Людмила Буйко
Театр и его роль в воспитании ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Театр и его роль в воспитании ребенка
Буйко Л. Н.
ЧДОУ «Детский сад № 75 ОАО «РЖД», г. Орёл.
Творческие процессы обнаруживаются у детей уже в самом раннем детстве. Один из очень важных вопросов детской психологии и педагогики – это вопрос о творчестве у детей, о развитии этого творчества и о значении творческой работы для общего развития и созревания ребенка. Уже в самом раннем возрасте мы находим у детей творческие процессы, которые всего лучше выражаются в играх детей.
Публикация «Театр и его роль в воспитании ребенка» размещена в разделах
В данной статье мы разберем, что такое театр и какова его роль в воспитании ребенка, в каком возрасте и как правильно приобщать ребенка к театральному искусству.
Вряд ли найдется хоть один человек, который бы за свою жизнь ни разу не попал в мир декораций, костюмов и софитов. А если эта встреча произошла в далеком детстве, театр неизменно ассоциируется с праздником.
Детский театр – это уникальное место, где создана особая атмосфера сказки. Попав в театр, малыш искренне верит в происходящее на сцене, полностью растворяясь в театральном действе. Воспринимая игру как жизнь, ребенок не делает различий между развлечениями и обычными действиями. Например, когда чистит зубы или кормит куклу, убирает игрушки или ведет бой с саблезубым тигром, все это он делает понарошку.
Театр обладает удивительной способностью влиять на детскую психику "играючи". Малыш вливается и действие на сцене, сопереживает героям, активно помогает вершить добрые дела. Ребенок подражает мимике, голосовым интонациям, движениям актеров. Вследствие положительного эмоционального настроя, появляющегося во время спектакля, ребенок легко усваивает новые модели поведения, достойные подражания, а действия отрицательных героев воспринимает адекватно ситуации.
Театр может стать вашим другом в воспитательном процессе. Ожившие книжные герои приобретают вес в глазах малыша, ему проще отделить хорошее от плохого, так как знакомый сюжет сочетается с живой речью, с нужными оттенками голоса. Такие проблемы, как отказ мыть руки, капризы во время еды, драчливость могут исчезнуть бесследно, хотя до этого было потрачено много времени и усилий на объяснения и уговоры.
Именно поэтому с детьми в возрасте 3-5 лет можно работать в режиме театральной игры. Это должна быть какая-то мягкая динамика, в которой он сам регулирует глубину и длительность пребывания, чтобы не доходить до состояния истерии и не путать себя с маской.
Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки.
С театрализованной деятельностью так же тесно связано и совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационный строй.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.).
Во-первых, в возрасте 3-6 лет ребёнок через театральную условность познаёт мир и себя в нём. Это та же детская игра, примерить на себя какого-нибудь персонажа, только более осознанная. Ребенок многократно повторяет действия персонажа на репетициях, задает вопросы «а почему?» и думает. Из этого мыслительного процесса часто на спектаклях получаются поразительные вещи. Ребенок начинает жить на сцене, становится персонажем, а не просто повторяет текст и перемещается по точкам.
Актерское мастерство – это самый лучший способ развития внимания у детей дошкольного возраста. Потому что все делается через игру и с удовольствием. Актерские упражнения специально для этого и сделаны, чтобы уметь концентрироваться, уметь собраться, включить внимание. Дети любят их делать. В результате через год ребенку уже не нужно будет пять раз повторять одно и то же, он не будет бросать свои дела на полпути.
Конечно же, в комплекс актерского мастерства входит и речь. Ребенок уже с ранних лет занимается сценической речью и прокачивает её четкость, многие начинают говорить буквы и звуки, которых не было. Занимаясь сценической речью, малыш тренирует её четкость, начинает говорить буквы и звуки, которых не было.
Особая тема, это удовольствие ребенка от сыгранного настоящего спектакля перед мамой и папой, аплодисментами и радости от результата. Как показывает практика западных педагогов по актерскому мастерству для детей, а они проводили исследования среди взрослых, которые в детстве занимались актерским мастерством, сыгранные спектакли остались чуть ли не самыми яркими воспоминаниями детства.
В программе «От рождения до школы» предусмотрена технология театрализованной деятельности. Чтобы понять ее и реализовать в практической деятельности, необходимо, прежде всего, раскрыть основные теоретические идеи, лежащие в основе концепции развития театрализованной игры, определиться с понятиями.
Каждый ребенок талантлив по-своему, поэтому своевременная работа по развитию творческих способностей у детей, даёт положительные результаты. Чтобы понять, каков герой, надо научиться элементарно анализировать его поступки, оценивать их, понимать мораль произведения. Умение представить героя произведения, его переживания, конкретную обстановку, в которой развиваются события, во многом зависит от личного опыта ребенка : чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить.
Таким образом, игра должна являться школой такой деятельности, в которой подчинение необходимости выступает не как навязанное извне, а как отвечающее собственной инициативе ребенка, как желанное. Театрализованная игра по своей психологической структуре является прототипом будущей серьезной деятельности –жизни.
Список литературы:
1. Основы методик дошкольного образования. Краткий курс лекций: учебное пособие / О. Н. Анцыпирович, Е. В. Горбатова, Д. Н. Дубинина [и др. ]. — Москва: ИНФРА-М, 2020. — 390 с.
2. Современные технологии дошкольного образования: учебное пособие / под ред. Л. М. Захаровой. — Москва: ИНФРА-М, 2020. — 251 с.
3. Теория и методика воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста : учебник / С. А. Козлова, А. Ш. Шахманова, Е. О. Полосухина, Л. А. Каченовская. — Москва : ИНФРА-М, 2021. — 236 с.
4. Третьякова, О. Н. Театрализованная деятельность в детском саду / О. Н. Третьякова // Альманах мировой науки. – 2016. – № 1-3(4). – С. 57-58.
5. Хулхачиева, Г. Ш. Театрализованная деятельность в детском саду // Профессиональная деятельность педагога в условиях преемственности дошкольного и начального общего образования: материалы Международной научно-практической конференции, Орехово-Зуево - Москва, 2017. – С. 355-358.