Татьяна Куповцова
Методика заучивания стихотворений с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Методика заучивания стихотворений
Заучивание стихотворений–средство умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. развитие эстетического восприятия поэзии, художественного слова.
Легче запоминаются стихи с яркими, конкретными образами, так как мышление ребенка отличается образностью.
Построение занятия по заучиванию стихотворения
Публикация «Методика заучивания стихотворений с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
1. В начале занятия необходимо создать эмоциональный настрой, вызвать состояние, благоприятное для восприятия и запоминания поэтического произведения. Проводится небольшая беседа, связанная с темой стихотворения. Воспитатель обращается к образной, эмоциональной памяти детей, помогает припомнить созвучный образ (картины веселого праздника, золотую осень). Можно показать предмет, игрушку, картинку, близкие теме стихотворения. Настроить детей можно загадкой, картинкой, игрушкой. Старшим детям можно дать литературный портрет поэта.
2. Заинтересовав детей и создав у них настроение, воспитатель называет жанр, автора.
После такой беседы происходит выразительное чтение стихотворения воспитателем (наизусть) без установки на запоминание
3. Пауза после чтения педагога дает детям возможность пережить минуты эмоционального сопереживания, когда ребенок находится во власти поэзии.
4. С целью более глубокого восприятия стихотворения и подготовки к его воспроизведению проводится анализ произведения. Это беседа о стихотворении, которая ведется с опорой на текст: система вопросов, помогающая углубить понимание содержания и особенности художественной формы в их единстве (язык, образные средства выразительности). Анализ должен быть точным, кратким, эмоциональным. Сначала выясняется, о чем стихотворение, понравилось ли оно, что запомнилось. Затем идет анализ словесных характеристик, выявление музыкально-ритмической структуры произведения («Какими словами говорится о зиме в стихотворении И. Сурикова «Зима»? Как описывается лес? Какими словами начинается и заканчивается стихотворение?»).Необходимо помочь детям понять трудные места, дать возможность еще раз их послушать. Вопросы лучше формулировать так, чтобы дети могли отвечать на них словами текста.
5. Повторно произведение читается с установкой на запоминание. Для того чтобы заучить стихотворение, ребенок должен овладеть приемами произвольного запоминания: неоднократно прослушивать текст, повторять его, устанавливать логическую связь между частями.
6. После повторного чтения следует воспроизведение стихотворения детьми. Вначале читают стихи те, кто лучше запоминает и изъявляет желание прочитать. Поскольку не все дети быстро запоминают текст, воспитатель помогает детям, подсказывает слова, интонации, напоминает о силе голоса, темпе речи. Не следует оценивать выразительность исполнения, пусть даже она сначала будет и не очень удачна.
7. Занятие заканчивается выразительным чтением воспитателя или детей. После заучивания можно рассмотреть иллюстрации, близкие к теме стихотворения, провести рисование на эту же тему, послушать музыку.
В последующие дни следует вновь обратиться к этому произведению уже вне занятия, почитать его, оценить качество чтения. Необходимо добиваться, чтобы каждый ребенок запомнил текст и умел читать его выразительно.
Приемы по заучиванию стихов и формированию выразительности
- игровые (стихотворение А. Барто «Мячик» читается и обыгрывается с куклой и мячиком);
- досказывание детьми рифмующегося слова; чтение по ролям стихов, написанных в диалогической форме;
- частичное воспроизведение текста всей группой, если речь идет от лица коллектива. - драматизация с игрушками, если стихотворение дает возможность использовать игрушку;
- воспроизведение игровых стихов методом игры («Телефон» К. Чуковского, «Сказка о глупом мышонке» С. Маршака).
На формирование выразительности направлены следующие приемы:
- образец выразительного чтения,
- пример выразительного чтения ребенка,
- оценка чтения,
- подсказ нужной интонации.
- напоминание о похожем случае из жизни ребенка, оживляющее пережитые чувства;
- объяснения и указания по поводу выразительной формы чтения;
- характеристика персонажей, помогающая подобрать нужные интонации.