Алёна Толкач
Сюжетно-тематическая организация индивидуально-подгрупповых логопедических занятий с детьми с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Сюжетно-тематическая организация индивидуально-подгрупповых логопедических занятий с детьми с ТНР.
Очень часто индивидуально-подгрупповые коррекционные занятия с дошкольниками проводятся по шаблону, трафаретно, что является причиной малой эффективности коррекционной работы.
Публикация «Сюжетно-тематическая организация индивидуально-подгрупповых логопедических занятий с детьми с ТНР» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
Дети, обучающиеся в речевых группах, отличаются, как правило, неусидчивостью, быстрой утомляемостью и истощаемостью, снижением интереса. Им присущи плохое усвоение учебного материала и, как следствие, необходимость постоянного стимулирования их активности. Как же помочь ребенку с проблемами в речевом развитии внимательно слушать на занятии? С помощью каких средств зажечь интерес в его глазах?
Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные положительными эмоциями не становятся полезными — это «мертвый» груз.
Особое значение в коррекционно-педагогическом процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями приобретает сюжетно-ролевая игра, поскольку наряду с предметной деятельностью она используется в качестве основы формирования правильной речи детей и для их всестороннего развития.
Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является создание воображаемой ситуации и возникновение действий в “смысловом поле” (Выготский Л. С.). По словам Л. С. Выготского, играя, ребенок учится “осознавать свои собственные действия, осознавать, что каждая вещь имеет значение”. В сюжетно-ролевой игре между детьми устанавливаются ролевые и реальные отношения, стимулирующие детей к общению. Воспроизведение в игре отдельных сторон окружающей действительности требует активного применения вербальных средств для обозначения предметов, действий и отношений, что создает благоприятные условия для речевого развития детей.
Поэтому одним из эффективных средств построения коррекционных занятий является использование игровых элементов, заимствованных из сюжетно-ролевой игры. Ими являются: игровой сюжет, имитация, ролевые ситуации. Перечисленные элементы мы можем встретить в сюжетных занятиях. Сюжетные занятия являются одной из организованных форм проведения занятий, способствующих воспитанию интереса детей дошкольного возраста к процессу выполнения коррекционных задач. В отличии от занятий, проводимых по традиционной форме, все средства, используемые нами в сюжетном занятии, подчинены одному определенному сюжету это могут быть истории, сказки, бытовые ситуации. Если за основу сюжетного занятия мы берем сказку, то главной задачей является не разыгрывание известных сюжетов сказок, как в театральной постановке, а создание образов персонажей. Педагог должен дать правильную инструкцию детям индивидуально оговаривая характер и стиль поведения персонажа.
Сегодня, в преддверии главного зимнего праздника – новый год, я хочу рассказать вам о преимуществах сюжетных занятий на примере занятия «Зима в Простоквашино». Уважаемые коллеги, посмотрите внимательно на название занятия и предположите коррекционную цель. В ходе обыгрывания сюжетной истории лексические темы не изолируются друг от друга, а переплетаются, как в реальной жизни. Мы не ограничиваемся одной лексической темой. В рамках данной игры можно затронуть темы: «Семья», «Зимние забавы», «Одежда и обувь» и т. д.
Дети не любят делать бессмысленные дела, как и взрослые. А если придать заданию смысл и игровой мотив - все резко меняется. Если воспитанник понимает, что это необходимо сделать для продвижения по сюжету, то особого сопротивления не будет!
Внутри сюжетного занятия задания плавно переходят одно в другое. Для ребёнка это выглядит как одна непрерывная интересная история, где он помогает героям решать их проблемы.
В общении со взрослыми в рамках сюжетного занятия ребенок получает образцы ведения диалога.
Практическая часть:
И так Шарик и Матроскин приглашают папу и дядю Федора в деревню Простоквашино
Дорога предстоит нам через лес. В лесу подул тёплый ветерок Ш-Ш-Ш-Ш. А потом подул холодный ветерок С-С-С-С.
Какой звук мы произносили, когда пели песенку теплого ветра?
А какой звук произносили, когда пели песенку холодного ветра?
Как ты думаешь, с какими звуками мы будем играть в Простоквашино?
Артикуляционная гимнастика
Дыхательная и артикуляционная гимнастика — это то, что дети выполняют на каждом занятии и сами упражнения особым разнообразием не отличаются. Но если они вплетены в ход такого сюжетного занятия, да еще и представлены в интересной форме, то ребенок будет выполнять его с большим удовольствием.
А зима то в этом году очень снежная всю дорогу занемело, придется расчищать снег.
Развитие фонематического слуха
Вот и Шарик с Матроскиным нас встречают. А мы для них подарки привезли. Помоги дядя Федор раздать подарки Шарику и Матроскину. Если в названии предметов, которые изображены на коробке мы слышим звук С, то дарим его Матроскину, если Ш, то дарим Шарику (уши – усы, шутки – сутки, кашка – каска, Машка – маска, Мишка – миска, скала – шкала, стык – штык, стиль – штиль, марс– марш, вас – ваш, мыс – мышь)
Дифференциация звуков изолированно.
Нужно помочь Шарику и Матроскину смастерить гирлянду.
Дифференциация звуков в слогах.
Нейроклассики
Пройди по лесной тропинки
Дифференциация звуков в словах
Обновляя и расширяя сюжеты занятий, педагог решает задачу совершенствования навыков правильного звукопроизношения, обогащения лексического и грамматического строя речи детей.
Сюжетные занятия способствуют накоплению у воспитанников запаса представлений об окружающем, т. е. развивают умение отражать не только повседневно наблюдаемые бытовые действия, но и менее знакомые, реже наблюдаемые. Так, дети должны изображать действия продавца, шофера, кондуктора, кассира и т. д.
В сюжетных занятиях слова, ранее знакомые детям, наполняются новым содержанием, абстрагируются, уточняются, обретают свое полноценное значение. Одновременно развивается абстрактно-логическое мышление.
Так же сюжетные занятия облегчают процесс запоминания, освоения упражнений, повышают эмоциональный фон ребенка, улучшают общую работоспособность, способствуют развитию мышления, воображения, творческих способностей, связной речи.