Получи документы

Сюжетные физкультурные занятия как форма организации двигательной активности младших дошкольников

Ирина Иноземцева
Сюжетные физкультурные занятия как форма организации двигательной активности младших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

В системе физического воспитания в детских дошкольных учреждениях используются следующие основные организационные виды двигательной деятельности детей:

- образовательная деятельность – физкультурные занятия;

- физкультурно–оздоровительная деятельность в режиме дня – утренняя гимнастика, физкультурная минутка, пальчиковая гимнастика, зрительная гимнастика, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, гимнастика после сна, подвижные игры и физкультурные упражнения на прогулках (утренней и вечерней);

Публикация «Сюжетные физкультурные занятия как форма организации двигательной активности младших дошкольников» размещена в разделах

- активный отдых – физкультурный досуг, физкультурные праздники, пешеходные прогулки, экскурсии, прогулки по маршруту (простейший туризм, дни здоровья;

- самостоятельная двигательная деятельность детей.

Основным видом образовательной деятельности являются физкультурные занятия. Количество и продолжительность физкультурных занятий в неделю различно для детей раннего возраста, младшего дошкольного, среднего и старшего. Это обусловлено возрастными особенностями развития детей, требованиями образовательной программы, санитарных норм и правил.

Для осуществления программы по физической культуре выделяются различные типы физкультурных занятий:

1. Традиционный: обучающий, смешанный, и вариативный характер.

• Обучающий характер - ознакомление с новым программным материалом, (обучение спортивным видам и упражнениям, знакомство с правилом, содержанием, техникой видов движений и т. д.)

• Смешанный: разучивание новых и совершенствование основанных раннее. Строится на повторении пройденного материала

• Вариативный: основано на хорошо знакомом материале, но с включением усложненных вариантов двигательных заданий (в подвижных играх, в полосе препятствий, в играх-эстафетах)

2. Игровой: на основе разработанных подвижных игр, игр-эстафет, игр-аттракционов

3. Сюжетно-игровой: содержит целостную сюжетно-игровую ситуацию, отражающую в условной форме окружающий мир ребенка, состоит из разнообразных имитационных движений и упражнений общеразвивающего воздействия («Путешествия», «Цирк», «Зоопарк»)

4. Тренировочный: направлено на развитие двигательных и функциональных возможностей детей. Включает большое количество циклических, музыкально-ритмических движений, элементы акробатики, дифференцирование двигательного задания на развитие быстроты реакции, ловкости, выносливости.

5. С использованием тренажеров и спортивных комплексов: включено лазанье по канату, гимнастической стенке, веревочной лестнице, упражнения на дисках «Здоровье», с гантелями, пластиковыми бутылками с водой, гребля, бегущая дорожка- цель: научить детей самостоятельно пользоваться тренажерами, пользоваться приемами самостраховки.

6. Ритмическая гимнастика: под музыку с включением ходьбы, бега, прыжков, танцевальных движений, хорошо освоенных детьми.

7. Занятие по интересам: развитие двигательных умений и навыков, творчества детей.

1 зона: мячи разных типов и размеров: набивные (весом 0,5 кг, массажные, теннисные.

2 зона: обручи разных размеров, резиновые кольца, скакалки, ленты, кегли.

3 зона: полоса препятствий (гимнастическая скамья, гимнастическая стенка, маты, дуги разных размеров, батуты)

4 зона: тренажеры разных типов: «Велосипед», «Бегущая дорожка», диск «Здоровье».

5 зона: комплекс для спортивных игр (бадминтон, городки, теннис, мяч баскетбольный).

Через 5-6 минут смена с детьми двигательной зоны. В течении занятия дети проходят все двигательные зоны.

8. Тематический: посвящено одному виду физических упражнений (лыжи, баскетбол, настольный теннис, бадминтон). Добиваться хорошего качества выполнения заданий.

9. Комплексный: синтезирование разных видов деятельности (игровые: «Кто больше собрал», «Собери по форме, цвету, парами»).

10. Контрольно-проверочный: итоговый зачет: оценка физических качеств и двигательной подготовленности детей, 3-4 раза в году. Воспитатель групп, методист. Анализ динамики освоения детьми основных движений, физических качеств.

11. Туризм: на воздухе, в лесу, парке. Закрепление двигательных умений и навыков в естественных условиях.

Для детей младшего дошкольного возраста наиболее эффективной формой организации двигательной активности являются сюжетные физкультурные занятия, организационная форма проведения которых способствует воспитанию у детей дошкольного возраста интереса к процессу выполнения физических упражнений и основных видов движений. По средствам сюжетных физкультурных занятий ребёнок получает разностороннее развитие, развитие образовательного, воспитательного, оздоровительного потенциала.

Использование сюжетных занятий помогает в решении следующих задач:

- закреплять и совершенствовать двигательные умения и навыки детей в игровой форме;

- развивать психические способности и эмоциональную сферу;

- развивать музыкально-ритмические способности детей;

- воспитывать интерес и потребности в систематических занятиях физическими упражнениями;

- воспитывать и развивать у детей творческие способности, воображение, фантазию;

- способствовать появлению интереса к импровизации различных действий в процессе занятия.

Разновидность сюжетных физкультурных занятий:

1. Сюжетно-образные физкультурные занятия. Цель: через знакомый подражательный образ привлечь детей к выполнению разнообразных движений, приобретение разнообразных двигательных навыков.

(На протяжении всего занятия разные движения имеют разные образы («Зоопарк» (заяц, лев, тигр, бегемот, обезьянки, конь, кенгуру и т. д.) или один образ воплощается в разных движениях «В гости к Мишутке»). См. Приложение 1.

2. Сюжетно-игровые физкультурные занятия. Цель: формировать способность детей ставить перед собой задачу и решать ее, преодолевая различные проблемные ситуации, воспитывая в себе необходимые для этого психологические и физические качества. («Найди лошадку»). См. Приложение 2

3. Сюжетно-тематические физкультурные занятия. Цель: преодолевать двигательные трудности, ориентироваться в проблемных ситуациях, развивать у детей творчество, фантазию и воображение. («Мой весёлый звонкий мяч»). См. Приложение 2

Использование приемов имитации и подражания, образных сравнений соответствует психологическим особенностям дошкольников, облегчает процесс запоминания, освоения упражнений, повышает эмоциональный фон, способствует развитию мышления, воображения, творческих способностей, познавательной активности.

Движения, связанные с каким-либо образом или сюжетом, увлекают детей, образ подталкивает к исполнению подражательных движений, которые очень любят дошкольники. Разные роли для детей - это и разные двигательные задачи.

Это является одной из причин проведения сюжетных физкультурных занятий. Такие занятия развивают у детей творчество, фантазию, воображение. Литературные герои учат детей преодолевать двигательные трудности в достижении цели, ориентироваться в проблемных ситуациях. Этот тип занятий ценен тем, что у детей есть возможность раскрыться, проявляются личные качества, артистичность, музыкальность, самостоятельность.

Занятия по физической культуре в сюжетной форме начинаются с эмоционального рассказа, в котором задается воображаемая ситуация, перед детьми раскрываются условия принятия роли, сообщается последовательность выполнения упражнений и их содержание. Применяются разнообразные приемы создания игровой мотивации, которые способствуют увлеченному выполнению детьми физических упражнений: это и загадки про животных, про явления природы, художественное слово, и волшебные превращения в разных героев; использование игрушек, масок.

Движения, даже самые простые, дают пищу детской фантазии, развивают творчество, которое является высшим компонентом в структуре личности, представляет собой одну из наиболее содержательных форм психической активности ребёнка.

Эти занятия открывают широкие возможности для работы с детьми, создают благоприятные условия для совершенствования основных движений, способствуют умственному и физическому развитию дошкольника, стимулируют двигательную активность, регулируют её, обеспечивая, таким образом, гармоническое развитие ребёнка.

Ребята учатся думать и действовать одновременно. Кроме того, в процессе сюжетно-игровых физкультурных занятий у детей формируется самооценка: ребёнок оценивает своё «Я» по непосредственным усилиям, которые он приложил для достижения поставленной цели. В связи с развитием самооценки развиваются личностные качества: самоуважение, совесть, гордость.

Методические рекомендации по проведению сюжетно — игровых физкультурных занятий.

При руководстве двигательной деятельностью педагогу необходимо развивать личные интересы и инициативу детей.

Следует вызвать ребёнка на самостоятельное выполнение движений, не следует злоупотреблять готовыми образцами.

При выполнении двигательного задания в сюжетной форме детям полезно быть хозяевами положения.

Во время занятий важно выдерживать правильный ритм, т. к. для дошкольника потеря в движении, может привести к потере здоровья.

Создание условий для творчества и преобладание положительных эмоций на физкультурных занятиях, стимулирует двигательную активность ребенка.

Очень важно создать оптимальные условия для каждого ребёнка, в процессе выполнения движений, развивать воображение освоения двигательных действий.

Использовать варианты сочетания нескольких видов движений для расширения двигательного опыта детей.

В процессе выполнения действий оценивать каждого ребёнка.

Использовать разные виды сюжетных физкультурных занятий (по литературным произведениям, с одним сюжетом, с одним образом, сюжетные занятия, сочетающие экологическую направленность).

Использовать в работе занятия в сюжетной форме, ролевые игры.

Включать в занятия приемы с воображаемой ситуацией для усиления инициативы и успешности действий.

Хорошо подготовленные сюжетные физкультурные занятия во многом способствуют физическому, умственному развитию детей, так как обеспечивают оптимальные условия для нормальной деятельности нервной системы, что в свою очередь помогает лучшему восприятию и запоминанию. У детей формируются положительные эмоции, создающие бодрое, жизнерадостное настроение, а также развиваются умения быстро преодолевать отрицательное психическое состояние. Это необходимо потому, что положительные эмоции благотворно влияют на работу всех органов и систем организма, обеспечивают быстроту и прочность формирования двигательных навыков и умений.

Список литературы:

1. Анферова В. И. Физкультурные сюжетные занятия с детьми 3-4 лет. М. : Сфера. 2012.

2. Глазырина Л. Д. Физическая культура в младшей группе детского сада.

3. Дыбина О. В. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет. Издательство Мозайка-Синтез, М., 2006.

4. Комплексная методика развития физических качеств дошкольников (педагогика оздоровления, Учебно-методическое пособие для воспитателей и работников по физической культуре детских дошкольных учреждений (ДДУ, сост. : Коломийцева Н. С., Ханжиева А. Я. Адыгейского государственного университета. Майкоп. 2010.

5. От рождения до школы. Под ред. : Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, М. : Мозаика синтез, 2015.

6. Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия в детском саду (вторая младшая группа). М., 2009.

7. Пензулаева Л. И. Подвижные игры и упражнения для детей 3–5 лет. Изд. : Владос, 2003.

Интернет-ресурсы:

8. Сайт: ИнфопедиЯ для углубления знаний. Физкультурные занятия дошкольников.

Приложение 1

Конспект интегрированного физкультурного занятия (младший возраст).

«В гости к Мишутке»

Задачи:

1. Повышать двигательную активность малышей.

2. Упражнять детей в ползании, в прыжках, в ходьбе, перешагивании предметов.

3. Формировать правильную осанку и укреплять свод стопы.

4. Закреплять знания детей об эталонах цвета.

5. Воспитывать интерес к физкультурным занятиям, вызывать эмоциональный отклик и желание участвовать в подвижных играх и упражнениях.

НОД:

Воспитатель встречает детей с медведем и от его имени приветствует детей:

«Здравствуйте, детки. Вы меня узнали? …» Покажите, как ходят медвежата. А как мишка рычит (дети изображают, как мишка ходит, рычит). Молодцы, ребята, пойдемте за мной.

Медвежата в чаще жили

По тропинке все ходили

Вот так, вот так!

Вперевалочку ходили.

Вот пенечки увидали

Через них все зашагали.

Вот так, вот так!

Через них все зашагали.

А потом они играли

И друг друга догоняли.

Вот так, вот так

И друг друга догоняли.

И медведя увидали.

Вот он Мишенька сидит

Погремушками гремит.

1. Комплекс ОРУ

Погремушки дети взяли

С ними быстро зашагали.

Погремушки так гремят

всех ребяток веселят

Стали погремушки поднимать

А потом их опускать!

Поднимать и опускать

Поднимать и опускать.

А теперь все сядем дружно на пол

Ножки вытянем вот так

Погремушки не гремят на коленочках лежат

Тихо-тихо все сидят, погремушки не гремят.

А теперь на спинку ляжем

Погремушками помашем.

А теперь все встанем дружно

Станем вместе приседать

Погремушками стучать.

Стук и прямо,

Стук и прямо.

А теперь все дружно мы попрыгаем.

Погремушками звеним.

Подуем на погремушку.

Тихо. Тихо все пойдем

Погремушки уберем.

Ходьба по дорожкам

Перешагивать пенечки. (“блинчики”)

Повторить 2 круга.

Бег

Ходьба, дети подходят к мишке и берут погремушки по 2штуки.

Ходьба, построение врассыпную.

И. п. – о. с., погремушки к груди.

Погремушки вперед, погреметь и опустить. (повторить 4-5 раз)

И. п. - о. с., погремушки внизу

Поднимать вверх и опускать (повторить 4-5 раз).

И. п. - сидя, ноги вместе

Наклоны вперед, погремушкой достать носки. (повторить 4-5 раз)

И. п. - лежа на спине

Поочередное сгибание и разгибание рук и ног (повторить 6-8 раз)

И. п. – о. с.

Приседание (повторить 4-5 раз).

И. п. – о. с.

Прыжки на двух ногах.

Упражнение на дыхание.

Воспитатель собирает погремушки и проводит с детьми упражнение “Солнышко”- на развитие медленных, плавных движений, способствующих вытягиванию позвоночника, формирование правильной осанки.

Вот как солнышко встает –

Выше, выше, выше.

К ночи солнышко зайдет –

Ниже, ниже, ниже.

Хорошо, хорошо солнышко смеется,

А под солнышком всем весело живется.

Дети сидят на корточках и медленно встают, одновременно поднимая руки кверху.

Опускаются на корточки и кладут руки под щечки.

Выполняют пружинку (прыжки на месте, хлопая в ладоши.

Воспитатель: Мишка нес домой малину

Ягод полную корзину

Шел, устал и корзинку потерял. (обратить внимание на то, что Мишка грустный)

- Ребята, давайте поможем собрать ягодку в корзинки по цвету.

2. ОВД:

• Проползти в “берлогу” (тоннель)

• Перепрыгнуть “ручеек” (через две линии, расстояние 20-30 см)

• Собрать ягодки в корзинки по цвету (собрать пластмассовые мячи по цвету: красный, желтый, синий)

Повторить 2 раза.

Воспитатель убирает оборудование и раскладывает домики (плоские кольца) для подвижной игры.

Воспитатель от имени медведя говорит:

- Спасибо вам ребятки, помогли мне ягодку собрать, давайте с вами поиграем. Вы будете пчелками, мед в улей собирать (одевает детям медальки – пчелок).

3. Подвижная игра “Пчелки и медведь”

Дети – "пчелки” летают, жужжат. Появляется медведь.

Инструктор: Мишка идет, мед у пчелок унесет. Пчелки домой!

Пчелки летят в свои домики.

Воспитатель - Медведь идет к ним.

Дети говорят: Этот улей – домик наш

Уходи медведь от нас Ж-ж-ж-ж. Повторить 2 раза.

Медведь предлагает поиграть еще в игру. Дети встают в круг.

Игра малой подвижности “Мишуткин шар”

“Надувала мама шар, а мишутка ей мешал:

Подошел и лапкой – хлоп!

А у мамы шарик – лоп! -ш – ш –ш!”

Дети прощаются с медведем.

Приложение 2.

1. Дидактическая игра «Найди лошадку».

Игрушка (лошадка) заранее перед занятием спрятана педагогом. Дети вместе с педагогом образуют круг, берутся за руки, и идут по кругу со словами:

- Раз лошадка –И-го-го! – Убежала далеко.

Ну-ка, детки, помогите!

Вы лошадку отыщите.

Дети расходятся по залу, ищут спрятанный предмет. Когда кто-либо из детей находит игрушку, он должен принести ее педагогу. Можно предложить детям найти ее глазами и молча подойти к педагогу и сказать на ушко, где она спрятана.

2. Дыхательная гимнастика: «Бегемотик».

ИП: лежа или сидя. Ребенок кладет ладонь на область диафрагмы и глубоко дышит. Вдох и выдох производится через нос. Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой:

Сели бегемотики, потрогали животики.

То животик поднимается (вдох,

То животик опускается (выдох)

3. Самомассаж «Котятки».

-Все котятки Растирание рук, ушей и живота (по часовой стрелке)

Мыли лапки:

Вот так, вот так!

Мыли ушки,

Мыли брюшки:

Вот так, вот так!

А потом они устали,

Сладко-сладко засыпали:

Вот так, вот так!

- В зоопарк опять придём.

Будем долго здесь гулять,

Всех зверюшек будем знать.

4. «Мой весёлый звонкий мяч»

Загадка: «Стукнешь о стенку – А я отскочу.

Бросишь на землю – А я подскочу.

Я из ладоней

В ладони лечу –

Смирно лежать

Я никак не хочу.» (А. Рождественская)

Игры и общеразвивающие упражнения с мячом: шагаем вокруг мячиков, стараясь их не обидеть (не задевая мячи, катание мячей друг другу на расстоянии 1,5м, подбрасывание и ловля мяча двумя руками, игры на меткость и развитие координации движений:

«Сбей кеглю», «Попади в цель».

«Мы играем целый день

Целый день играть не лень.

Ты, смотри, не отставай,

Друг за другом ты шагай!

Друг за другом ты шагай,

Мячики не задевай!».

Вот какой красивый у нас круг получается!

Бег колонной по кругу (вокруг мячей).

Публикации по теме:

Повышение двигательной активности дошкольников на прогулке — игры на асфальте Лето — удивительная пора! И каждый peбёнок с нетерпением ждет, когда же наступит это прекрасное время. Для детей лето — особый период,.

Развитие речи младших дошкольников посредством организации игровых упражнений и развивающих игр. Отчёт по самообразованиюРазвитие речи младших дошкольников посредством организации игровых упражнений и развивающих игр. Отчёт по самообразованию Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Ребёнок усваивает язык в процессе общения со взрослыми и учится.

Фотоотчет «Нетрадиционное оборудование и инвентарь для двигательной активности дошкольников»Фотоотчет «Нетрадиционное оборудование и инвентарь для двигательной активности дошкольников» В соответствии с годовым планом работы в "МБДОУ "Излучинский ДСКВ "Сказка" 10.02.2016 года был проведен смотр – конкурс «Нетрадиционное.

Фотоотчёт об организации взаимодействия и сотрудничества старших и младших дошкольников во время летней прогулкиФотоотчёт об организации взаимодействия и сотрудничества старших и младших дошкольников во время летней прогулки Совместный летний социально – коммуникативный проект второй младшей группы «Теремок» и старшей логопедической группы «Золотая Рыбка» по.

Консультация для родителей «Методы и способы стимуляции речевой активности у младших дошкольников»Консультация для родителей «Методы и способы стимуляции речевой активности у младших дошкольников» МЕТОДЫ И СПОСОБЫ СТИМУЛЯЦИИ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности.

Ледяные фигуры для развития двигательной активности дошкольниковЛедяные фигуры для развития двигательной активности дошкольников С приходом зимы, первыми снегопадами мы начинаем думать как будем украшать наши участки. Ведь украшенный участок побуждает детей к активным.

Мастер-класс «Нетрадиционное физкультурное оборудование как средство повышения двигательной активности дошкольников» Участники: инструктор по физкультуре, педагоги ДОУ. Цель: повышение компетентности педагогов по проблеме приобщения дошкольников к двигательной.

Семинар-практикум с родителями «Организация двигательной активности дошкольников дома» Цель: Способствовать формированию у родителей потребности в приобретении теоретических знаний и практических навыков в организации двигательной.

Снежные постройки для развития двигательной активности дошкольниковСнежные постройки для развития двигательной активности дошкольников Чтобы зимние прогулки были в радость, каждый год на участке детского сада мы строим снежные постройки. Продумываем, для чего каждая скульптура.

Влияние ритмической гимнастики на развитие двигательной активности дошкольников В настоящее время ритмическая гимнастика — одна из самых популярных форм занятий массовой физической культурой. Положительное влияние занятий.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сюжетные физкультурные занятия как форма организации двигательной активности младших дошкольников
Опубликовано: 28 мая 2023 в 01:37
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сюжетные физкультурные занятия как форма организации двигательной активности младших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Иноземцева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД