Ирина Ткаченко
Танцевальные игры
▼ Скачать + Заказать документы
Танцевальные игры
Дети очень любят выдумывать. Для того, чтобы они могли выразить и проявить себя, им нужно давать как можно больше самостоятельного времени для выдумок и воплощения своих идей. Задача ведущего занятия – только направить фантазию и порыв ребенка, а не навязать ему свои собственные. Поэтому – поощряйте их фантазию и выделяйте «самостоятельное время» для воплощения их идей. Будет гораздо лучше, если Вы будете подсказывать детям танцевальные приемы и движения на «их территории», при создании интересных для них танцев.
Публикация «Танцевальные игры» размещена в разделах
1.«Кот и мыши». Перед игрой идет словесная заставка. Жил старый в одном доме (ленивый, ворчливый и т. д. — вариант зависит от вашей фантазии) кот, который любил поспать. А в подвале жили маленькие мышки, которые любили играть и бегать. Но кот не любил шума и всегда ловил мышек. По очереди под музыку танцуют то кот, то мыши, в зависимости от зверей меняется и музыка. Так как кот проснулся, то мышки выходят во двор и превращаются в разных зверей и насекомых: птички во дворе, зайки в лесу, бабочкии волки. Игра не имеет посточнного сценария. В зависимости от настроения детей мы можем стать красивыми бабочками подлететь к коту и заставить его танцевать с собой, а можем превратиться в волка и напугать кота. Все зависит от того сценария который будет вести педагог. Эта игра у нас для развития воображения и актерской игры. Котом может выступать и ребенок.
2.»Теремок». Позаимствовать у театралов декорацию (собственно сам теремок) и «по лесной дорожке, танцуя, идет…». Образы всевозможных лесных жителей, сказочных героев.
3.»Ласточки, воробьи и петухи». Дети стоят по кругу или свободно по залу. Каждому образу соответствует своя музыка.
Ласточки — «летают» (быстро бегают на носочках и машут крыльями);
Воробьи — сидят на корточках, клюют зернышки, прыгают по залу;
Петухи — важно прохаживаются по залу крылья за спиной.
4.«Подснежник расцветает»
Расскажите: «Под каждым сугробом прячется маленький весенний цветок (подснежник)». Предложите ребенку встать на свободное место и присесть на корточки (цветок «прячется под снегом», а затем показать движениями, как он «вырастает, распрямляя стебелек», как «тянется листочками к солнцу», как «качается на ветру». Затем пусть ребенок (если требуется, то вместе с вами) выполнит выразительные движения последовательно (без музыки).
Затем этюд исполняется с музыкой (П. И. Чайковский. Цикл «Времена года», «Апрель», 1-я часть).
5.«Цветочки».Зима. Росточек сидит в земле и ждет, когда придет весна. И вот она наступила. Росток пробивается из земли, вырастает стебель, потом по одному появляются листики, а затем бутон. Дальше цветочек распускается. Цветет, иногда дует ветерок и он покачивается от его дуновения, а иногда прямо кружится от радости. Но вот и осень. Цветочек начинает увядать и возвращается в землю, чтобы снова прорасти весной.
6.«жучок-паучок».дети стоят по кругу взявшись за руки. в центре круга сидит жучок. идем по кругу со словами:жучок-паучок тоненькие ножки. красные сапожки. мы тебя кормили. мы тебя поили. на ноги поставили (подходят в центр поднимают жучка)танцевать заставили. танцуй как можешь выбирай кого захочешь! жучок отвечает:я люблю конечно всех но….называет имя ребенка и выводит в центр. затем под музыку полечки танцуют а все остальные хлопают в ладошки!потом в ценре остается тот кого выбрали и продолжаем дальеш!
7.»магазин игрушек». Один ребенок — покупатель, остальные сами придумывают, какой игрушкой они будут, на вступление они замирают, покупатель обходит каждую игрушку и заводит ключиком, игрушка оживает и начинает двигаться, в конце покупатель покупает понравившуюся ему игрушку, которая потом становится покупателем. Музыкальное сопровождение каждый раз меняется. Вот уж где можно убедиться, что детская фантазия безгранична! Даже самые «зажатые» дети, придумывают такие образы и движения, что я не перестаю до сих пор удивляться!
8. Игра «Тик-так»
Цель: ритмический слух, по/против линии танца
Участники игры встают в круг, по считалке выбирают кошку и мышку. Мышка становится в центре круга,а кошка выходит из круга, дети в кругу держатся за руки.
Кошка: Тук-тук!
Дети: Кто там?
Кошка: Это я, Кошка!
Дети: Что тебе нужно?
Кошка: Мышку повидать!
Дети: Во сколько часов?
Кошка: В (от 1 до 12) часов!
Дети поворачиваются по/против линии танца,ритмично топают, приговаривая
-Один час, тик-так! Два часа,тик-так! И т. д. ,на цифре, названной Кошкой, дети останавливаются и поднимают руки. Кошка забегает в «норку» и догоняет Мышку.
9. Игра «Доведи меня и не потеряй».Дети строятся в пары. Один закрывает глаза, а второй держа его за руку, старается перевести на другую сторону зала, при этом не столкнувшись ни с какой дрегой парой. Очень хорошо развивается ориентация в пространстве, взаимопомощь и внимательное отношение к партнеру.
10. разминка на полу под стишок :«В гости к кошке»
Позвала нас в гости кошка, (ладони на щеках, качаем головой, сидин на полу, ноги вместе, носочки вытянуты)
И пошли мы по дорожке. (пальцы шагают по ножкам от коленок до носочков, т. о. выполняем наклон к ногам)
Топ – топ, (ладони хлопают от носочков до коленок и выпрямляемся)
Прыг – прыг, (кулачки стучат по коленям, от коленок до носочков)
Чики – брики, (ладони поочередно хлопают — обратно)
Чики – брик. (кулачки стучат поочередно по коленям)
Видим дерево высокое, (ручки тянем в потолок, изображаем дерево, спинка выпрямляется)
Видим озеро глубокое. (ножки складываем в «лягушку» и через «бинокль» смотрим какие рыбки в озере, т. о. наклон вперед)
Птицы песенки поют (ладони перекрестно – «птица», ноги разводим в стороны)
Зернышки везде клюют:
Тут клюют и там клюют, (наклоны к ногам, поочередно к пр. и лев., наклоны вперед)
Никому их не дают. (наклоны к ногам, поочередно к пр. и лев., наклоны вперед)
Это дом, (встаем на колени, делаем ручками «крышу»)
А в нем окошко (садимся на пятки, руками изображаем «окно» — пр. рука наверху, согнутая в локте, лев. рука внизу, согнутая в локте — «выглядываем в «окошко»)
Нас встречают кот (изображаем кота — на коленях, руки впереди на полу, спинка круглая, и кошка (садимся на пятки — руки впереди вытягиваем)
Мы немножко погостим (делаем «змейку» — т. е. руками «идем» вперед, ноги вытягиваем и прогибаясь в спине)
И обратно побежим. (обратная «змейка»)
Повторяем несколько раз, убыстряя темп.
Деткам очень нравится). Возраст 4-5-6, 3-х летки не воспринимают, рано.
11. игра, которая немого успокаивает, если дети разговорятся.
Под музыку мы «плаваем» как рыбки, музыка останавливается, детки «приплывают на свои места. Дети плавают тихонько и молчат, т. к. рыбки не разговаривают.
12.»ЦВЕТОЧЕК «(можно выучить первое пордебра даже с малышами!) Итак, в глубине земли спала себе маленькая Луковичка (то есть, подготовительное положение-руки внизу). Всю зиму она проспала, а когда пришла весна., теплое солнышко потянуло Луковичку за макушку и (руки плавно поднимаются в 1 позицию) появился зелененький Росток на поверхности земли. Солнышко грело все сильнее, теплый дождик поливал Росточек (руки плавно идут в 3 позицию) и у Росточка появился Бутончик (проверяем постановку кистей рук в 3 позиции, которая в идеале очень близка понятию цветочного бутона, как для меня). Солнышко поцеловало Бутончик в макушечку и он распустился (Руки плавно раскрыватся и доходят половину пути до 2 позиции, напоминая распускающийся цветок тюльпана). Но наступило лето, лепестки тюльпана плавно упали на землю (а у нас 2 позиция рук параллельно поверхности пола или, если брать шире-земли). Тут наша Луковичка вздохнула (ладошки плавно поворачиваются во 2 позиции вниз, и уснула в земле до следующего лета (тут, как вы понимаете, у нас построение подготовительного положения)Тридцать лет действует безотказно и, главное, можно рассказывать, ходить между рядами детишек и неназойлво поправлять их действия…В процессе Ее Величества Сказки обучение действует стопроцентно! Успехов всем!
13. «Добрая волшебница»
Предложите ребенку послушать вариацию феи Сирени из балета П. И. Чайковского «Спящая красавица». Пусть он, двигаясь под музыку, попытается создать соответствующий пластический образ («открытый» корпус, движения свободные, мягкие, даже воздушные). У феи светлое лицо, излучающее доброту и любовь. Все, к чему она ласково и бережно прикасается, расцветает, оживает, преображается, радуется жизни. В борьбе со злом фея проявляет твердость, и тогда в ее движениях чувствуется властная сила. Чтобы ребенок лучше представлял добрую фею, обсудите с ним ее характер, какие волшебства она может совершить, во что она одета и т. д. Затем вернитесь к упражнению. Пусть ребенок попытается найти дополнительные выразительные средства, чтобы выразить это содержание.
14 «Злая волшебница»
Упражнение выполняется аналогично предыдущему. В случае необходимости подскажите ребенку, что пластика у злой волшебницы иная («закрытый» корпус, движения угловатые, резкие; лицо мрачное, брови нахмурены). Когда волшебнице удается сделать что-нибудь гадкое, она злорадно, криво улыбается. В борьбе с добром — очень агрессивна, коварна, пытается добиться своего любыми средствами. Чтобы ребенок лучше представил образ злой волшебницы, дайте ему прослушать фрагмент из «Пролога» к балету П. И. Чайковского «Спящая красавица» (появление феи Карабос). Пусть попробует под музыку изобразить злую волшебницу.
14. Танцевально-игровое занятие «Лабиринт» (музыкальное сопровождение соответственно разучиваемым движениям) Это занятие хорошо проводить, когда изучаются музыкально – пространственные композиции. Оно может быть построено следующим образом:
15. «Танец-сценка»
Все играющие делятся на пары, после чего каждой паре выдается карточка с образами для каждого из них. Дети распределяют роли и придумывают маленькую сценку-танец, где их персонажи встречаются и разыгрывают какой-то сюжет. После этого подготовленные танцы показываются перед всеми.
Карточки: Человек и Дракон, Тараканы, Радостный слон и бабочка, Птичка и кот, Два зайца играются, Спрут и рыбка, Пингвин и чайка, Паучок и хищный цветок, Пень и молодой расточек, Щенок и опытный пес, Лебеди, Лань и свинка, Петух и курица, Муха и корова, Лошадь и овца,
16. «Танец-подстройка»
Все дети садятся по кругу, один человек выходит в центр. Ему выдается карточка с ролью. Ребенок должен настроиться на свой образ и протанцевать его в течение минуты или чуть дольше. Затем эту роль он «передает» другому игроку: сидящий следующим человек выходит в круг и своим танцем «подстраивается» к первому. (Если первый был водой, то второй должен это почувствовать и тоже станцевать воду, если первый был каким-нибудь животным, то и второй должен стать животным). Через некоторое время первый человек возвращается на свое место в кругу, а второй танцор остается. Ему выдается новое задание, которое он и начинает танцевать, передавая свою роль дальше.
17. «Волшебная страна»
Из числа играющих выбирается 2-3 человека, которые скрываются за дверью – они не должны видеть начало танца. Остальные выбирают еще 2-3, которые начинают танцевать импровизированный танец под какую-то музыку. В какой-то момент им командуют «замри». Дети застывают в тех позах, в каких их застала команда. Музыка меняется (если была быстрая – можно поставить медленную и наоборот). Приглашаются те, кто ожидал за дверью. Они должны занять места танцевавших, стать в их позы и дотанцевать танец под новую музыку так, как они это видят и чувствуют.
18. «Сказочные герои»
Эту игру можно играть даже с самыми маленькими детьми. Они разбиваются на пары, после чего каждый ребенок жребием вытягивает для себя карточку с именем какого-то известного сказочного персонажа. Задача пары – подготовить и затем станцевать перед всеми танец встречи этих героев, даже если они из разных сказок.
Карточки для примера: Красная шапочка, серый волк, охотник, Золушка, Лиса, Белоснежка, Гном, Кощей Бессмертный, Мышонок, Царевна Лягушка, Дюймовочка, Старик Хоттабыч, Колобок, Незнайка, Ромашка, Елена Прекрасная, Чиполлино, Муха Цокотуха, Старичок-паучок, Маугли, Пантера Багира, Алиса, Буратино, Мальвина, Пьеро, пудель Артемон, Карабас-Барабас, Жар-Птица, Конек-Горбунок, Винни Пух, Пятачок.
Для детей постарше предложенные персонажи должны быть интереснее и менее известны.