Ольга Бабикова
Психофизиологические особенности развития детей раннего и дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
№ Параметры возрастного периода Период раннего детства Дошкольный возраст
1 Границы возрастного периода 1-3 лет 3-6 лет
2 Ведущая деятельность по периодизации
Д. Б. Эльконина Ведущая деятельность: непосредственное эмоциональное общение с взрослым (мотивационная сфера)
Публикация «Психофизиологические особенности развития детей раннего и дошкольного возраста» размещена в разделах
Новообразования: ходьба, эмоционально-заряженные представления, открытие своего физического Я (понимание своего облика в зеркале, выделение себя в мире людей. Выделяют раннее и позднее младенчество. В раннем младенчестве основной формой общения является ситуативно-личностная, и развивается преимущественно восприятие. Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Д. Б. Эльконин утверждал, что игра – это символико-моделирующий тип деятельности, в которой операционно-техническая сторона минимальна, операции сокращены, предметы условны. Игра как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребёнка, она способствует освоению им опыта человеческой деятельности.
3 Кризисы в данном возрастном периоде, их причина Под кризисом развития понимается сосредоточение резких и капитальных сдвигов и смещений, изменений и переломов в личности ребенка.
Источником возникновения кризиса выступает противоречие между возрастающими физическими и психическими возможностями ребенка и ранее сложившимися формами его взаимоотношений с окружающими людьми и видами (способами) деятельности. Каждый из нас встречался с проявлениями таких кризисов.
Раннее детство : 0 – 3 года
1. Кризис новорожденности: 0-2 месяцев
Причина: катастрофическое изменение условий жизни (появление индивидуальной физической жизни, помноженное на беспомощность ребенка.
Характеристика: потеря веса, происходящая настройка всех систем организма на существование в принципиально иной среде – вместо водной в воздушной.
Противоречие, разрешаемое в кризисе: Беспомощность и зависимость от мира решаются через возникновении доверия к миру (или недоверия). При благополучном разрешении рождается умение надеяться.
Новообразования к концу кризиса:
– индивидуальная психическая жизнь;
– комплекс оживления (особая эмоционально-двигательная реакция ребёнка, обращенная ко взрослому. Комплекс оживления формируется примерно с третьей недели жизни: появляется замирание и сосредоточение при фиксации предмета или звуков, затем — улыбка, вокализация, двигательное оживление. Также при комплексе оживления отмечаются учащенное дыхание, радостные вскрики и т. д. На втором месяце при нормальном развитии ребенка наблюдается комплекс в полном составе. Интенсивность его компонентов продолжает нарастать примерно до трех-четырёх месяцев, после чего комплекс оживления распадается, преобразуясь в более сложные формы поведения);
– возникновение привязанности.
Кризис 1 года
Причина: увеличение возможностей ребенка, появление все большего количества новых потребностей.
Характеристика: всплеск самостоятельности, а также появление аффективных реакций, знакомство с границами, возможно нарушение биоритма сна/бодрствования.
Противоречие, разрешаемое в кризисе: разрыв между желаниями и речевой регуляцией разрешается через возникновение автономии, самостоятельности в противоположность сомнениям и стыду. При благополучном разрешении обретается воля. Развивается речевая саморегуляция.
Новообразования к концу кризиса:
– автономная речь, эмоционально аффективная, многозначная;
– ощущение себя как отделенного от взрослого индивидуума;
– произвольность движений и жестов, управляемость;
– границы существуют и они легитимны (взрослые также им подчиняются).
Кризис 3 лет
(нынче часто смещается к 2 годам)
Причина: жизнь ребенка проходит в условиях опосредованной, а не прямой связи с миром. Взрослый как носитель социальных и личностных отношений.
Характеристика: так называемое семизвездие трехлетнего кризиса:
1) негативизм, 2) упрямство, 3) строптивость,
4) обесценивание, 5) стремление к деспотизму,
6) протест-бунт, 7) своеволие.
Противоречие, разрешаемое в кризисе: столкновение «хочу» и «надо» решаются через возникновение «могу», появление инициативности в противовес чувству вины. При благополучном разрешении рождается умение ставить цели и добиваться их. Нахождение своего «Я».
Новообразования к концу кризиса:
– соподчинение мотивов и проявление личностной характеристики ребенка;
– формирование внутренних позиций, рождение «Я»;
– произвольность мышления (логический тип обобщения). Кризис 7 лет
К концу дошкольного возраста ребенок резко меняется. Возраст 6—7 лет называют возрастом «вытягивания» (ребенок быс-тро вытягивается в длину) и достигает полуроста взрослого человека (полуростовой скачок) или возрастом смены зубов (к этому времени обычно появляются первые постоянные зубы). Однако главные перемены состоят не в изменении его внешнего вида, а в изменении поведения. Без всякой причины ребенок начинает кривляться, манерничать, капризничать, ходить не так, как ходил раньше. В 6 - 7 лет — это постоянное притворство и шутовство никак не мотивировано внешне, оно вызывает уже не смех, а осуждение взрослых. Ребенок может говорить писклявым голосом, ходить изломанной походкой и т. д. Это бросается в глаза и производит впечатление какого-то странного, немоти-вированного поведения. Указанные черты являются главными симптомами переходного периода от дошкольного к школьному возрасту. Происходят важные изменения в психической жизни ребенка. Суть этих изменений Л. С. Выготский определил как утрату детской непосредственности. Вычурное, искусственное, натянутое поведение 6—7-летнего ребенка, которое бросается в глаза и кажется очень странным, как раз и является одним из наиболее очевидных проявлений этой потери непосредственности. В этот период возникают новые трудности в отношениях ре-бенка с близкими взрослыми. Ребенок никак не реагирует на просьбы или замечания родителей, делает вид, что не слышит их. Появляются непослушание, споры со взрослым, возражения по всяким поводам. В семье дети начинают демонстрировать нарочито взрослое поведение. Ребенок может изображать конкретного члена семьи (например, отца, или стремиться к выполнению «взрослых» обязанностей. Он может пространно, рассуждать о причинах своего нежелания сделать что-то. У детей появляется интерес к своему внешнему виду. Они долго выбирают, во что одеться, спорят по этому поводу с родителями, стараются выглядеть взрослее, часто отвергают предлагаемое платье под предлогом «Я не маленький».
4 Сензитивный период для развития психических функций, процессов, явлений Период яркого восприятия речи, пополнения словарного запаса. В этом возрасте ребенок очень восприимчив к изучению иностранных языков. Также он благоприятен для развития моторики, манипуляций с предметами (восприятия маленьких предметов, восприятия порядка
Период развития речи
Период сенсорного развития Период развития движений и предметных действий (1-4)
Период развития социальных навыков
Период развития творческого мышления
Период развития логического мышления
5 Психические новообразования по периодизации Д. Б. Эльконина формируется самосознание малыша. Стремление к самостоятельности, овладение навыками, напоминающими «взрослые». 1. ребенок обретает свободу от происходящей ситуации.
2. произвольность и опосредованность психической жизни. Эта способность становится его внутренним достоянием и распространяется на разные сферы жизнедеятельности.
3. ребенок начинает понимать и осознавать собственные переживания.
4. возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях: ребенок открывает сам факт их существования. 5. возникает обобщение переживаний или «логика чувств»;
6. требовательность к себе, самолюбие, самооценка, уровень запросов к своему успеху;
7. в общении со взрослыми возникают новые темы, не связанные с сиюминутными семейными бытовыми событиями.
8. Расширяется сфера интересов ребенка, сфера его социальных контактов. Все более важными и сложными становятся отношения со сверстниками. Отличительной чертой контактов в этой новой общности становится опосредованность взаимоотношений определенными правилами.
9. Вхождение в новую, более широкую социальную общность становится главным смыслом жизни 7-летнего ребенка. Одобрение и признание, идущие от членов этой новой общности, выс-тупают для ребенка показателями того, насколько успешно происходит процесс вхождения в нее.
10. способность и потребность к социальному функционированию, т. е. осуществлению общественно значимой деятельности.