Марина Столярова
Танцевально-оздоровительная методика работы с детьми старшего дошкольного возраста «Танцетерапия»
▼ Скачать + Заказать документы
В одной древней притче человек обратился к мудрецу:
«О премудрый, научи меня отличать истину от лжи, красоту от безобразия. Научи меня радости жизни». Подумал мудрец и научил человека танцевать.
Цель мастер-класса: повысить профессиональное мастерство педагогов посредством танцевальной терапии.
Задачи мастер-класса:
- познакомить участников мастер-класса с опытом использования методики работы по танцетерапии и применение её на практике;
- создать положительный эмоциональный климат у участников, используя танцетерапию, как одну из форм организации мастер-класса;
Публикация «Танцевально-оздоровительная методика работы с детьми старшего дошкольного возраста „Танцетерапия“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Старшая группа
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
- способствовать развитию профессионально-творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала педагогов путём создания условий для индивидуальной и коллективной работы.
Здоровье – одно из основных условий, определяющих возможность полноценного физического и психического развития ребёнка. Проблема сохранения и укрепления здоровья ребёнка в современных условиях является приоритетной. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Как привить навыки здорового образа жизни?
В последние годы дошкольные образовательные учреждения активно внедряют инновационные формы и методы оздоровления детей. Существует множество нетрадиционных методик, позволяющих решить комплекс задач и проблем, стоящих перед педагогами. Одним из современных направлений в оздоровлении дошкольников является метод танцевальной терапии. Танцевальная терапия – это оздоровление человека средствами танцевального искусства.
Танцы – приятный способ оздоровления. Но для здоровых детей – это просто занимательные движения под музыку, веселая игра или просто повод попрыгать. Что же касается детей с ограниченными возможностями здоровья, то для них разрабатываются специальные танцевальные программы, имеющие специальную лечебную направленность.
Целительное воздействие танцев замечено человеком в глубокой древности, и оно использовалось для решения как личностных, так и коллективных проблем. Сегодня повышенный интерес к танцевальной терапии медиков, хореографов, воспитателей, специалистов по физической культуре основан на альтернативном движении немедикаментозной помощи ребёнку. Танцевальные упражнения развивают координацию движений и чувство ритма, снимают мышечную закрепощенность и способствуют улучшению мышечного тонуса, избавляют от нервных перегрузок, решают проблемы гиподинамии.
Танец является одним из самых древних способов, используемых людьми для выражения своих чувств и эмоций. Он зародился на самом раннем этапе существования человечества. Танец сочетает в себе физическую, психическую и эстетическую деятельность, способен выражать целую гамму человеческих эмоций. Он представляет собой живой язык, носителем которого является человек. Мысли и чувства при этом передаются посредством образов и аллегорий. При этом музыка вовсе не является обязательным компонентом. Движения танца являются своеобразным средством коммуникации.
Цель танцевально-оздоровительной работы с детьми : содействовать физическому развитию дошкольника средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей; укреплению психического здоровья детей и развитию качеств личности. Задачи танцевально-оздоровительной работы с детьми : 1. Укрепление физического и психологического здоровья детей; 2. Совершенствование психомоторных способностей детей; 3. Развитие творческих способностей детей; 4. Адаптация – положительная психологическая динамика детей с ОВЗ, преодоление барьеров в общении детей со своими сверстниками. Содержание работы с детьми дошкольного возраста по танцевальной терапии. Танцетерапия, как танцевально-оздоровительная технология включает в себя:
1. Релаксация. Дошкольники, живущие в современном цивилизованном мире, испытывают на себе повышенные психические и физические нагрузки: постоянная спешка, беспокойство, поток негативной информации телеэкрана, частые простудные и инфекционные заболевания, усталость, приводящие в дальнейшем к перенапряжению. Нервная система детей ослаблена. Многие дети дошкольного возраста не могут уснуть во время тихого часа. Поэтому детям перед сном необходимо несколько минут расслабления – релаксации. Наиболее эффективный способ – музыка (мелодичные классические произведения Бетховена, Шопена, Моцарта, Чайковского и др., звуки природы).
2. Пластические этюды. Все эмоции имеют физическое выражение. Во время проведения непосредственно образовательной деятельности дети открывают пути выражения эмоций вовне, а не затаивают их внутри себя. Лучше всего это достигается в процессе использования пластических этюдов. Например, с прозрачной тканью. Ткань может применяться в самых различных целях: она ограничивает особое, безраздельно принадлежащее ребёнку пространство, в котором он может лежать и которым может защититься. С тканью можно фантазировать и танцевать, а затем передавать свои фантазии в рисунке («волны», «листопад», «снежинки», «бабочки», «распускающийся цветок» и др).
3. Психогимнастика. Тревожность у детей дошкольного возраста проявляется в беспокойстве, напряженности, недоверчивости к окружающим, неуверенности в себе. Специальные игры, упражнения, этюды с элементами психогимнастики помогут детям преодолеть барьеры в общении, развить лучшее понимание себя и других, снять психическое напряжение, создать возможности самовыражения. Их можно использовать как часть в проведении непосредственно образовательной деятельности, так и в любом другом виде детской деятельности. Например, «Дружба начинается с улыбки», «Комплименты», «Зеркало», «Лев рычит», «Поезд колесами стучит» и др.
4. Танцевальные игры-превращения развивают у детей фантазию, воображение, творческие способности («Карнавал животных», «Прекрасные цветы», «Насекомые»).
5. Театрализация движений. Техника перевоплощения: придумать своё животное и изобразить его; изобразить животное, которое изображено на картинке; передать характерные движения группы животных: стада коров, табуна лошадей, стаи птиц, повадки кошек, бег оленей, прыжки кенгуру, лягушек на пруду, плавающих уточек, полет косяка журавлей и др.
6. Саморегуляция. Попробуйте рассмотреть танец как способ помочь ребенку выразить свои чувства. Очень часто дети, которых называют трудными в сфере движения «звездами», «превращаются» из застенчивых, тихих в более уверенных и открытых. В этом помогут упражнения на развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим, выразить свое состояние, эмоции, чувства («Я - эмоция» - передать состояние, обозначенное на карточке: ожидание, ликование, грусть, страх, усталость, смущение, радость, нежность, лень, восторг и т. д.)
7. Уникальность игрового стретчинга состоит в том, что именно через игру идет влияние на детский организм: активизируются его защитные силы, у детей вырабатывается способность управлять своим телом. В его основе лежит статическая растяжка мышц всего организма: позвоночных, суставно-связочных, мышц рук и ног. Игровой стретчинг оказывает серьезную поддержку всему организму в плане оздоровительного воздействия. Формируется правильная осанка, исправляются ее нарушения, происходит профилактика иных деформаций позвоночника. Помимо этого, развивается координация движений, эластичность мышц. У детей воспитываются такие качества как выносливость и усердие. Делаются эти упражнения без какого-либо вмешательства со стороны, а их медленный темп даёт возможность ребёнку почувствовать все своё тело, при этом сохраняется максимальная безопасность здоровья. («Добрая кошка», «Сердитая кошка», «Змея» и др.)
8. Ритмические упражнения под чтение стихов развивают у ребенка чувство ритма, воображение, умение двигаться под музыку, выразительность, пластичность, общую культуру движений. Они помогают ребёнку сочинить свой собственный танец, научат импровизировать под музыку. («Вперед четыре шага, назад четыре шага…»)
9. Свободная импровизация - произвольное выражение себя под музыкальное произведение.
10. Коммуникативный танец – это танец с простыми, лёгкими, игровыми компонентами. Он вызывает у детей массу положительных эмоций, что способствует развитию не только музыкально-ритмических способностей, но и коммуникативных навыков. Коммуникативный танец состоит из несложных танцевальных движений, включающих элементы невербального общения и импровизации, направленных на формирование и развитие взаимоотношений с партнерами и группой.
11. Танцевальные сказки – форма танцетерапии, где средствами танца дети разыгрывают небольшие сказки.
Итак, метод танцевальной терапии помогает снять детям снять «зажимы, агрессию, развить воображение, фантазию, избавиться от страхов, преодолеть застенчивость, неуверенность в себе, научиться воспринимать звук, ритм, тембр, учит согласовывать движения собственного тела с музыкой. А самое главное, способствует укреплению здоровья подрастающего поколения. Метод танцевальной терапии можно использовать в работе с детьми в различных видах детской деятельности и в рамках проведения кружковой работы. Так что, уважаемые педагоги, играйте вместе с детьми, пойте, лепите, рисуйте, танцуйте – это оздоравливает взаимоотношения. Между детьми, педагогом и воспитанниками создается дружеская атмосфера!
Спасибо за внимание!
Литература.
1. Ю. Андреева «Танцетерапия», М. : 2010 - 256 с., «ДИЛЯ».
2. Э. Грендлюнд, Н. Ю. Оганесян «Танцевальная терапия. Теория, методика, практика». – СПб. : Речь, 2004 г.
3. Авторский сайт О. Киенко Хореографическая помощь хореографам и музыкальным руководителям: https://secret-terpsihor.com.ua/
4. Г. А. Колодницкий «Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей» учебно-методическое пособие для педагогов. Москва, 2000 г.
5. С. В. Трифонова «Танцетерапия для детей как метод оздоровления». – М., 2007 г.
6. Е. Ю. Черемнова «Танцетерапия : танцевально-оздоровительные методики для детей».
Ростов-на-Дону, 2008 - 123 с., изд. ФЕНИКС, серия Мир вашего ребенка.
7. М. И. Чистякова, «Психогимнастика»/ под ред. М. И. Буянова – 2-е изд. – М. : Просвещение: ВЛАДОС, 1995 г. -160 с.