Бучина Ольга
Тактильный бассейн
▼ Скачать + Заказать документы
Таланты детей находятся на кончиках их пальцев. Так утверждала и доказывала на основе многочисленных экспериментов известный педагог Мария Монтессори.
Исследования современных физиологов показывают, что имеется тесная связь больших полушарий мозга с нервными окончаниями, заложенными в подушечках пальцев и в кистях рук: утомление мышц рук вызывает торможение центральной нервной системы и наоборот. Мелкая моторика рук играет огромную роль в развитии ребенка, так как развитие функциональных возможностей кистей рук положительно сказывается на становлении детской речи, и на их интеллектуальном развитии. Развитие движений пальцев как бы подготавливает почву для последующего формирования полноценной речи. Можно влиять на рецепторы кистей рук и пальцев, механически раздражая их, для этого в своей практике использую тактильные бассейны. Перед внедрением «тактильного бассейна» в свою работу изучила актуальность данного вопроса, методическую составляющую, посетила мастер-класс по изготовлению и применению «тактильных бассейнов», изучила информацию, представленную в интернете.
Публикация «Тактильный бассейн» размещена в разделах
Данное пособие предоставляет возможность использовать его в любом виде деятельности (трудовой, познавательной, исследовательской, игровой, коммуникативной, творческой и т. д., что позволяет эффективно реализовывать новые современные подходы к организации образовательного процесса в ДОУ.
Новизна данного дидактического пособия заключается в том, что «тактильный бассейн» - это комплексное воздействие на развитие ребенка, позволяет систематизировать и обобщить нетрадиционные игры и материал.
Дидактическое пособие "тактильный бассейн" позволяет реализовать деятельностный характер образовательного процесса в соответствии с главными критериями нового федерального государственного стандарта дошкольного образования: социализация и индивидуальное развитие ребенка.
Тактильные бассейны представляют собой открытые резервуары, заполненные различными наполнителями:
мелкими камешками
стеклянными шариками
горохом, фасолью, крупой (больше всего подходит гречневая, рисовая, пшенная)
песком
солью.
Используя тактильный бассейн, следует помнить, что:
1. От размера частиц наполнителя зависит площадь воздействия на нервные окончания на пальцах рук воспитанников, а также интенсивность такого воздействия, поэтому выбор наполнителя не должен быть случайным. Пальчиковые бассейны заполняются вначале более крупными предметами, а затем - более мелкими.
2. Высота бортика резервуара должна быть не менее 8-12см, чтобы ребенок мог погрузить в бассейн не только фаланги пальцев, но и ладони.
3. Наполнители пальчикового бассейна должны отвечать гигиеническим требованиям и регулярно дезинфицироваться.
4. Игры в пальчиковом бассейне следует проводить ежедневно по 3-5 мин.
5. Пальцы левой и правой рук следует нагружать равномерно.
Педагогическая ценность дидактического пособия заключается:
• в развитии мелкой моторики (подготовка, тренировка мышц руки для письма и т. д., развивается тактильная чувствительность;
• в развитии воображения (нахождение образов в созданных картинах с помощью крупы, разнообразные игровые замыслы);
• в развитии речи (дети озвучивают свои действия, разговаривают за героев, договариваются друг с другом);
• в проигрывании проблемных для ребенка (скрытых от взрослого) ситуаций, развитие логического мышления, восприятия, памяти, внимания, наглядно-образного мышления;
• в совместном проведении времени, установлении дружеских, доверительных отношений в системе ребенок-взрослый, ребенок – сверстник;
• в организации массажа рук;
• в процессе игры ребенок обретает внутреннюю свободу и уверенность в своих силах; может выразить самые глубокие эмоциональные переживания, освободится от страхов, даем ребенку возможность быть самим собой;
• в развитии самооценки, когда ребенок обретает веру в самого себя, стабилизируется эмоциональное состояние (позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых);
• в работе с тревожными, застенчивыми детьми: снижает уровень тревоги, так как ребенок имеет возможность в любой момент исправить созданный им образ;
• в повышении мотивации ребенка к занятиям (легко заинтересовать, увлечь игровой деятельностью дошкольников).
«Тактильный бассейн», как дидактическое пособие для развития мелкой моторики является мощным средством поддержания тонуса и работоспособности коры головного мозга. Оно способствуют формированию у детей усидчивости, развитию всех психических процессов: внимания, памяти, слухового и зрительного восприятия, речи.
Работу в данном направлении веду не только с детьми, но также и с их родителями. Провожу индивидуальные консультации, беседы, в ходе которых рассказываю родителям, как в домашних условиях они могут изготовить «тактильный бассейн» для своего ребенка. Оформила подборку картотек для игры с пособием: «Стихи для самомассажа», «Игры с песком», «Игры с тактильным бассейном», «Путешествие по сказкам».