Папки-передвижки

Психофизиологические особенности развития детей раннего и дошкольного возраста (1 фото)

Ольга Бабикова
Психофизиологические особенности развития детей раннего и дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Психофизиологические особенности развития детей раннего и дошкольного возраста

№ Параметры возрастного периода Период раннего детства Дошкольный возраст

1 Границы возрастного периода 1-3 лет 3-6 лет

2 Ведущая деятельность по периодизации

Д. Б. Эльконина Ведущая деятельность: непосредственное эмоциональное общение с взрослым (мотивационная сфера)

Публикация «Психофизиологические особенности развития детей раннего и дошкольного возраста» размещена в разделах

Новообразования: ходьба, эмоционально-заряженные представления, открытие своего физического Я (понимание своего облика в зеркале, выделение себя в мире людей. Выделяют раннее и позднее младенчество. В раннем младенчестве основной формой общения является ситуативно-личностная, и развивается преимущественно восприятие. Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Д. Б. Эльконин утверждал, что игра – это символико-моделирующий тип деятельности, в которой операционно-техническая сторона минимальна, операции сокращены, предметы условны. Игра как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребёнка, она способствует освоению им опыта человеческой деятельности.

3 Кризисы в данном возрастном периоде, их причина Под кризисом развития понимается сосредоточение резких и капитальных сдвигов и смещений, изменений и переломов в личности ребенка.

Источником возникновения кризиса выступает противоречие между возрастающими физическими и психическими возможностями ребенка и ранее сложившимися формами его взаимоотношений с окружающими людьми и видами (способами) деятельности. Каждый из нас встречался с проявлениями таких кризисов.

Раннее детство : 0 – 3 года

1. Кризис новорожденности: 0-2 месяцев

Причина: катастрофическое изменение условий жизни (появление индивидуальной физической жизни, помноженное на беспомощность ребенка.

Характеристика: потеря веса, происходящая настройка всех систем организма на существование в принципиально иной среде – вместо водной в воздушной.

Противоречие, разрешаемое в кризисе: Беспомощность и зависимость от мира решаются через возникновении доверия к миру (или недоверия). При благополучном разрешении рождается умение надеяться.

Новообразования к концу кризиса:

– индивидуальная психическая жизнь;

– комплекс оживления (особая эмоционально-двигательная реакция ребёнка, обращенная ко взрослому. Комплекс оживления формируется примерно с третьей недели жизни: появляется замирание и сосредоточение при фиксации предмета или звуков, затем — улыбка, вокализация, двигательное оживление. Также при комплексе оживления отмечаются учащенное дыхание, радостные вскрики и т. д. На втором месяце при нормальном развитии ребенка наблюдается комплекс в полном составе. Интенсивность его компонентов продолжает нарастать примерно до трех-четырёх месяцев, после чего комплекс оживления распадается, преобразуясь в более сложные формы поведения);

– возникновение привязанности.

Кризис 1 года

Причина: увеличение возможностей ребенка, появление все большего количества новых потребностей.

Характеристика: всплеск самостоятельности, а также появление аффективных реакций, знакомство с границами, возможно нарушение биоритма сна/бодрствования.

Противоречие, разрешаемое в кризисе: разрыв между желаниями и речевой регуляцией разрешается через возникновение автономии, самостоятельности в противоположность сомнениям и стыду. При благополучном разрешении обретается воля. Развивается речевая саморегуляция.

Новообразования к концу кризиса:

– автономная речь, эмоционально аффективная, многозначная;

– ощущение себя как отделенного от взрослого индивидуума;

– произвольность движений и жестов, управляемость;

– границы существуют и они легитимны (взрослые также им подчиняются).

Кризис 3 лет

(нынче часто смещается к 2 годам)

Причина: жизнь ребенка проходит в условиях опосредованной, а не прямой связи с миром. Взрослый как носитель социальных и личностных отношений.

Характеристика: так называемое семизвездие трехлетнего кризиса:

1) негативизм, 2) упрямство, 3) строптивость,

4) обесценивание, 5) стремление к деспотизму,

6) протест-бунт, 7) своеволие.

Противоречие, разрешаемое в кризисе: столкновение «хочу» и «надо» решаются через возникновение «могу», появление инициативности в противовес чувству вины. При благополучном разрешении рождается умение ставить цели и добиваться их. Нахождение своего «Я».

Новообразования к концу кризиса:

– соподчинение мотивов и проявление личностной характеристики ребенка;

– формирование внутренних позиций, рождение «Я»;

– произвольность мышления (логический тип обобщения). Кризис 7 лет

К концу дошкольного возраста ребенок резко меняется. Возраст 6—7 лет называют возрастом «вытягивания» (ребенок быс-тро вытягивается в длину) и достигает полуроста взрослого человека (полуростовой скачок) или возрастом смены зубов (к этому времени обычно появляются первые постоянные зубы). Однако главные перемены состоят не в изменении его внешнего вида, а в изменении поведения. Без всякой причины ребенок начинает кривляться, манерничать, капризничать, ходить не так, как ходил раньше. В 6 - 7 лет — это постоянное притворство и шутовство никак не мотивировано внешне, оно вызывает уже не смех, а осуждение взрослых. Ребенок может говорить писклявым голосом, ходить изломанной походкой и т. д. Это бросается в глаза и производит впечатление какого-то странного, немоти-вированного поведения. Указанные черты являются главными симптомами переходного периода от дошкольного к школьному возрасту. Происходят важные изменения в психической жизни ребенка. Суть этих изменений Л. С. Выготский определил как утрату детской непосредственности. Вычурное, искусственное, натянутое поведение 6—7-летнего ребенка, которое бросается в глаза и кажется очень странным, как раз и является одним из наиболее очевидных проявлений этой потери непосредственности. В этот период возникают новые трудности в отношениях ре-бенка с близкими взрослыми. Ребенок никак не реагирует на просьбы или замечания родителей, делает вид, что не слышит их. Появляются непослушание, споры со взрослым, возражения по всяким поводам. В семье дети начинают демонстрировать нарочито взрослое поведение. Ребенок может изображать конкретного члена семьи (например, отца, или стремиться к выполнению «взрослых» обязанностей. Он может пространно, рассуждать о причинах своего нежелания сделать что-то. У детей появляется интерес к своему внешнему виду. Они долго выбирают, во что одеться, спорят по этому поводу с родителями, стараются выглядеть взрослее, часто отвергают предлагаемое платье под предлогом «Я не маленький».

4 Сензитивный период для развития психических функций, процессов, явлений Период яркого восприятия речи, пополнения словарного запаса. В этом возрасте ребенок очень восприимчив к изучению иностранных языков. Также он благоприятен для развития моторики, манипуляций с предметами (восприятия маленьких предметов, восприятия порядка

Период развития речи

Период сенсорного развития Период развития движений и предметных действий (1-4)

Период развития социальных навыков

Период развития творческого мышления

Период развития логического мышления

5 Психические новообразования по периодизации Д. Б. Эльконина формируется самосознание малыша. Стремление к самостоятельности, овладение навыками, напоминающими «взрослые». 1. ребенок обретает свободу от происходящей ситуации.

2. произвольность и опосредованность психической жизни. Эта способность становится его внутренним достоянием и распространяется на разные сферы жизнедеятельности.

3. ребенок начинает понимать и осознавать собственные переживания.

4. возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях: ребенок открывает сам факт их существования. 5. возникает обобщение переживаний или «логика чувств»;

6. требовательность к себе, самолюбие, самооценка, уровень запросов к своему успеху;

7. в общении со взрослыми возникают новые темы, не связанные с сиюминутными семейными бытовыми событиями.

8. Расширяется сфера интересов ребенка, сфера его социальных контактов. Все более важными и сложными становятся отношения со сверстниками. Отличительной чертой контактов в этой новой общности становится опосредованность взаимоотношений определенными правилами.

9. Вхождение в новую, более широкую социальную общность становится главным смыслом жизни 7-летнего ребенка. Одобрение и признание, идущие от членов этой новой общности, выс-тупают для ребенка показателями того, насколько успешно происходит процесс вхождения в нее.

10. способность и потребность к социальному функционированию, т. е. осуществлению общественно значимой деятельности.

Публикации по теме:

Развивающая игра из картона и цветной бумаги для развития мелкой моторики у детей раннего и дошкольного возрастаРазвивающая игра из картона и цветной бумаги для развития мелкой моторики у детей раннего и дошкольного возраста Давайте разберемся, что такое развивающая игрушка. Если исходить из названия, то это игрушка, которая что-то развивает у ребенка: мелкую.

Дидактическая игра «Колодец» для развития мелкой моторики детей раннего и дошкольного возрастаДидактическая игра «Колодец» для развития мелкой моторики детей раннего и дошкольного возраста В продолжении темы развития мелкой моторики детей раннего и дошкольного возраста, хочется отметить, что хорошими помощниками в развитии.

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Игры для сенсорного развития детей раннего и младшего дошкольного возрастаИгры для сенсорного развития детей раннего и младшего дошкольного возраста Предложенные игры помогут детям научиться различать цвета, правильно их называть. Некоторые дети без проблем запоминают цвета (синий, жёлтый,.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста»Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста» Каждое занятие по театрализованной деятельности мы с ребятами начинаем с артикуляционной гимнастики, так как при выполнении артикуляционной.

Психологические особенности детей раннего возраста и детей второй младшей группыПсихологические особенности детей раннего возраста и детей второй младшей группы Методическая разработка "Психологические особенности детей раннего возраста и детей 2 младшей группы" РАННИЙ ВОЗРАСТ (2 – 3 года). В развитии.

Особенности развития музыкального восприятия детей раннего возраста На основании научных исследований установлено, что для успешного развития музыкального воспитания детей очень важно, чтобы они как можно.

Особенности развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста Мы живем в эпоху кризисов и социальных перемен. Нашей стране нужны творческие, способные неординарно и нестандартно мыслить люди. В настоящее.

Особенности развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста Дошкольный возраст – это период усиленного развития, изменения и обучения, парадоксов и противоречий, без которых невозможно представить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психофизиологические особенности развития детей раннего и дошкольного возраста
Опубликовано: 15 февраля 2024 в 12:01
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психофизиологические особенности развития детей раннего и дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Бабикова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД