсценировках, качество выполнения, отношение к деятельности, эмоциональное благополучие детей.
Материал по театрализованной деятельности подбирался с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей, темой занятия и в соответствии с тематической неделей. Постепенно усложняя его.
Сценарии написаны с учетом психологических особенностей детей среднего и старшего дошкольного возраста и базируются на сюжетной основе, где основными действующими лицами становятся дети в образе знакомых кукольных или игрушечных персонажей. Не один ребенок не оставался безучастным, каждый был задействован пусть в не большой, но незаменимой роли.
На первом этапе реализации программы «Театр – творчество - счастливые дети» мною была изучена литература и печатные издания. (Приложение №)
При проектировании предметно – пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность детей, учитывалось следующее:
- индивидуальные и социально – психологические особенности ребенка;
- особенности его эмоционально – личностного развития;
- интересы, склонности, предпочтения и потребности;
- любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;
- возрастные и полоролевые особенности.
Для того чтобы реализовать программу в полном объеме нами совместно с родителями был создан центр «Театр». (Приложение №)