Нина Ивановна Воробьёва
Сюжетные народные подвижные игры
▼ Скачать + Заказать документы
Игры этого вида строятся на основе опыта детей, имеющихся у них представлений и знаний об окружающей жизни, явлениях природы, образе жизни и повадках животных и птиц.
Некоторые особенности поведения животных (хитрость лисы, повадки хищников – волка, щуки, быстрота движений зайцев, птиц, заботливость на-седки и т. п., служат основой для развертывания сюжета и установления правил игры.
Публикация «Сюжетные народные подвижные игры» размещена в разделах
Сюжет игры и правила обусловливают характер движений играющих. В одном случае малыши, подражая лошадкам, бегают, высоко поднимая ко-лени, в другом – прыгают, как зайчики, и т. д. В сюжетных играх, таким об-разом, выполняемые движения носят в основном имитационный характер.
Дети начинают, прекращают или изменяют движения в соответствии с правилами игры, которые обычно тесно связаны с сюжетом и определяют поведение и взаимоотношения играющих. В некоторых сюжетных играх дей-ствия, играющих определяются текстом («У медведя во бору», «Гуси- лебе-ди», «Зайцы и волк» и др.) [27].
Одной из особенностей народных подвижных игр с сюжетами является возможность воздействия на детей через образы, роли, которые они выпол-няют, через правила, подчинение которым обязательно для всех.
Сюжетные народные подвижные игры преимущественно коллектив-ные, количество играющих может быть различным (от 5 до 25, и это позво-ляет широко использовать игры в разных условиях и с разными целями. В сюжетных играх обычно основная масса детей изображает, например, пти-чек, зайчиков, а один ребенок или воспитатель становится исполнителем от-ветственной роли – волка, лисы, кота. Действия детей тесно взаимосвязаны. Так, активность ребенка, исполняющего роль волка, возбуждает и остальных участников игры – зайцев – двигаться быстрее, энергичнее. Это и составляет игровые действия детей. Однако каждый ребенок, играя, проявляет самостоя-тельность, инициативу, быстроту и ловкость в меру своих возможностей.
Поскольку в играх этой группы действует, подчиняясь правилам, кол-лектив детей, это во многом определяет их поведение и взаимоотношения. Малыши приучаются к согласованным коллективным действиям в опреде-ленных условиях, учатся изменять способ и характер движений по сигналам и в соответствии с правилами. Например, птички быстро улетают в свои гнездышки, как только пойдет дождик, и т. п.
Сюжетные подвижные игры имеют широкое применение во всех воз-растных группах детского сада. Однако в младшем дошкольном возрасте особенно популярны [17].
Игры проводятся под непосредственным руководством взрослого, что создает благоприятные условия для педагогического воздействия на детей.
В сюжетных народных подвижных играх дети очень непосредственны, перевоплощаясь в персонажей игры, увлекаясь ею, они многократно повто-ряют такие движения, как ходьба, бег, прыжки (подпрыгивания на месте и с продвижением вперед, спрыгивания с невысоких предметов, перепрыгивания через шнур, линию, маленький кубик, ползание, подлезания. Эти виды дви-жений чаще всего входят в содержание игр малышей, на них основаны игро-вые действия, необходимые для решения игровых задач.
Меньшие возможности в сюжетных народных подвижных играх име-ются для упражнений детей младшего дошкольного возраста в таких движе-ниях, как бросание и ловля мяча, прокатывание мячей, шаров в определен-ном направлении и в цель, лазанье по гимнастическим лестницам.
Младшие дошкольники еще слабо владеют этими движениями, поэто-му игровые ситуации не только не создают выгодные условия для их выпол-нения, а, наоборот, еще больше затрудняют детей. Следовательно, обучение малышей этим движениям наиболее целесообразно проводить в форме уп-ражнений.
Построение игр для малышей имеет свои особенности. Так, выполне-ние более сложных движений в них должно происходить в спокойной обста-новке, когда внимание детей не отвлекают никакие дополнительные сигналы. Тогда малыши действуют спокойно и могут выполнить движение без излиш-ней торопливости, например, зайцы скачут на лужайке, когда волка нет; мышки бегают легко, пока кот спит. Подача сигнала к смене действий, появ-ление ловящего являются сильными раздражителями, отвлекающими внима-ние детей от качества выполнения движений. В этом случае от детей и не следует требовать точного воспроизведения движения изображаемого ими персонажа.
В наиболее выгодных для выполнения движений условиях, склады-вающихся в. процессе игры, можно привлечь внимание ребенка к правильному их выполнению. Для показа, пояснения, использования образов, которым дети подражают, и предъявить уже определенные требования к их воспроизведению. В других условиях дети просто убегают и на точность движений в таких случаях мало обращают внимания