Татьяна Ганина
Т. М. Ганина. Рисованные карты на логопедических занятиях.
▼ Скачать + Заказать документы
Проведение индивидуальных логопедических занятий
с использование рисованных карт.
Часто логопедам, бывает трудно подобрать дидактический материал, конспект индивидуального занятия, чтоб ребенку было интересно и не наскучило многократное повторение одного и того же материала. Действительно, многократные повторения утомляют не только ребенка, но и взрослого. А от повторений никуда не деться, когда нужно отработать правильный артикуляционный уклад, научить ребенка слышать, узнавать звук, а затем правильно его произносить. А если этап автоматизации звука растягивается на длительное время, тогда логопеду в прямом смысле этого слова приходиться ломать голову над тем, как и чем, разнообразить занятия, чтобы отрабатываемый изо дня в день речевой материал не наскучил малышу, был для него интересен. Ведь только положительная мотивация будет способствовать эффективной работе, что приведет впоследствии к желаемому результату.
Публикация «Т, М, Ганина, Рисованные карты на логопедических занятиях,» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Темочки
Вот несколько вариантов работы с рисованными картами :
* Путешествие: пришел гость (показ картинки или игрушки)
1) Он хочет посмотреть и послушать, что ребенок умеет делать и как умеет произносить;
2) Гость не умеет делать артикуляционную гимнастику или произносить правильно звук и просит его научить;
3) Гость принес с собой рисованную карту и просит отправиться по ней в путешествие, при этом в пути выполняет предложенные ему задания, (назвать картинки с изучаемым звуком, выделить звук из ряда слов, определить место звука в словах, составить предложения по данным картинкам, по опорным словам и т. д.)
*Идем в гости (показ картинки или игрушки)
В гости отправляется сам ребенок или игровой персонаж по рисованной карте, карта показывает дорогу. По дороге ему приходится преодолевать различные препятствия (построить мост, лесенку, из картинок, где есть изучаемый звук, составить картинки парами, подобрать однокоренные слова, назвать слова в уменьшительно-ласкательной форме, образовать форму родительного падежа множественного числа имен существительных, соединить пунктирные линии, нарисовать клетку тигру и т. д.)
*Путь по карте («Остров сюрпризов», «Морское путешествие», «Поход в цирк», «В гости к белочке» и т. д.)
Предлагается рисованная карта. Передвигаясь, ребенок выполняет различные задания, (выбрать картинки, в названии которых есть изучаемый звук, подскажи словечко, перепрыгнуть с кочки, на кочку произнося слоги, подбери слова наоборот, исправь неправильные слова и т. д.). В конце пути ребенка ждет сюрприз, (картинка или игрушка, а помогает ему в пути звук который ребенок учиться правильно, произносить.
*Занятие – сказка
В ходе рассказывания и наглядной демонстрации рисованной карты – сказки, ребенку предлагается помочь персонажам, выполнив различные задания (перебраться через реку, забраться на дерево, пройти по мостику, переплыть реку, отремонтировать поезд и т. д.).
В работе с рисованной картой используются модульные изображения зверей, сказочных персонажей, карточки с изображениями предметов на различные группы звуков.
Одну и ту же карту можно использовать для постановки и автоматизации звуков из разных групп. Например, карту «Путешествие гнома» для автоматизации и постановки, свистящих и шипящих звуков. Карту «Новогодняя история Деда Мороза» для постановки и автоматизации, свистящих и сонорных звуков. Карту№2 «Путешествие щенка» (см. приложение конспекта занятия, постановка и автоматизация свистящих и сонорных звуков, и т. д.
Любой логопед, если заинтересуется такой формой организации и проведения индивидуальных занятий с детьми, сможет разработать и внедрить новые рисованные карты и поделится опытом работы со своими коллегами.
Названия рисованных карт.
Карта №1 «Новогодняя история Деда Мороза».
Карта №2 «Путешествие щенка».
Карта №3 «Путешествие маленькой мышки».
Карта №4 «Приключения Гнома».
Карта №5 «Света на прогулке».
Карта №6 «В гостях у тетушки Совы».
Карта №7 «Путешествие на лесную полянку».
Карта №8 «Морское путешествие».
Карта №9 «Цирк».
Список использованной литературы.
1. Борисова Е. А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. Методическое пособие. М. ,2009.
2. Борисова Е. П. Лексический материал для закрепления правильного произношения звуков // Логопед. 2008. №1.
3. Османова Г. А. Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики (картотека пальчиковых игр). СПб. ,2008.
4. Репина З. А., Буйко В. И. Уроки логопедии. Екатеринбург 2001.
5. Ткаченко Т. А. Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи. – М., 2001.
6. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практическое пособие – 5-е изд. – М. : Айрис-пресс, 2008.- 210 с.